Как рассадить сотрудников, чтобы сэкономить на аренде?

Арендаторам московских БЦ удалось сэкономить более $300 млн в течение 5 лет благодаря уплотнению рассадки сотрудников на 30%. Такие данные приводятся в исследовании офисных интерьеров, построенных с 2011 по 2015 годы в Москве, проведенном PRIDEX.

6468

Арендаторам московских БЦ удалось сэкономить более $300 млн в течение 5 лет благодаря уплотнению рассадки сотрудников на 30%. Такие данные приводятся в исследовании офисных интерьеров, построенных с 2011 по 2015 годы в Москве, проведенном PRIDEX.

Данное исследование выявило значительное уплотнение рассадки в московских БЦ классов «А» и «В». Если в 2011 г. на одного сотрудника в новом офисе приходилось 12,86 кв. м, то в 2015-м этот показатель снизился до 8,71 кв. м. Другими словами, если в 2011 г. в офисе площадью 1 000 кв. м в среднем размещалось около 75-80 человек, то сейчас аналогичное по площади помещение проектируется уже на 110-115 сотрудников. Повышение плотности рассадки позволило сэкономить на аренде, отделке и эксплуатации около 490 000 кв. м за 5 лет, что в денежном эквиваленте составляет свыше $300 млн.

Повысить эффективность использования помещений арендаторам позволил рациональный подход к организации офисного пространства, который внес значительные изменения в структуру распределения площадей внутри интерьеров. Сергей Кудрявцев, управляющий партнер PRIDEX, поясняет, что в первую очередь речь идет об увеличении доли открытых рабочих зон (open-space) с 42% в 2011 г. до 59% в 2015-м. С размещением подавляющего большинства сотрудников в открытых рабочих зонах пропала необходимость в многочисленных кабинетах, что позволило отказаться от масштабных коридорных систем. Это решение снизило долю неэффективных помещений (коридоров) с 15% в структуре распределения площадей внутри офисных интерьеров в 2011 г. до 6% в 2015-м, что в свою очередь также помогло сократить расходы на содержание офисов.

Экономический кризис сократил площадь рабочего места в open-space на 0,5 кв. м, кабинета линейного руководителя – на 2,9 кв. м, кабинета топ-менеджера – на 5,8 кв. м.

Доминирование рациональных принципов при проектировании офисов, позволившее значительно сократить издержки на их содержание, заставляет арендаторов пересматривать подход к организации рабочих станций сотрудников. Эта тенденция усилилась в период экономической нестабильности 2014-2015 годов, когда средние показатели площади рабочих мест значительно уменьшились.

Сегодня компании начинают пересматривать стандарты рабочих станций, справедливо считая, что эти бизнес-единицы должны, с одной стороны, обеспечивать комфортный режим работы для персонала, а с другой -  быть экономически рациональными. Данная закономерность подтверждается статистикой, которая показывает планомерное сокращение разброса показателей средней площади рабочих станций различных типов (open-space, кабинет линейного руководителя и кабинет топ-менеджера).

Концепции новых офисных интерьеров предполагают многофункциональное использование различных рабочих зон. Например, в open-space интегрируются мягкие зоны, комнаты для телефонных разговоров, кофе-поинты, мини-переговорные, тогда как кабинеты наделяются функционалом переговорных и небольших кладовых. Подобные решения развивают горизонтальные коммуникации между сотрудниками различных подразделений, к тому же являясь важными элементами комфорта офисов и сохраняя экономическую эффективность.  

Рациональный подход к организации офисного пространства позволяет резко снизить долларовую стоимость содержания рабочих мест: класс «А» в зависимости от типа рабочей станции подешевел на 39% в случае с open-space и на 48% в случае с кабинетами топ-менеджмента. Показатели класса «В» продемонстрировали еще большую динамику, подешевев на 45% применительно к open-space и на 52% для кабинетов топ-менеджеров.

Стоимость содержания рабочих мест в год рассчитывается по следующей формуле: средняя площадь рабочего места, умноженная на сумму стоимости аренды 1 кв. м в год в БЦ классов «А» или «В», стоимость эксплуатации 1 кв. м  в год в БЦ классов «А» или «В» и стоимость строительных и инженерных работ в расчете на 1 кв. м, поделенная на 5 – срок эксплуатации большинства офисных интерьеров в годах.

Таким образом, рациональная политика арендаторов и удешевление стоимости аренды, отделки и эксплуатации офисов значительно повлияли на снижение стоимости содержания рабочих мест. Если в 2012-2013 годах затраты на содержание снижались в первую очередь за счет уменьшения площади рабочего места, то в 2014-2015 годах к ключевым факторам присоединились также снижение стоимости аренды, отделки и эксплуатации. Второй фактор особенно актуален в случае с классом «В», требования которого позволяют использовать финишные материалы российского производства. Это дополнительно оптимизирует расходы на отделку.

Сергей Кудрявцев резюмирует: «Во многом сокращение доли неэффективных помещений связано со снижением количества офисов с коридорной планировкой, особенности которой не позволяют эффективно использовать пространство. Помимо резкого снижения стоимости аренды и эксплуатации помещений в бизнес-центрах классов «А» и «В» значительную роль сыграли два фактора: уменьшение площади рабочих станций и снижение стоимости строительных и инженерных работ. Важную роль сыграло также расширение присутствия на рынке офисной недвижимости fit-out подрядчиков, решения которых позволяют офисам сохранять комфортный уровень рабочей среды при значительном уменьшении занимаемых площадей за счет оригинальных планировочных решений».

 



иГРОКИ РЫНКА

Multispace

Кудрявцев Сергей

Строительство

PRIDEX

журнал CRE 5 (439)

Май
Стратегические партнеры журнала в 2024 году: PIONEER, ADG group Вышел из печати CRE № 5 (439).   Читайте в номере:   CRE Moscow AWARDS 2024 ОТ ПОБЕДЫ К ПОБЕДЕ Фоторепортаж с церемонии премии   Тема номера ИНОГДА ОНИ ВОЗВРАЩАЮТСЯ? «Лихие 90-ые» нам не грозят   Мнение СКРЫТЫЕ РЕЗЕРВЫ РАЗВИТИЯ СКЛАДСКОГО РЫНКА Генеральный директор «Raven Russia» Игорь Богородов делится своим видением ситуации   Офисы В ЗОНУ КОМФОРТА Будущее офисного рынка – за сервисом   Индустрия го...

Популярное

Источник: WildTeam
Проект

В Подмосковье построят ЦОД на 15,8 тыс. кв. м

Центр обработки данных в Дубне возводится по проекту компании WildTeam для крупнейшего маркетплейса России.
13.06
Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (10-16 июня)

ЦОД для ведущего маркетплейса, попытки продать ТРЦ Mari и Orlikov Plaza, новый формат для «Дикси», первые сделки в «РТС «Автозаводская», сделки в Дмитровском, «Вентуре» и Space 1 Меркурий, готовность БЦ «Фили Центр» - в нашей традиционной подборке за неделю.
16.06
Источник: CRE
Игроки рынка

«Леруа Мерлен» - теперь «Лемана ПРО»

Под этим брендом компания продолжит работу в России.
18.06
Источник: NF Group
Проект

В БЦ «Фили Центр» завершаются монолитные работы

Площадь офисного центра, расположенного на территории «Большого Сити», составляет более 25 тыс. кв. м. Завершение строительства БЦ запланировано на IV квартал 2024 года. Компания NF Group является эксклюзивным консультантом по продаже объекта.
13.06
Источник: ПИК
Проект

ПИК построит технопарк на «Савеловской»

Технопарк «Густав» площадью 56 тыс. кв. м включает офисные помещения и помещения формата light industrial, а также исторические объекты площадью 3 500 кв. м, где, в частности, откроется музей Густава Листа. Открытие технопарка запланировано на 2026 год.
14.06
Источник: CRE
Экспертный анализ

Нам года не беда: как живут торговые центры старше двадцати лет

По данным Nikoliers, из всего современного предложения торговых центров России сто восемнадцать объектов были открыты ранее 2004 года. Однако привлекательными и для арендаторов, и для покупателей из них остаются единицы. На большинство «возрастных» моллов намного существеннее, чем остальной рынок торговой недвижимости, повлияли пандемия коронавируса, уход иностранных игроков, растущее давление e-commerce, инфляция и изменение покупательского поведения. Ведущие российские эксперты вспоминают для CRE времена, когда для привлечения трафика не нужно было делать ничего, обсуждают, как в разные годы изменялись управление, позиционирование, пул арендаторов, место под солнцем на бизнес-картах, отношение к клиентскому опыту, и прогнозируют, кто сохранит место в топе гранд-объектов, а кто – продолжит работать по принципу «спасибо, что живой».

Текст: Максим Барабаш. Журнал CRE Retail
17.06
Источник: CRE
Аукцион

22 тыс. кв. м в БЦ Orlikov Plaza выставлены на продажу

За большую часть площадей расположенного в центре Москвы бизнес-центра хотят получить не менее 630 млн рублей.
13.06

подпишись НА эксклюзивные новости cre