CMWP: Тренд на «районные» ТЦ добрался до регионов

В 2022 году доля малых ТЦ среди всех введенных объектов по России составила рекордные 89%. Среди заявленных к открытию на 2023 год ТЦ в регионах около половины приходится на малый формат.

2079
Изображение взято из источника: CMWP
В 2022 году доля торговых объектов площадью до 20 тыс. кв. м в структуре нового строительства в России достигла рекордных 89% из-за отсутствия ввода новых крупных объектов, следует из отчета, который подготовили аналитики Commonwealth Partnership (CMWP).

Снижение строительной активности на рынке торговой недвижимости в целом по России наблюдается с 2017 года. Так, по сравнению с 2013-2016 гг. в 2017-2021 гг. среднегодовой объем ввода крупных и средних объектов (с площадью более 20 000 кв. м) упал примерно в 4 раза. В то же время для малых объектов (до 20 000 кв. м) этот показатель увеличился на 12%. По предварительным итогам 2022 года в столице вводились только объекты малого формата (самый крупный – 26 000 кв. м).

В 2020 году из-за пандемии задержался ввод нескольких средних и крупных объектов. В результате, когда эти объекты были введены в эксплуатацию в 2021 году, совокупная площадь средних объектов выросла в 5 раз.

 
«Смена парадигмы потребления, покупательских ожиданий и восприятия торговых центров от мест сосредоточения магазинов в сторону объектов досуга и развлечений отражается на динамике рынка. Средние и крупные ТЦ ожидает смена концепции. А базовые потребности сейчас закрывают районные торговые центры, доля которых в структуре нового строительства заметно выросла в последние годы», - отметила руководитель департамента исследований и аналитики CMWP Татьяна Дивина.
 
«Увеличение числа малых объектов нового строительства обусловлено тем, что рынок торговой недвижимости уже насыщен объектами крупного формата, а среди потребителей растёт запрос на удобство в совершении покупок. При этом, на фоне активного развития микрорайонов и строительства новых ЖК растет запрос на торговые центры в пешей доступности от места жительства. Ощутимый вклад в увеличение доли районных ТЦ в структуре нового строительства в Москве внес редевелопмент бывших советских кинотеатров в торговые центры под брендом «Место встречи», - прокомментировала динамику Ольга Антонова, партнер, руководитель департамента торговой недвижимости CMWP.

В регионах средняя площадь существующих торговых объектов падает более медленно по сравнению со столицей. На региональном уровне аналитики CMWP видят тренды, которые были отмечены в Москве пять лет назад. Поэтому можно прогнозировать, что популярность районных торговых центров в регионах мы увидим позднее. При этом, уже сейчас около 50% анонсированных новых торговых объектов в городах России относятся именно к формату районных ТЦ.

В 2022 году, по данным Focus Technologies, наблюдалось снижение посещаемости торговых центров относительно прошлого года. Наиболее ощутимым было падение числа посетителей торговых центров крупного и очень крупного формата. Причина: закрытие дверей международных брендов, рост популярности онлайн-шоппинга и падение покупательской способности населения.

Несмотря на общее снижение числа посетителей, по расчётам Commonwealth Partnership на основе данных Mall Index,только для формата районных ТЦ средняя посещаемость осталась положительной, превысив результаты прошлого года на 1%. В среднем посещаемость для средних, крупных и очень крупных торговых центров снизилась на 2%, 8%, и 25%, соответственно.

Такая устойчивость районных ТЦ к кризису обусловлена концепцией, ориентированной на удовлетворение базовых ежедневных потребностей  – основными «якорями» в таких ТЦ являются крупные продуктовые ритейлеры, а основная доля арендаторов торговой галереи – сервисы, небольшие магазины и пункты выдачи заказов, которые отчасти выполняют функцию магазинов.



иГРОКИ РЫНКА

Commonwealth Partnership [CMWP™]

Антонова Ольга

Консалтинг и брокеридж

Commonwealth Partnership [CMWP™]

Материалы по теме

Источник: CRE
Экспертный анализ

Ковид ударил по стрит-ритейлу сильнее, чем СВО

Эксперты компании R4S Group подвели итоги 2022 года: несмотря на экономические и геополитические потрясения, активность на рынке стрит-ритейла в Москве была выше 2021 года. Главными трендами уходящего года стали увеличение активности арендаторов и смена отраслей-лидеров.
22.12
Источник: Nikoliers
Исследования рынка

Nikoliers: Рынок фуд-холлов в Петербурге за год вырос почти в три раза

С января по ноябрь 2022 года сегмент фуд-холлов в Санкт-Петербурге пополнился на 28 700 кв. м, а в ближайшем будущем планируется открыть еще семь проектов на более 12 000 кв. м. Основной вклад в рост предложения внес крупнейший фуд-холл Vokzal 1853 компании «Адамант», площадь которого больше совокупной площади всех петербургских проектов, открытых до 2022 года.
22.12
Источник: Инпром Эстейт
Точка зрения

Все «острова» давным-давно открыты?

На фоне других проблем ТЦ и ритейла очень мало внимания уделяется «островной торговле», хотя она также является важной частью торгового объекта, как с точки зрения дохода, так и с точки зрения визуальной составляющей торговой галереи. О работе с «островами» и их значимости рассказывает Игорь Коновалов, генеральный директор АО «ИНПРОМ ЭСТЕЙТ».
13.12

журнал CRE 4 (438)

Апрель
Вышел из печати CRE № 4 (438).   Читайте в номере:   CRE Moscow AWARDS 2024 ЛИДЕРЫ НОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ Спецвыпуск о номинантах премии   Девелопмент OFFprICE В 2024-м офисы на продажу останутся одним из двигателей рынка   Тема номера ЛЁГКОЙ ПОСТУПЬЮ В 2024 году объем light industrial только в Москве может достичь 1,2-1,3млн кв.м   Тенденции СТРАННЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ Многие ТРЦ ждет «суровый американский сценарий» – редевелопмент со строительством жилья, апартаментов или МФЦ  ...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (13-19 мая)

Амбициозные планы Ozon, обновление иркутского ТРК, торги по продаже БЦ, сделка с Capital Group, курортные сборы в Питере, а также аренда крупных площадей сервисным оператором - в нашей традиционной подборке.
20.05
Источник: CRE
Экспертный анализ

Чистое вредительство

Неработающие или без «расходников» туалеты, очереди на фуд-кортах, навигация уровня самого страшного квеста, хватающие за руки представители банков и микрокредитных организаций, массажные кресла, для включения которых нужно устанавливать отдельные приложения – дьявол, как никогда, в мелочах, убеждены ведущие эксперты рынка торговой недвижимости и ритейла, собравшие для CRE топ вредных советов для моллов. Мы знаем, что нужно сделать здесь и сейчас, чтобы посетители бежали от вас, не оглядываясь.

Текст: Максим Барабаш. Журнал CRE Retail
17.05
Источник: CRE
Аукцион

Бизнес-центр ПАО «Россети» выставлен на торги

Площадь бизнес-центра - 8,88 тыс. кв. м. Начальная цена - 768 млн рублей.
14.05
Источник: ГК «Риотэкс»
Сделка

ГК «Риотэкс» купила БЦ у Capital Group

«РТС «Партизанская» площадью 14 000 кв. м станет юбилейным 15-м объектом сети РТС.
14.05
Источник: АТ Инвест
Открытие

В «Логопарке Софьино» построили еще один корпус

Компания АТ Инвест получила ЗОС на Корпус 8 площадью более 40 тыс. кв. м. Склад класса А расположен в 35 км от МКАД по Новорязанскому шоссе. Общая площадь логопарка - 500 тыс. кв. м. 
14.05
Источник: Instone Development
Сделка

Китайский поставщик хозтоваров обосновался в Южных вратах

Компания Daris Group арендовала блок площадью 6000 кв. м с ленточным остеклением. 
14.05
Источник: CRE
Экспертный анализ

Сборная России

С 1 апреля в Петербурге начали взимать курортный сбор; предполагается, что решение уже летом распространится на большинство других популярных туристических регионов. Мера может повлиять на профессиональные объекты индустрии гостеприимства, прогнозируют игроки: чтобы сохранить загрузку, отели начнут уходить в «серые» схемы, а сами туристы – отдавать предпочтение неклассифицированным проектам, апартаментам или квартирам посуточно.

Текст: Иван Майоров. Журнал CRE
15.05

подпишись НА эксклюзивные новости cre