Джим Диггл: «Инвестиции в благоустройство территории позитивно влияют на ее капитализацию»

Джим Диггл, управляющий партнер Gillespies, о том, что такое функциональный дизайн территории и как грамотно благоустраивать жилые и коммерческие проекты.
- Джим, Вы часто говорите, что вдохновлены Москвой, которая пережила за последние двадцать лет поистине впечатляющие изменения. Что, однако, как эксперт по развитию городских пространств, вы предложили бы в первую очередь сделать в Москве?
 
- Gillespies работает в России уже 15 лет. За это время в Москве, в том числе с нашей помощью, было сделано действительно очень много: проложены маршруты для велосипедистов и пешеходов, созданы эффективные транспортные схемы, улучшены общественные территории и инфраструктура в целом. Но, с моей точки зрения, здесь все еще остаются вопросы, требующие пристального внимания: в особенности, речь идет о соотношении пешеходов и автомобилей, а также о балансе между частными и общественными пространствами. Мы знаем, что самыми успешными считаются города, в которых преимущество отдано пешеходам, а движение транспорта ограничено, в которых для жителей города созданы самые разнообразные общественные пространства - узнаваемые, функциональные, красивые и взаимодействующие между собой.
 
В качестве примера можно привести опыт Барселоны, где самая известная пешеходная улица Las Rambla протяженностью 1,5 км, стала настоящим местом встречи, ключевой туристической достопримечательностью и «основой основ» для города. Или, например, вспомним Лондон, где совсем недавно город в коллаборации с Gillespies реализовал два масштабных общественных пространства - Aldgate Square и St.Helen’s Square. В проекте Aldgate Square нам, совместно с администрацией Сити, удалось превратить замкнутую, достаточно депрессивную территорию, расположенную в сердце Лондона, в общественное пространство, где нет транспорта, где все подчинено интересам пешеходов. Эта реконструкция территории стала одной из крупнейших на Square Mile, и с тех пор пространство живет своей интересной и насыщенной жизнью.

- Но иностранные эксперты часто любят говорить, что у России – свой особый путь как в урбанистике, так и в благоустройстве и ландшафтном дизайне.

- Это не совсем так. Конечно, нельзя бездумно применять опыт Барселоны в Москве – хотя бы из-за отличий в климате и численности населения. Но в целом, важность благоустроенных территорий, комфортной и здоровой микросреды важна сегодня для подавляющего большинства жителей мегаполисов, неважно о каком городе идет речь: Нью-Йорке, Гонконге или Москве. Безусловно, нужно делать поправку на климатические, социальные и культурологические особенности в рамках проектов по благоустройству территорий, но, в целом, ландшафт - это признак качества жизни, которое важно для всех.
 
В качестве примера хочу привести Bradford City Park -  общественное пространство, завоевавшее множество призов и наград. Оно занимает порядка 3-х гектаров и расположено в центре Bradford. Его отличительной особенностью является самый большой в Великобритании водный элемент Mirror Pool. Площадь в виде динамичной зеркальной поверхности стала новым тиражируемым на открытках символом города.  Кстати, изначально проект Bradford City Park упрекали в том, что он слишком дорог, но сегодня это наглядное подтверждение тому, что инвестиции в высококачественную городскую среду позитивно влияют на ее капитализацию и могут оказать значительное влияние на экономическую жизнь городского центра, став важной частью любой успешной стратегии преобразования и обновления, к тому же он приносит в городской бюджет около 80 млн фунтов стерлингов ежегодно.

- А как всё это вписывать в историческую среду?
 
- Расскажу о нашем опыте с Грассмаркет в Эдинбурге - это историческая зона с собственным уникальным характером, которая находится в самом центре Эдинбурга. Напомню, что в мире за последние годы возросла популярность многофункциональных пространств, когда на одной территории эффективно соседствуют магазины, бары, рестораны и гостиницы. Это предъявляет новые требования к общественным пространствам. Так вот, городской совет Эдинбурга признал необходимость улучшений общественных территорий города для того, чтобы сделать атмосферу более живой и энергичной, а город - более конкурентоспособным в ряду других европейских городов. Чтобы вдохнуть новую жизнь в эту средневековую рыночную площадь, наши архитекторы прибегли к простым концепциям дизайна с использованием натуральных материалов. Обновленному Грассмаркету возвращено множество его исконных качеств, которые были утеряны с годами.
 
Или вот The Piece Hall, Галифакс: районный Совет Колдердейла решил воссоздать памятник архитектуры – бывший ткацкий рынок – вместе со всеми его обширными пространствами. В центре многофункционального комплекса зданий мы создали новый внутренний двор для проведения различных ярмарок, концертов, городских мероприятий. С момента открытия комплекса 1 августа 2017 года его посетило более 3,7 млн человек, он принес в местную экономику более 35 млн фунтов стерлингов и послужил катализатором для формирования культурного квартала Галифакса и обновления прилегающих территорий.
 
- Что с вашей точки зрения, можно назвать эффективным городским ландшафтом? И вообще, каковы базовые правила создания таких ландшафтных проектов?
 
- Это очень просто – с одной стороны: функциональность, долговечность и привлекательность. Ландшафты должны отвечать множеству различных потребностей жителей, поэтому следует избегать чрезмерной пышности и бездумного следования за модой. Больше внимания зеленым насаждениям и поддержанию порядка – поддержание ландшафта в отличном состоянии требует времени и денег, но вложения окупаются за счет долговечности и актуальности проекта через многие годы.

- В Москве запущена программа реновации, которая, с одной стороны продолжает подвергаться критике со стороны москвичей, градозащитных сообществ и урбанистов, с другой – это, возможно, один из немногих шансов посмотреть на придомовую территорию свежим взглядом за последние тридцать лет. Какими, по-вашему, должны быть новые дворы?
 
- Идеальный внутренний двор должен быть сбалансирован с точки зрения частных и общественных пространств и объектов благоустройства, при этом безопасные частные зоны должны ясным образом отделяться от общественных территорий для местных жителей. Следует тщательно просчитывать и соблюдать пропорции зеленых насаждений, баланс цветов и текстур, и все вместе это должно отвечать сезонным изменениям на протяжении всего года. Дворы должны быть простыми в обслуживании, зелёными и создавать «атмосферу природы» на расстоянии вытянутой руки в большом городе. Главное назначение дворового ландшафта – повышение качества жизни с фокусом на биоразнообразии и поддержании естественной среды. Ну а в России, конечно, очень важна ещё и сезонность – здесь нужны пространства, которые могут эффективно использоваться круглый год.
 
К слову сказать, не так давно в Москве на Варшавском шоссе мы завершили один из проектов для ГК «ПИК». С моей точки зрения, в нем нам удалось реализовать то, что в России могло бы стать эталоном ландшафтного проектирования в целом, и организации внутренних дворов – в частности. Здесь созданы разнообразные многофункциональные пространства, безопасные, расположенные вдали от оживленных улиц; высажены вечнозеленые растения, которые прекрасно соответствует московскому климату, представлены малые архитектурные и скульптурные формы, делающие пространство визуально более интересным.
 
- Насколько тесно в таком современном мегаполисе как Москва вообще можно соприкасаться с природой?

- Достаточно тесно. Мы исследуем новые подходы к проектированию, которые позволят горожанам соприкасаться с флорой и фауной как в своих ежедневных маршрутах, так там, где они живут и работают. К новым форматам относятся высококлассные сады на крышах, ландшафтные подиумы и закрытые зимние сады. Тема биофилии (включение природы в искусственную среду) легла в основу ряда наших самых последних проектов, и Москве этот опыт может быть особенно полезен.
 
Например, в наших проектах Sky Garden Nine Elms, The Sky Garden на Фенчерч Стрит 20 и Crossrail Place Roof Garden в Лондоне внешние и внутренние ландшафты подчеркивают идею заботы о физическом и психологическом благополучии людей. Пространства наполнены природными элементами – в том числе зелеными насаждениями и элементами вертикального озеленения, - которые помогают повысить качество воздуха, улучшить освещенность и создать природные оазисы в городском пространстве. В штаб-квартире известной IT-корпорации в Лондоне мы создаем сад на крыше протяженностью в 300 метров проходящий через все здание и спускающийся вниз несколькими уровнями.
 
Или Crossrail Place Roof Garden - это новый сад на крыше железнодорожной станции Кроссрейл в Кэнери-Уорф, который развивает замысел архитектуры территории знаменитого порта. Здесь под защитой сложной решетчатой крыши высажены необычные растения со всего земного шара - сад представляет собой привлекательное защищенное от непогоды общественное пространство между жилыми кварталами района Поплар и деловым районом Кэнери-Уорф. У посетителей сада есть возможность прикоснуться к природе; кроме того, отсюда открывается великолепный вид на воду и окрестности.
 
Риск наводнения в Москве увеличивается из года в год, более частые и интенсивные штормы увеличивают количество поверхностных вод. Это может быть сведено к минимуму при помощи инновационных решений, таких как создание устойчивых дренажных систем. В форме садов с дождевой водой, они помогают естественным путем управлять стоком поверхностных вод. Мы успешно использовали эту технологию в Великобритании, а совсем недавно - в Elephant Park в Лондоне для ведущего британского застройщика Lendlease.
 
- Как вы думаете, насколько ценность городской ландшафтной архитектуры понимают сами москвичи, и главное - готовы ли они за неё платить?
 
- В Москве всё это понимают и ценят, как мало где в мире. Вообще, именно создание озелененных пространств может оказать огромное влияние как на экономику проекта, так и на постоянное обновление и формирование социальной целостности. Уже сейчас мы наблюдаем в Москве возросшее количество крупнейших девелоперов, которые теперь создают жилые комплексы, опирающиеся на ландшафтную архитектуру, благодаря ее влиянию на рыночную привлекательность девелоперских проектов. Например, Capital Group – один из вдохновителей ландшафтной архитектуры в Москве. Компания стремится к тому, чтобы ландшафтная архитектура в ее жилых и многофункциональных проектах (например, проекты «НЕБО» и уникальный проект на Софийской набережной) выделяла их из общего ряда, повышала их привлекательность на рынке и была визитной карточкой компании. Другой прекрасный пример – Группа ПСН и ее проекты «Полянка/44» и SREDA. Квартиры там стали очень востребованными, в том числе благодаря созданному там комфортному благоустройству и уникальным внутренним дворам-паркам.

Поделиться



подпишись НА эксклюзивные новости cre