Калиф на час

Катерина Дмитриева, директор по развитию Forma Group

Сейчас судьба российских девелоперов напоминает сказку «Калиф-аист» - в один миг  жизнь процветающих девелоперов превратилась в череду проблем и разочарований: кредиты, растущие проценты, пустые бизнес-центры и туманные перспективы. Теперь им приходится бороться за свое будущее. Стратегии выживания предлагаются разные, но только некоторые из них имеют шансы на успех.

5022

Еще совсем недавно это бы показалось полным бредом. Но цифры говорят сами за себя: сейчас на рынке  по разным оценкам от 1,5 до 2 миллионов свободных метров - это 15-20% от общего количества офисных площадей Москвы.  При этом темпы ввода в эксплуатацию новых офисов в первом квартале 2009 года оказались рекордными за все время - было сдано 930 тысяч квадратных метров (Colliers International, CBRE). А еще до конца года девелоперы обещают вывести на рынок не менее 500 тыс. квадратных метров.
Но и это не все. Сегодня девелоперам приходится бороться с еще одной напастью -  субарендой. Ее объем  достиг 100 тысяч  м.кв. Эта  цифра уже оказывает давление на рынок. Сейчас готовые помещения предлагаются по цене не выше, а ниже стоимости прямой аренды.

С одной стороны, быть сегодня арендатором проще и приятнее. Брокеры готовы искать даже самые маленькие помещения (100-200 кв.м.), а девелоперы предлагают скидки, арендные каникулы и прочие преференции. Но воспользоваться этой ситуацией могут далеко не все - арендаторы также испытывают серьезные экономические трудности.
Как следствие, с ноября по март практически сделок не было. Хотя зимой (как раз в этой время шоковое состояние стало постепенно проходить) начались просмотры. По оценкам  Colliers International, количество сделок по аренде за первый квартал 2009 года составило всего 100 тысяч метров. CBRE говорит о 300 тысяч кв.м., но, как комментирует эксперты,
в оценку вошли сделки, анонсированные еще в 2008 году.

Новые правила
Кризис произвел коррекцию в сознании арендаторов. Они стали разборчивыми, их требования к качеству и стоимости площадей изменились. Сейчас никто из них не хочет инвестировать в отделку. Наверно, этим объясняется отсутствие сделок на стадии shell&core. Дисконты и арендные каникулы (даже 6-9 месяцев) - обычно это предлагают девелоперы - не стимулируют достаточного интереса к таким объектам. Арендаторы умеют считать: ремонт «съест» сэкономленную на скидках сумму (это сопоставимые цифры). Прибавьте к этому бесконечную головную боль, которую арендатор заработает, занимаясь отделкой самостоятельно, и дополнительные расходы на аренду старого офиса - должна же компания где-то располагаться, пока идут строительные работы (4-6 месяцев). Никто в трезвом уме и здравой памяти не захочет  связываться со  всей этой строительной  канителью, если на рынке хватает предложений «здесь и сейчас».

Площади в бизнес-центрах вряд ли перестанут быть вакантными, если арендные ставки высоки. Цена - это то, что сегодня имеет первостепенное значение. Минимальная стоимость, о которой приходилось слышать сегодня, - это 3,5 тыс. рублей  за м.кв. в год  (БЦ  располагается в 20 минутах ходьбы от метро, класс В-). Правда, при такой ставке аренды срок окупаемости может превысить 15 лет. Наверное,  у этих девелоперов есть свой резон сравнять ставку аренды с эксплуатационными расходами, далеко не все это могут себе позволить.  Но в целом ставка аренды (около 100 метров) в классе В+ заявляется как 14-15 тыс. рублей за м.кв. год,  в реальности  можно договориться о 12-10 тыс. рублей за квадрат.
Подводя итоги можно сказать: такие опции как shell&core и высокие арендные ставки сейчас вне игры. Все остальное - под большим вопросом.


Волки сыты, овцы целы
Сегодня каждый девелопер ищет свои пути выхода из сложного положения. К сожалению, панацея пока не обнаружена. Но более-менее успешное лечение этого недуга на рынке есть. В первую очередь, необходимо развернуться лицом к арендатору и подумать, как именно этот деловой центр может помочь его бизнесу. Сейчас выиграет тот, кто раньше других поймет, что это такое - «рынок арендатора».
Самая бесполезная стратегия (она пока не приносит ничего кроме убытков) - ждать, что все рассосется само. Но не стоит забывать, что время идет: денег не будет, если не предпринять никаких мер.

Другие пытаются заполнить офисные центры любыми способами, предлагая, в том числе, цены «ниже плинтуса». Видимо, потом надеются пересмотреть ставки. Иначе ни о каком бизнесе, возврате инвестиций говорить не приходится.
Часто используются яркие рекламные растяжки, но они только дезориентируют арендаторов, вызывая у них  неоправданные ожидания.

Поняв, что традиционные методы продвижения объектов больше не работают, собственники принялись использовать более агрессивные маркетинговые ходы: машины с билбордами и специальные акции, смысл которых всегда сводится к одному: успей сейчас, а то потом не будет. Можно инвестировать большие деньги в рекламу и надеяться, что это поможет, но арендаторов не проведешь: не стоит держать их за дураков и предлагать скидки от наценок.
Есть еще попытки привлечь арендаторов бесплатными уборщицами, секретаршами и прочими сервисами, и это здорово: наверно, выбирая среди равных предложений, такое  выиграет. Но всерьез рассчитывать, что одна уборщица с зарплатой 5-15 тысяч рублей в месяц  повлияет на решение об аренде, которое измеряется тысячами долларов  как-то  странно.

Одна из успешных стратегий - сделать  стандартную отделку с максимальной экономией. Из неликвидного  shell&core получается удобоваримое офисное пространство. Есть и конкретные удачные проекты - бизнес-центр класса В,  даже с  не самым удачным расположением (северная окраина), благодаря разумной  политике девелопера  (относительно невысокая ставка + готовая отделка за  свой счет)  заселяется арендаторами. Сейчас  заключаются  сделки, планируется сдать первую очередь к августу. Думаю, в этом конкретном случае, это реально.
Другой вариант - менее рисковый, но более долгий: делать отделку за свой счет под конкретного арендатора. Для этого  разрабатывается  проект, выбираются конкретные  материалы  и подрядчики, и с появлением арендатора  начинаются работы. В целом логика в этом есть. Этот путь позволяет избежать необдуманных технических  решений,  не инвестировать в воздух. Но такие объекты априори проигрывают тем, которые  полностью готовы к заселению. Девелоперы, вставшие на этот путь, говорят, что запросы есть, но о конкретных  сделках пока говорить рано. Посмотрим, что будет дальше.

Очень бы хотелось увидеть другие успешные действия, которые бы дали надежду, помогли найти выход из той ситуации, в которой все оказались. Но идеальных решений  за полгода не появилось, так что не везде целы овцы, а волки сидят на жесткой диете. 
Просто одни что-то пытаются делать, придумывают новые правила, ищут пути решений, пусть и не всегда однозначные, и хотя бы за это заслуживают уважения. А другие  ничего не могут, показывает свою полную несостоятельность, ожидая волшебного «мутабора».

Мутабор - волшебное слово, с помощью которого персонаж
сказки В. Гауфа превратился из калифа в аиста и потерял  все, что можно. И нельзя.



журнал CRE 4 (438)

Апрель
Вышел из печати CRE № 4 (438). Ознакомиться с ним можно ЗДЕСЬ   Читайте в номере:   CRE Moscow AWARDS 2024 ЛИДЕРЫ НОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ Спецвыпуск о номинантах премии   Девелопмент OFFprICE В 2024-м офисы на продажу останутся одним из двигателей рынка   Тема номера ЛЁГКОЙ ПОСТУПЬЮ В 2024 году объем light industrial только в Москве может достичь 1,2-1,3млн кв.м   Тенденции СТРАННЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ Многие ТРЦ ждет «суровый американский сценарий» – редевелопмент со строительством ...

Популярное

Источник: cre.ru
CRE Awards

Победители CRE Moscow Awards 2024

Поздравляем победителей XXI Премии CRE Moscow Awards 2024, торжественное награждение которых прошло сегодня в Барвиха Luxury Village!
18.04
Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (15-21 апреля)

В Барвихе объявили победителей CRE Moscow Awards 2024, Pridex отчитался по выручке, Александр Ходоров перешел из Comcity в O1 Properties, в Казахстане крупная складская сделка, фитнес-центры становятся главными ньюсмэйкерами в торговой недвижимости, а эксперты рынка обсудили крупнейшие сделки последний дней - продажу ЦДМ и портфеля Ceetrus - для журнала CRE Retail.
21.04
Источник: CRE
Игроки рынка

Выручка Pridex в 2023 году достигла 54,5 млрд рублей

Портфель активных проектов компании превысил 220 тыс. кв. метров.
18.04
Источник: O1 Properties
Назначения

Александр Ходоров перешел в O1 Properties

Александр назначен на должность финансового директора компании.
18.04
Источник: CRE
Сделка

Российский е-com идет в Казахстан

Крупный российский онлайн-ритейлер арендовал единственный складской комплекс класса А в г. Актобе на северо-западе Казахстана. Площадь арендованных помещений - 5 тыс. кв. м. Консультантом сделки выступила компания IBC Real Estate.
18.04
Источник: cre.ru
Проект

«Страна Девелопмент» застроит «Сити-2»

В «Москва-Сити» появится еще один квартал небоскребов.
 
18.04
Источник: Пресс-служба IBC Global
Проект

В Приморье появится еще один склад

В Приморском крае появится склад класса В на 6,2 тыс кв. м.
 
22.04

подпишись НА эксклюзивные новости cre