Покупатели, готовые приобрести торговые центры, главным условием обозначают функционирование объекта и 90% заполненность арендаторами. Однако на сегодняшний день предложений в таком диапазоне просто нет. Собственники не готовы расставаться с прибыльными и успешными торговыми центрами. Удовлетворить поступающие запросы достаточно сложно.
Некоторые инвесторы готовы рассмотреть покупку отдельно стоящего здания, площадью 1500 — 3000 кв. м в спальных районах города под организацию малого торгового центра, районного значения.
Вячеслав Аксенов, управляющий партнер, департамент коммерческой и инвестиционной недвижимости:
Данный факт пока рано назвать сформировавшейся тенденцией на рынке, однако показатели за первые два месяца вносят долю оптимизма. Несомненно, рынок постепенно оживает, клиенты выходят на аренду более крупных площадей по сравнению с первым годом кризиса, а на рынке продажи появляются клиенты не только на покупку «под себя», но и в качестве вложения инвестиций.
В прошлом году основная масса сделок по купле-продаже шла, в основном, в сегменте особняков и небольших офисных зданий готовых к въезду. Компании, пользуясь снижением цен, приобретали здания для размещения собственных штаб-квартир. Сделки по продаже крупных бизнес центров с арендаторами проходили с объектами, находящимся на балансе у банков, либо собственники которых испытывали финансовые трудности и реализовывали свои бизнес центры по демпинговым ценам.
Сегодня же поступающие запросы говорят о том, что инвесторы снова обратили свое внимание на офисы. При этом такого массового демпинга в 50-70%, как в 2009 году уже нет. Собственники не готовы торговаться.
Компании рассматривают не только функционирующие объекты, заполненные арендаторами, но и пустующие «недострои». Площадь запрашиваемых объектов варьируется от 5 000 до 20 000 кв. м. При этом в планах у большей части таких клиентов, довести объект до ума, заполнить арендаторами и продать.
Если говорить о ретейле, то несмотря на бурный рост крупных торгово-развлекательных комплексов, некоторым спальным районам действительно не хватает небольших грамотно организованных торговых центров с набором качественных арендаторов. Поэтому интерес инвесторов вполне оправдан и имеет широкие перспективы.
С момента наступления кризиса именно офисный сегмент вызывал наиболее критичные отзывы по поводу возможности возврата инвестиций. Но мы видим, что несмотря на самые мрачные прогнозы, клиенты верят в стабилизацию и рост на рынке. А это не может, не радовать.