Как работать с удаленными сотрудниками, чтобы не просрочить дедлайны и не потерпеть фиаско?

Екатерина Элекчян, юрист практики трудового права международной юридической фирмы CMS, Россия
 
Если у работодателя возникает необходимость принять на работу удаленного сотрудника, то у него имеются два варианта оформления трудового договора – это трудовой договор о надомной работе или трудовой договор о дистанционной работе. До введения в Трудовой кодекс положений о дистанционной работе большинство работодателей оформляли с удаленными работниками договоры о надомной работе, поскольку альтернатива отсутствовала. Вариант надомной работы иногда используется и сейчас.

С практической точки зрения трудовой договор о дистанционной работе более удобен и лучше защищает интересы работодателя. Дистанционный труд является более современной формой оформления трудовых отношений с удаленными работниками, которая имеет ряд преимуществ, в частности, в отношении ведения кадрового документооборота. Трудовой договор о дистанционной работе можно подписать в электронной форме при наличии у работника и работодателя усиленных квалифицированных электронных подписей. Несмотря на возможность подписания договора в электронной форме, работодатель, тем не менее, обязан направить работнику должным образом оформленный трудовой договор на бумажном носителе. Однако требование о направлении работнику документов на бумажном носителе не распространяется на другие кадровые документы, такие как должностная инструкция, приказ о приеме на работу, различные уведомления и распоряжения, а также на ознакомление работника с локальными нормативными актами работодателя. Все эти документы можно оформлять только в электронном виде. Кроме того, с дистанционным работником можно договориться о том, что работодатель не будет вносить записи в его трудовую книжку.



На практике работодатели зачастую не желают получать усиленные квалифицированные электронные подписи и организовывать получение таких подписей для своих дистанционных работников. Тем самым они отказываются от возможности применения электронного документооборота с дистанционными работниками и оформляют все документы на бумажных носителях с их пересылкой работнику по почте. На наш взгляд, такой подход является менее предпочтительным в долгосрочной перспективе, поскольку электронный документооборот позволит работодателю оптимизировать дальнейшее взаимодействие с дистанционным работником. В отношении надомных работников все документы работодателю придется оформлять на бумаге в связи с тем, что законодательство не предусматривает возможность подписания с ними документов в электронном виде.

Что касается режима и объема работы удаленных работников, то работодателю следует четко зафиксировать данные вопросы в трудовом договоре. Это необходимо для контроля за работой дистанционных и надомных работников и минимизации рисков возникновения спорных ситуаций. В соответствии с Трудовым кодексом, режим рабочего времени и времени отдыха дистанционного работника устанавливается им по своему усмотрению, если иное не предусмотрено его трудовым договором. Надомные работники, как правило, также самостоятельно определяют свой режим работы. В связи с этим, если работодатель желает зафиксировать определенный режим работы дистанционного или надомного работника, то ему необходимо сделать это в трудовом договоре.



Для осуществления контроля работодателю следует детально регламентировать обязанности дистанционного или надомного работника, порядок взаимодействия между работодателем и работником, порядок и сроки сдачи работы и требования к ее качеству, зафиксировать обязанность работника представлять отчеты о выполненной работе и быть доступным для связи в определенные часы в течение рабочего дня. Трудовой кодекс не содержит каких-либо ограничений в отношении установления системы оплаты труда надомных и дистанционных работников. Работодатель может оплачивать их труд как сдельно, так и повременно. Обычно, если надомный работник осуществляет изготовление каких-либо изделий на дому, ему устанавливают сдельную систему оплаты труда, когда работник получает оплату в зависимости от количества изготовленных изделий. Если же должностные обязанности удаленного работника не связаны с изготовлением изделий, то работодатели устанавливают такому работнику повременную систему оплаты труда (почасовую ставку, должностной оклад).
 
 
 


иГРОКИ РЫНКА

Юридическая поддержка

CMS

Материалы по теме

Исследования рынка

Работе из дома мешают семья, питомцы и посторонние звуки

Какие факторы больше всего мешают людям выполнять работу в домашних условиях, выяснили аналитики компании Регус.

17.08
Точка зрения

Как заставить подчиненных работать?

Владимир Трофименко, Генеральный директор сети многофункциональных центров «МОЙ КАБИНЕТ»

19.07
Точка зрения

Удаленная работа как запрос времени

Владимир Трофименко, Генеральный директор сети многофункциональных центров МОЙ КАБИНЕТ 

16.01

журнал CRE 3-4 (339-340)

1-28.02.2019
Макроэкономика Девальвация рубля и решение правительства по увеличению НДС с 2019 года оказали влияние на рост инфляции, которая в декабре превысила целевой ориентир ЦБ (4 %), ускорившись до 4,3% г/г. Глобальное потепление «Глобальное потепление» к рынку коммерческой недвижимости, возвращение игроков, ушедших после кризиса «в жилье», и продолжающаяся трансформация всех сегментов – эксперты CRE прогнозируют «довольно удачный» для девелопмента год...

Популярное

В мире

Nestle продаст Starbucks

Nestlé выпустила свой первый ассортимент кофейных продуктов под брендом Starbucks.






 
15.02
Назначения

Colliers International – новое назначение

Дарья Савенкова назначена на должность заместителя директора департамента торговой недвижимости Colliers International в Москве.
14.02
Сделка

«Эталон» купил долю в «Лидер-инвест»

АФК «Система» продаст контрольный пакет своего девелопера «Лидер-инвест» компании «Эталон». Соглашение о покупке доли в «Лидер-Инвесте» может быть частью глобальной сделки по вхождению АФК «Система» в уставный капитал «Эталона».
 
19.02
Назначения

Knight Frank открывает новое направление

В структуре Knight Frank St Petersburg выделено новое направление строительного аудита и управления проектами, руководителем которого назначен Станислав Алексеенко.
19.02
Законодательство

В России разработаны стандарты «зеленого» строительства

Впервые в России разработаны и утверждены четыре национальных стандарта «зеленого» строительства.
15.02
Назначения

Knight Frank – новое назначение

Илья Князев назначен на должность руководителя отдела складской и индустриальной недвижимости Knight Frank St Petersburg.
14.02
Законодательство

В России создадут еще 14 ТОР

Дмитрий Медведев подписал постановления правительства о создании 14 территорий опережающего развития в регионах страны.
15.02

подпишись НА эксклюзивные новости cre