Регионы ошибок не прощают

Антон Ширяев, заместитель генерального директора компании «Сибпромстрой» по продажам, рассказывает об отличиях регионального рынка коммерческой недвижимости в ЖК и о том, почему концепции коммерческой инфраструктуры в жилом секторе не работают.
2722
Одна из главных особенностей коммерческой недвижимости в регионах – это высокие требования от арендаторов или покупателей к качеству предлагаемых помещений и расположению в жилом комплексе. В регионах покупательский трафик гораздо ниже, поэтому бизнес ищет помещения, которые позволили бы максимально привлекать будущего клиента. Например, одно из важнейших требований – это расположение на первой линии в жилом проекте и наличие бесплатных парковок.

Второе отличие следует из первого: более слабый потребительский поток приводит к тому, что региональные трафики не выдерживают сложных форматов. Например, торговое помещение в ЖК не должно быть выше двух этажей. «Синдром второго этажа» – достаточно распространенная проблема среди некрупных торговых центров, даже в столичном регионе. Разместить на втором этаже арендаторов, которые бы генерировали трафик, достаточно сложно. Даже в Москве редки случаи, когда под коммерческую недвижимость отводятся два первых этажа в жилом доме.

Третья особенность также связана с более слабым потоком покупателей в региональных городах по сравнению с Москвой. В них часто можно наблюдать отток коммерческого трафика из центра при открытии полноформатных ТРЦ. Такие торговые объекты, как правило, появляются на новых территориях и привлекают покупателей как в выходной день, так и в будни. Исключением являются туристические города с интересным историческим центром. В них концентрация людей в центре обусловлена развитой индустрией туризма и отдыха.

Регионы не прощают ошибок. Российская практика показывает, что на стадии планирования и проектирования ЖК создать помещение под конкретный объект или оператора достаточно сложно – нет гарантии, что оно будет реализовано. С одной стороны, девелоперы строят коммерческие объекты общего назначения, которые после продажи адаптируются покупателем или арендатором самостоятельно. С другой – необходимо учитывать все возможные требования, которые могут быть у операторов стрит-ретейла. Им нужно больше электрических мощностей, дополнительные системы вентиляции и отдельные площадки для мусора, изолированные подъезды, условия для работы дебаркадеров и многое другое. Если региональный девелопер хочет, чтобы коммерческие площади в его ЖК хорошо продавались, он должен предусмотреть все эти особенности и реализовать их в своем проекте.



В заключение отмечу, что наличие объектов коммерческой инфраструктуры в жилом комплексе – один из ключевых критериев, на основе которого человек принимает решение о покупке квартиры в этом комплексе. Особенно когда речь идет об освоении новых территорий и строительстве в «чистом поле». Наибольшую роль играют только надежность сделки и совокупная стоимость жилья.

Интерес покупателя жилья к инфраструктуре в проекте можно разделить на две стадии: первая – этап покупки, вторая – этап жизни в ЖК. На стадии покупки человеку в первую очередь важно наличие социальных и торговых объектов, закрывающих базовые потребности: детские сады, школы, продуктовые магазины, аптеки. Важную роль на этом этапе играют и объекты, влияющие на престижность ЖК. Например, собственный фитнес-центр, развитая сеть общественного питания: от пекарен до семейных кафе или ресторанов. Покупатель оценивает жилой проект по принципу «а будет ли мне интересно здесь жить?». И чем больше сценариев досуга он находит в проекте, тем привлекательнее для него становится ЖК.



На стадии жизни в микрорайоне у людей появляются новые потребности в товарах и услугах: банкоматы, магазины цветов, химчистки, ателье, услуги по ремонту техники, фотостудии, лингвистические классы, досуговые секции, спортивные студии, детские развивающие центры. Кстати, необходимость в дополнительном досуге и/или развитии детей появляется именно на стадии жизни. Поэтому для девелопера при планировании коммерческой инфраструктуры важно делать прогнозы на среднесрочную перспективу. Особенно в масштабных многолетних проектах.


Материалы по теме

Экспертный анализ

О «стихийной» инфраструктуре ЖК

Жители современных новостроек могут решать значительную часть бытовых вопросов, не выходя из своего двора. К такому выводу пришли эксперты ГК «Атлант», проанализировав запросы на коммерческие помещения в своих ЖК. 

19.02
Рейтинг

Рейтинг девелоперов жилой и коммерческой недвижимости Москвы

Сегменты жилой и коммерческой недвижимости, несмотря на объединяющее их понятие «недвижимость», имеют огромное количество отличий. По сути, это два разных бизнес-направления, со своими особенностями менеджмента, разными целевыми аудиториями и конечным продуктом. Поэтому далеко не каждая компания способна работать в обеих областях.
28.03
Советы юристов

К чему приведет запрет хостелов в жилых домах?

Максим Губанов, старший юрист направления «Гостиничный бизнес» CMS, Россия
 
12.02

журнал CRE 4 (438)

Апрель
Вышел из печати CRE № 4 (438).   Читайте в номере:   CRE Moscow AWARDS 2024 ЛИДЕРЫ НОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ Спецвыпуск о номинантах премии   Девелопмент OFFprICE В 2024-м офисы на продажу останутся одним из двигателей рынка   Тема номера ЛЁГКОЙ ПОСТУПЬЮ В 2024 году объем light industrial только в Москве может достичь 1,2-1,3млн кв.м   Тенденции СТРАННЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ Многие ТРЦ ждет «суровый американский сценарий» – редевелопмент со строительством жилья, апартаментов или МФЦ   Nota...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (8-14 апреля)

Расширение Industrial City Жуковский, новый складской проект Radius Group, региональная экспансия Lamoda Sport и Zenden, страсти по «Мегамаркету» на площади ИКЕА, переход ЦДМ под крыло «Киевской Площади», активная ротация арендаторов в мытищинском «Июне» и другие новости - в нашей традиционной подборке.
14.04
Источник: cre.ru
CRE Awards

Победители CRE Moscow Awards 2024

Поздравляем победителей XXI Премии CRE Moscow Awards 2024, торжественное награждение которых прошло сегодня в Барвиха Luxury Village!
18.04
Источник: CRE
Игроки рынка

Выручка Pridex в 2023 году достигла 54,5 млрд рублей

Портфель активных проектов компании превысил 220 тыс. кв. метров.
18.04
Источник: ЦДМ
Экспертный анализ

Рыночек порешал

На днях было объявлено о закрытии сразу двух сделок, названных отдельными экспертами «нерыночными» или «рыночными с оговорками» – ГК «Киевская площадь» купила у «Галс-Девелопмент» ЦДМ, а «Торговые галереи» – российский портфель активов входящей в группу семьи Мюлье Ceetrus. Обе сделки имеют все шансы стать не только самыми крупными в сегменте торговой недвижимости, но и по итогам 2024 года в целом.

Текст: Евгений Арсенин. Журнал CRE Retail
17.04
Источник: O1 Properties
Назначения

Александр Ходоров перешел в O1 Properties

Александр назначен на должность финансового директора компании.
18.04
Источник: Пресс-служба Forma
Проект

Forma построит Frame

На Пресненском валу построят новый workplace.
 
16.04
Источник: ПИК
Сделка

Комьюнити-центр «OMA» от ПИК привлек "якоря"

Помещение площадью 1 700 кв. м займет сеть Spirit. Fitness. Сам комьюнити-центр площадью 17 000 кв. м должен открыться в начале 2025 года.
17.04

подпишись НА эксклюзивные новости cre