Регионы ошибок не прощают

Антон Ширяев, заместитель генерального директора компании «Сибпромстрой» по продажам, рассказывает об отличиях регионального рынка коммерческой недвижимости в ЖК и о том, почему концепции коммерческой инфраструктуры в жилом секторе не работают.
Одна из главных особенностей коммерческой недвижимости в регионах – это высокие требования от арендаторов или покупателей к качеству предлагаемых помещений и расположению в жилом комплексе. В регионах покупательский трафик гораздо ниже, поэтому бизнес ищет помещения, которые позволили бы максимально привлекать будущего клиента. Например, одно из важнейших требований – это расположение на первой линии в жилом проекте и наличие бесплатных парковок.

Второе отличие следует из первого: более слабый потребительский поток приводит к тому, что региональные трафики не выдерживают сложных форматов. Например, торговое помещение в ЖК не должно быть выше двух этажей. «Синдром второго этажа» – достаточно распространенная проблема среди некрупных торговых центров, даже в столичном регионе. Разместить на втором этаже арендаторов, которые бы генерировали трафик, достаточно сложно. Даже в Москве редки случаи, когда под коммерческую недвижимость отводятся два первых этажа в жилом доме.

Третья особенность также связана с более слабым потоком покупателей в региональных городах по сравнению с Москвой. В них часто можно наблюдать отток коммерческого трафика из центра при открытии полноформатных ТРЦ. Такие торговые объекты, как правило, появляются на новых территориях и привлекают покупателей как в выходной день, так и в будни. Исключением являются туристические города с интересным историческим центром. В них концентрация людей в центре обусловлена развитой индустрией туризма и отдыха.

Регионы не прощают ошибок. Российская практика показывает, что на стадии планирования и проектирования ЖК создать помещение под конкретный объект или оператора достаточно сложно – нет гарантии, что оно будет реализовано. С одной стороны, девелоперы строят коммерческие объекты общего назначения, которые после продажи адаптируются покупателем или арендатором самостоятельно. С другой – необходимо учитывать все возможные требования, которые могут быть у операторов стрит-ретейла. Им нужно больше электрических мощностей, дополнительные системы вентиляции и отдельные площадки для мусора, изолированные подъезды, условия для работы дебаркадеров и многое другое. Если региональный девелопер хочет, чтобы коммерческие площади в его ЖК хорошо продавались, он должен предусмотреть все эти особенности и реализовать их в своем проекте.



В заключение отмечу, что наличие объектов коммерческой инфраструктуры в жилом комплексе – один из ключевых критериев, на основе которого человек принимает решение о покупке квартиры в этом комплексе. Особенно когда речь идет об освоении новых территорий и строительстве в «чистом поле». Наибольшую роль играют только надежность сделки и совокупная стоимость жилья.

Интерес покупателя жилья к инфраструктуре в проекте можно разделить на две стадии: первая – этап покупки, вторая – этап жизни в ЖК. На стадии покупки человеку в первую очередь важно наличие социальных и торговых объектов, закрывающих базовые потребности: детские сады, школы, продуктовые магазины, аптеки. Важную роль на этом этапе играют и объекты, влияющие на престижность ЖК. Например, собственный фитнес-центр, развитая сеть общественного питания: от пекарен до семейных кафе или ресторанов. Покупатель оценивает жилой проект по принципу «а будет ли мне интересно здесь жить?». И чем больше сценариев досуга он находит в проекте, тем привлекательнее для него становится ЖК.



На стадии жизни в микрорайоне у людей появляются новые потребности в товарах и услугах: банкоматы, магазины цветов, химчистки, ателье, услуги по ремонту техники, фотостудии, лингвистические классы, досуговые секции, спортивные студии, детские развивающие центры. Кстати, необходимость в дополнительном досуге и/или развитии детей появляется именно на стадии жизни. Поэтому для девелопера при планировании коммерческой инфраструктуры важно делать прогнозы на среднесрочную перспективу. Особенно в масштабных многолетних проектах.


Материалы по теме

Экспертный анализ

О «стихийной» инфраструктуре ЖК

Жители современных новостроек могут решать значительную часть бытовых вопросов, не выходя из своего двора. К такому выводу пришли эксперты ГК «Атлант», проанализировав запросы на коммерческие помещения в своих ЖК. 

19.02
Рейтинг

Рейтинг девелоперов жилой и коммерческой недвижимости Москвы

Сегменты жилой и коммерческой недвижимости, несмотря на объединяющее их понятие «недвижимость», имеют огромное количество отличий. По сути, это два разных бизнес-направления, со своими особенностями менеджмента, разными целевыми аудиториями и конечным продуктом. Поэтому далеко не каждая компания способна работать в обеих областях.
28.03
Советы юристов

К чему приведет запрет хостелов в жилых домах?

Максим Губанов, старший юрист направления «Гостиничный бизнес» CMS, Россия
 
12.02

журнал CRE 13-14 (349-350)

1.07-31.08.2019
Гипер-: реанимация vs эвтаназия «Ашан» может сократить присутствие в формате гипермаркета в России, другие игроки не исключают, что ритейлер может вообще уйти из страны. Эксперты убеждены, что дело – в кардинальном изменении за посткризисные пять лет покупательского поведения и катастрофическом спаде популярности формата гипермаркета вообще. Потеря доверия Во время экономического форума в Петербурге в кулуарах обсуждались все болезни новой России последних двадцат...

Популярное

Проект

AFI Development построит МФК в центре Москвы

AFI Development инвестирует 12 млрд рублей в новый офисно-деловой центр в Москве.
15.07
Открытие

«Сырная долина» приняла первых резидентов

В сырном кластере в Дмитровском городском округе Московской области началось строительство первых четырех заводов.
17.07
Назначения

Knight Frank – новое назначение

Международная консалтинговая компания Knight Frank объявляет о назначении Андрея Подгорного на должность директора по развитию.
16.07
Технологии будущего

X5 и Coca-Cola начали переработку тары

В магазинах «Пятерочка» в Москве установили фандоматы для сбора использованной пластиковой и алюминиевой тары.
15.07
Открытие

Starbucks открыл 100 кофейню в Москве

На территории БЦ «Немецкий центр» начала работу юбилейная кофейня Starbucks в Москве.
18.07
Проект

SOK откроет коворкинги в Израиле и США

Игорь Рыбаков, владелец одного из крупнейших операторов гибких офисов SOK, запускает проект за пределами России. Первый коворкинг откроется в Израиле уже в конце этого года, затем может появиться еще пять проектов.
18.07
Игроки рынка

БЦ «Невская Ратуша» заполнен на 100%

Компания «Галс-Девелопмент» реализовала 100% офисных площадей БЦ «Невская Ратуша».
17.07

подпишись НА эксклюзивные новости cre