Гибкость в эпоху перемен

На падающем рынке московской офисной недвижимости растет только сегмент гибких сервисных офисов – его прирост по итогам года может составить 50%. Востребованность нового формата приведет к переделу всего офисного рынка, считают аналитики компании Space 1.
Исследование, проведенное этой сетью сервисных офисов, показало, что на фоне прогнозируемого экспертами JLL по итогам 2020 г. падения объемов купленных и арендованных офисных площадей в Москве на 20% и снижения ввода новых объектов как минимум на 6%, доля сегмента так называемых гибких офисов к концу года вырастет на 50% (с 1% до 1,5% рынка).
«Рост составил бы и 100%, если бы не коронавирус, – утверждает CEO Space 1 Павел Федоров. – Но даже в нынешних условиях общее падение рынка обернется перераспределением спроса в пользу гибких офисов. Их доля вырастет многократно – как раз за счет огромного притока в сегмент тех арендаторов, которые сейчас и отказываются от классической аренды».

Гибкий, или flex office, – это новый формат офисных площадей, полностью готовых к въезду, быстро адаптируемых под потребности клиента (брендинг, планировка) и сдающихся на гибких (сроки и площади аренды) условиях. В ставку аренды уже включены мебель и оборудование, услуги клининга, ресепшн и охрана, интернет, расходники для принтера и прочие офисные расходы. При этом flex office – не коворкинг, а полноценный изолированный офис, рассчитанный минимум на 30–50 сотрудников, со всей необходимой инфраструктурой – рабочими пространствами, переговорными, кухнями и зонами отдыха.

Но если раньше этот формат был востребован в основном IT и telecom-компаниями, банками и проектными командами, то после начала пандемии гибкими офисами начали интересоваться также ретейл, окологосударственные, производственные и FMCG-компании. Изменилось и качество запросов, отмечает Павел Федоров: если раньше в месяц на гибкие офисы поступало 15–20 заявок (часто - просто чтобы познакомиться с форматом на будущее), то в марте-апреле – уже по 10–15 конкретных запросов на переезд во flex-формат.

Запросы скорректировались и содержательно: в ТЗ на гибкие офисы сокращается количество постоянных рабочих мест. Те, кто в начале года запрашивал 100 постоянных мест, теперь просят 80 постоянных + 20 для временной работы, зоны hotdesking стали обязательными; увеличился спрос на комнаты для совещаний, кабины для телефонных переговоров, добавились требования к полноценному оборудованию для видеоконференций. Средний срок потенциальной аренды также изменился: если раньше компании интересовала возможность выхода из договора через 18–24+ месяца, сейчас это 12+ месяцев, при этом за большую свободу «маневра во времени» компании готовы доплачивать +10–15% к ставке).
«Гибкими офисами интересуются компании двух категорий, – объясняет Павел Федоров. – Первая – департаменты или бизнес-юниты крупных компаний, которые быстро растут. Это чаще всего IT-подразделения или подразделения, связанные с новыми для компании продуктами. У них есть определенные требования к рабочим местам, в первую очередь это безопасность и комфорт сотрудников. И они получают полноценный закрытый, профессионально обслуживаемый офис с возможностью расширения в случае их дальнейшего роста в горизонте 2–3 лет. При этом им не нужно тратить деньги на ремонт, оборудование и мебель. Вторая категория – средние компании со штатом 50–150 человек, которые выросли и решают, что выгоднее: “заложиться” на 4-5 лет – арендовать офис “в бетоне”, потратить несколько десятков миллионов на его ремонт “под себя” и через полгода въехать в него – или завтра же сесть в гибкий офис, готовый, кастомизированный и брендированный под них. Большинство выбирает второй вариант, это легче и менее рискованно, чем вынуть существенное количество денег из оборота, который сейчас гораздо менее предсказуем».


иГРОКИ РЫНКА

Space 1

Федоров Павел

Другое

Space 1

Материалы по теме

Исследования рынка

Гибкие офисы в Петербурге побьют рекорд к концу 2020 года

В Санкт-Петербурге сегодня работает более 40 гибких офисных пространств и пять сетевых игроков. К концу 2020 года планируется открытие 8 тыс. кв. м гибких офисов, после чего их количество достигнет рекордных показателей за последние 2 года, рассказали в JLL.
28.11
Экспертный анализ

Гибкие офисы потеснили класс A

По данным компании JLL, объем сделок аренды и покупки офисов под собственные нужды в Москве во 2-м квартале 2019 г. вырос на 27% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и достиг 361 тыс. кв. м. В результате в целом за полугодие показатель увеличился до 646 тыс. кв. м.
22.07
Экспертный анализ

Смерть опенспейса и восход коворкинга: почему крупные компании отказываются от классических офисов в пользу сервисов

Сегмент гибких рабочих пространств в последние годы переживает стремительное развитие – и проходит через трансформацию. В 2019 году было совершено рекордное количество сделок по запуску новых коворкингов общей площадью около 70 000 квадратных метров. В Москве в 2020 году аналитики Colliers International прогнозировали увеличение рынка на 69%. Пандемия, безусловно, внесет свои коррективы в развитие офисного сегмента в целом, однако становится ясно, что бизнес все чаще будет отдавать предпочтение концептуальному коворкингу с многообразием зон и сервисов, чем классическому open space. Окажутся ли компании в мире гибких офисов, и придется ли собственникам бизнес-центров превратиться в сервисных операторов?
21.04

журнал CRE 8 (386)

Апрель 2
CRE №8 доступен в PDF-формате Номер вышел при поддержке  Raven Russia www.rrpa.ru В НОМЕРЕ Актуально НЕФОРМАТ   Тема номера ГОРОД НЕ СКАЗКА, ГОРОД НЕ МЕЧТА   Цифры и факты ТОРГОВАЯ НЕДВИЖИМОСТЬ МОСКВЫ   Тренды УРАВНЕНИЕ С ПЕРЕМЕННЫМИ   Мнение «У ДОМА» И E-COMMERCE     Мнение TO BE OR B2B?   Репортаж ВСЁ ДЛЯ БЛАГА ЧЕЛОВЕКА   Ре СОЗДАНИЕ ТЕХНОПАРКА И БИЗНЕС-РАЙОНА LINDHOLMEN SCIENCE PARK, ШВЕЦИЯ   Барометр  ...

Популярное

Сделка

Central Properties приобрела склад на 107 тыс кв м

Сделка по покупке складского комплекса Nordway у компании Sirin Development претендует на звание крупнейшей инвестиционной сделки в складском сегменте с начала года. Консультантом выступила компания Knight Frank.

06.05
Сделка

В «PNK Парке Софьино» продали более 11,5 тыс. кв. м

Покупателем стала сеть по продаже мебели ТД «Лазурит». Консультантом выступила компания NT Properties. Сделку профинансировал Альфа-Банк в Калининграде совместно с ГК Альфа-Лизинг.

04.05
Открытие

Meeting Point открылся в «Даниловской мануфактуре»

Коворкинг площадью 5 000 кв. м стал пятым для сети в Москве.
04.05
Проект

Stone Hedge завершает проектирование парка на Белорусской

Проект БЦ Stone Towers обещает быть уникальным на российском рынке по обеспеченности собственной инфраструктурой: площадь только парка составит 5000 кв. м.
06.05
Сделка

Производитель косметики переехал в Gregory's Palace

Сделку по аренде клиентского офиса компанией CellooE сопровождали специалисты Bright Rich | CORFAC Int.
05.05
Открытие

В ТРК Yolka открылся магазин Boston

Индивидуальный предприниматель занял 18 кв. м в проекте «Эссен Девелопмент» в Йошкар-Оле.

05.05

подпишись НА эксклюзивные новости cre