Трудно назвать отрасль, в которой за 2020 год не произошло заметных изменений.
Аркадий Усачёв, генеральный директор компании «Деликатный переезд », рассказал про основные тренды на рынке мувинговых услуг.
1. Что в целом поменялось?
- Многие компании вынуждены были сократить часть штата, временно уйти с рынка или даже закрыться.
- Стало очевидно, что от 20% до 70% сотрудников компаний могут успешно выполнять свои обязанности удаленно.
- Некоторые компании полностью отказались от офисных пространств – организовать работу сотрудников удаленно чаще дешевле, чем обеспечить в офисе все необходимые меры безопасности.
- Сокращение площадей офисов – до 2-2,5 раз.
- Оснащение офисов упрощается – теперь это все чаще мобильные рабочие места, организованные по типу коворкингов, ноутбуки вместо стационарных компьютеров и т.д.
2. Как изменилось количество переездов офисов в Москве и области?
В марте-мае этого года было падение количества переездов из-за введенных ограничений – администрации некоторых БЦ просто закрыли доступ в помещения во избежание штрафов.
В июне-сентябре компании активизировались. Однако планы пришлось корректировать – многие осознали, что в ближайшем будущем им потребуется помещение куда меньшей площади. Тогда поиск офиса стартует по новой, а переезд, понятно, откладывается.
Еще одна причина снижения количества переездов – бюджетирование. Не всем компаниям удалось благополучно пережить кризис, и переезд отложили в «долгий ящик» в связи с отсутствием достаточного финансирования.
3. Появились ли новые ожидания и запросы у компаний?
Да, конечно.
- Обострился вопрос стоимости услуг – часто это не просто оптимизация бюджета, а тотальная экономия.
- Повышение требований к качеству услуг, гарантиям, все большее значение приобретает опыт и надежность мувинговой компании. Ведь в условиях ограниченного бюджета у заказчика нет «второго шанса» - если подрядчик подведет (а у многих муверов возникли серьезные трудности – отток персонала, отсутствие финансовой подушки безопасности), то переезд просто не состоится.
- Остается важным использование сотрудниками средств индивидуальной защиты. Иногда требуются медицинские справки.
4. С какими сложностями вам пришлось столкнуться при организации переездов в этом периоде?
- Отсутствие на объекте ответственных лиц. Большую часть задач по организации переезда мы всегда берем на себя. Но провести работы без представителя заказчика в помещении офиса бывает крайне затруднительно.
- Серьезные трудности с документооборотом. Большая часть компаний оказалась не готова к организации этого процесса в удаленном режиме.
- В целом все процессы – от согласования условий сотрудничества до оплаты счетов – замедлились.
Многие говорят о том, что наступила «новая реальность», но, конечно, перестройка на рынке мувинговых услуг еще не завершена. Компаниям-подрядчикам потребуется проявить гибкий подход к запросам заказчиков и меняющимся условиям.