Кристина Лиморенко, коммерческий директор «ПРОФИС Недвижимость», об консолидации и децентрализации

Сейчас мы не наблюдаем явного тренда на консолидацию подразделений крупных компаний в рамках одного крупного БЦ или бизнес-парка, в том числе и в центре города. Подобных случаев было много в кризис 2015-2016 гг. В то время, воспользовавшись существенным падением ставок в премиальных объектах, крупные компании перевозили свои подразделения из разных мест в один бизнес центр, например, в Москва-Сити. Хотя в кризис 2008-2009 гг. тенденция, напротив, была обратная. На фоне роста курса доллара многие крупные компании рассредоточили свои бэк-офисы в более дешевых, тем не менее, качественных объектах на периферии города, оставив в центре свой головной офис.

За последний год в объектах, находящихся в нашем управлении, лишь одна крупная компания консолидировала часть своих подразделений в рамках одного объекта. Это Ингосстрах, которая арендовала 35 строение общей площадью 18 тыс. кв. м на территории бизнес-квартала Трехгорная Мануфактура.

Если сейчас и происходит консолидация, то это частные случаи, которые случаются на рынке периодически, и они связаны с покупкой здания или переездом в построенное для компании здание.

Найти большие площади в аренду по «демпинговой» цене сегодня уже не получится, поскольку ставки стабилизировались и ежегодно индексируются во многих успешных проектах. Также с экономической точки зрения, это не всегда целесообразно, учитывая необходимые временные и дополнительные финансовые ресурсы непосредственно на переезд и обустройство офиса.
Что касается обоснованности консолидации компаний в рамках одного большого объекта, то в целом здесь действительно есть ряд выгод. Во-первых, это, как правило, позволяет повысить эффективность взаимодействия между подразделениями одной компании и тщательнее контролировать их работу. Во-вторых, компания все-таки может отчасти сократить и расходы на аренду офиса. При аренде большой площади размер скидки может доходить до 20%.

При этом необходимость консолидации всех подразделений в рамках одного объекта все же зависит от специфики и вида бизнеса. Например, крупной риэлторской компании выгоднее иметь как можно больше небольших офисов в разных частях города, для большего охвата аудитории потенциальных клиентов. А вот девелоперской компании, напротив, имеет смысл консолидироваться в рамках одного объекта, для эффективного взаимодействия между подразделениями. Также размещением всех подразделений компании под одной «крышей» вполне целесообразно для многих крупных компаний из сферы btb.
 

2019-09-18 14:42:48

Источник
11.09.2019

«Яндекс.Маркет» нашел штаб-квартиру на Арбате

Компания «Яндекс.Маркет», совместное предприятие «Яндекса» и Сбербанка, арендовала помещение площадью почти 16 тыс. кв. м для штаб-квартиры в МФК Lotte на Новом Арбате.



подпишись НА эксклюзивные новости cre