Светлана Пронина, региональный операционный директор Colliers International, о конкуренции логистических компаний и маркетплейсов

Конкурентным преимуществом любого e-commerce предприятия является налаженная система логистики. Основными звеньями логистики онлайн-ритейлера являются распределительный (сортировочный центр) и склады последней мили. Поскольку большинство покупок российские пользователи совершают с иностранными онлайн-ритейлерами, производители высылают товары при помощи международных логистических компаний до таможенного терминала, где товар передается российскому логистическому оператору, после чего попадает в почтовое отделение/почтомат/доставляется по адресу покупателя. В случае, если онлайн-ритейлер имеет собственный распределительный центр и может содержать товарно-материальные запасы, весь процесс доставки груза значительно сокращается (до 1 часа). Таким образом, можно выделить две основных категории игроков рынка e-commerce: маркетплейсы с консолидированным распределительным центром, а также омниканальные ритейлеры, вендоры и производители продукции, использующие существующую инфраструктуру логистических компаний.
 
На сегодняшний день, крупными распределительными центрами в России обладают такие маркетплейсы, как Wildberries, Ozon, Утконос, Юлмарт и т.д. Их совокупный доход составил более 180 млрд рублей в 2018 г. Компании имеют разветвленную систему логистики, способную принять более 30 000 000 товаров единовременно. Организация собственного фулфилмента и оказание логистических услуг, в том числе доставка последней мили, является конкурентным преимуществом. Логистические компании, работающие с посылками из-за границы, также активно развивают направление фулфилмента – учета и комплектации заказов, высылки их до конечного пользователя. На наш взгляд, компании имеют разные ниши и пул клиентов – в большинстве, это крупные фирменные магазины и ритейлеры, которые развивают канал онлайн-продаж. Вторым по значимости клиентом логистических компаний являются иностранные маркетплейсы, не имеющие складской и логистической инфраструктуры в Москве. Скорость доставки является основным конкурентным преимуществом логистических компаний – именно поэтому акцент должен быть сделан на развитие логистики последней мили.
 
Пока реальной конкуренции нет. Преимуществом маркетплейсов может стать скорость доставки и наличие товара на складе, но в тоже время, не все товары можно найти на сайте маркетплейсов – существует огромный перечень наименований, которые можно приобрести только у международных агрегаторов, которые нуждаются в логистическом сопровождении на территории страны покупателя. В этом случае, фулфилмент и доставка товара осуществляется логистическими компаниями. Ожидаем, что обе категории в ближайшем будущем будут демонстрировать стабильный рост, возможно с периодическим перевесом в сторону одного или другого сегмента в зависимости от скорости развития технологий, объема товарных запасов и наличия развитых распределительных центров, скорости доставки и иных факторов, улучшающих общее качество услуги для конечного потребителя.

2020-03-11 13:57:28

Источник
21.02.2020

СДЭК удвоит количество офисов в 2020 году

Ускорение экспансии обусловлено ростом конкуренции со стороны таких компаний, как «СберЛогистика», OZON и Wildberries.



подпишись НА эксклюзивные новости cre