Юрий Аксенов, партнер юридической фирмы Orchards, о перспективе складов как рабочих мест

Идея стимулирования создания новых рабочих мест за пределами центральной части городов обсуждается давно: в частности, принятия в 2011 году «Стратегия социально-экономического развития Центрального федерального округа до 2020 года» одним из направлений достижения сбалансированного пространственного развития г. Москвы определяла равномерность размещения мест приложения труда по территории Московского региона и сокращение масштабов маятниковой трудовой миграции.
 
Стоит отметить: несмотря на то, что термин «место приложение труда» широко используется в нормативно-правовых актах различных уровней, в том числе в новеллах Градостроительного кодекса РФ о комплексном развитии территорий, его легальное определение на уровне федерального законодательства к настоящему моменту отсутствует. Тем самым конкретное значение термина «место приложение труда» определяется местными органами власти по своему усмотрению, что само по себе может рассматриваться как коррупциогенный фактор в соответствии с «Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов», утвержденной Правительством РФ. 
 
Актуальное правовое регулирование на территории Москвы (речь идет прежде всего о №273-ПП о ставках арендной платы за землю и №1874-ПП о статусе инвестпроектов по созданию мест приложения труда) связывает право на получение льгот с обязательным соответствием объекта капитального строительства – места приложения труда – перечню требований, установленных Правительством Москвы.
 
К числу таких требований относится соответствие назначения места приложения труда одному из допустимых ВРИ земельного участка: производственная деятельность, социальное обслуживание (за исключением общежитий), бытовое обслуживание, здравоохранение, образование и просвещение, культурное развитие (за исключением парков культуры и отдыха, цирков и зверинцев), спорт. Тем самым Правительство Москвы не признало склады и складские площадки в качестве мест размещения труда, достойных государственной поддержки.
 
Не оспаривая сами по себе полномочия Правительства Москвы как высшего исполнительного органа государственной власти на регулирование градостроительной деятельности, хотелось бы уделить внимание формально-юридическому аспекту.
 
Законы «Устав города Москвы» и «О Правительстве Москвы» определяют, что нормативное регулирование осуществляется Правительством Москвы в форме постановлений, которые не могут противоречить Конституции РФ, федеральному законодательству, Уставу и законам города Москвы.
 
При этом часть 2 Закона «О Генеральном плане города Москвы» предусматривает улучшение условий доступности мест приложения труда в производственной сфере за счет развития производственных территорий на основе формирования крупных производственных зон и центров, в том числе логистических, а также за счет сохранения и развития объектов коммунально-складского производства на территориях Новомосковского и Троицкого административных округов города Москвы.
 
В связи с изложенным возникает вопрос: если действующий генплан прямо указывает на складские и логистические объекты как необходимые для эффективного развития городских территорий элементы, то почему эти нормы закона не были приняты во внимание при подготовке проекта постановления Правительства Москвы №1874-ПП?

2021-10-15 06:51:20



подпишись НА эксклюзивные новости cre