Константин Ковалев, заместитель генерального директора ASTERUS: «Рынку офисной недвижимости «грозит» эра BTS»

1329

На рынке офисной недвижимости будет увеличиваться доля проектов BTS (built-to-suit). В ближайшие пять лет порядка 50% офисных проектов будут реализовываться под конкретного заказчика.

За последние три года на столичном рынке офисной недвижимости наблюдаются существенные качественные изменения – девелоперы ищут новые форматы и решения. Классические бизнес-центры морально устарели и не отвечают актуальным запросам компаний - арендаторов и внешним вызовам: устойчивый тренд на удаленную работу сотрудников, частичная занятость, бизнес-риски в условиях пандемии и т.п. В результате все бОльшую долю офисной недвижимости стали занимать такие форматы как коворкинг, гибкий офис. А компании-гиганты все чаще предпочитают собственные офисные пространства - BTS, созданные под конкретные требования и специфику их деятельности.

В 2021 году около 65% всего объема нового предложения приходилось на три проекта, построенных «под клиента»: «Ростех-Сити» (263 тыс. кв. м GBA, 174 тыс. кв. м GLA ), «Сбер-Сити» (128 тыс. кв. м), «Два Капитана» - под структуры Правительства Московской области (80 тыс. кв. м). В текущем году ожидается ввод в эксплуатацию штаб-квартиры «Новатэк» (59,5 тыс. кв. м) и «Мосинжпроект» (36,8 тыс. кв. м). А до 2025 года заявлены еще три крупных проекта built-to-suit: «Национальный космический центр» (200 тыс. кв. м), штаб-квартира РЖД (218 тыс. кв. м), «Яндекс» (120 тыс. кв. м).

Концепция built-to-suit дает возможность создать полностью уникальное офисное пространство и предусмотреть все потребности заказчика, которые не учитываются при разработке обычных бизнес-комплексов. Крупной компании необходимы ситуационные центры, а также представительские и презентационные пространства. При этом важно понимать, что у клиента постоянно происходят изменения, поэтому нужно быть гибким и сопровождать процесс в течение всего времени.

Проекты built-to-suit стали выходить за рамки привычных офисных центров и бизнес-парков: «Все больше стало появляться проектов гибких офисов в формате BTS. Коворкинг или flex space становится полноценным корпоративным продуктом, который решает задачи компаний на достаточно длительный период». По данным аналитических агентств, в минувшем году более 50% сделок в отношении гибких офисов были заключены в формате built-to-suit, и, если в 2017 году гибкие пространства составляли 0,3% от общего объема офисов в Москве, то в настоящее время их доля достигла 1,5%. В 2022 году к вводу в сегменте built-to-suit планируется около 170 тыс. кв. м и еще почти 60 тыс. кв. м возможно к реализации в данном формате.

Эксперты выделяют еще один глобальный тренд, определяющий развитие столичного офисного рынка – смена локаций. Лишь 13% нового офисного предложения 2021 году было расположено в пределах центра города. Дефицит крупных качественных офисных блоков в границах классических сформированных деловых районов Москвы неизбежно ведет к смещению фокуса внимания арендаторов на более удаленные от центра локации.

В данном контексте бизнес-парки с большим количеством зеленых зон, общественного и рекреационного пространства, с возможностью организации дополнительных зон отдыха в силу значительной площади земельного участка являются одним из наиболее перспективных форматов офисной недвижимости, соответствующим современным трендам организации офисного пространства. Это также соответствует современным трендам урбанистики, заключающимся в полицентричном развитии городов.


2022-02-15 11:21:11



подпишись НА эксклюзивные новости cre