Евгений Шевкун, KEYFOR: «Опенспейс мёртв? Да здравствует опенспейс!»

1178

Пандемия изменила многое, но не смогла покуситься на офисные опенспейсы. Несмотря на прогнозируемое экспертами возвращение кабинетной системы — так безопаснее, опенспейсы продолжают существовать, трансформируясь в новые вариации. Почему кабинетная система не вернётся, а большие открытые пространства — единственный путь развития, рассказывает Евгений Шевкун, управляющий партнер строительной компании KEYFOR.
 
Адаптация к новому
 
Каждый год миллионы факторов — от новой этики до диджитализации, меняют наши представления о привычных вещах. Появляются новые нормы, которые нужно учитывать, и новые запросы, которые нужно удовлетворять. Так, меняются подходы к формированию рабочих пространств. Если десять лет назад офисы воспринимались как обязательный и не всегда приятный атрибут жизни, на который нельзя повлиять, то сегодня офисы — абсолютно про другое.
 
Традиционная в социологии концепция трех мест, в которых большую часть времени проводит человек, гласит, что первое место — дом, второе — работа, третье — нейтральное пространство, где удобно и комфортно. Третьим местом может быть кафе, парк, театр или библиотека. Это пространство уравнивает людей, а личностные качества выходят на передний план — своего рода это дом вдали от дома. Теперь третьим местом становится офис. На изменения влияют молодые поколения, у которых иной подход к work-life balance — они ставят в основу личные интересы, от которых уже выстраивают другие жизненные процессы — работу, отношения, дружбу. Компании подстраиваются, оборудуя офисы так, чтобы сотрудники были продуктивны, чаще контактировали, и имели возможности удовлетворять личные потребности и реализовывать интересы.
 
Офис трансформер
 
Необходимый размер офиса — вопрос, волнующий любую компанию. В пандемию все изменили формат работы. При этом по нашим оценкам 70% компаний не представляют, как организовать работу офиса в нынешнее время: как выстроить посещаемость, сколько нужно квадратных метров, рабочих мест, переговорных, рекреационных зон. Все уникальны, и важно еще до переезда кастомизировать офис под конкретную компанию и ее задачи, понять, какие зоны нужны для организации работы, сколько метров, как они должны быть разбиты и т.п. Сегодня популярны трансформируемые пространства, объединяющие множество функций — классические рабочие места, приватные комнаты для уединенной работы, места для коммуникаций, игровые комнаты и пр. Если до пандемии компании выстраивали стратегию на 5-10 лет, то сейчас большинство не смотрит дальше, чем на пару лет. Но даже краткосрочный стратегический план позволяет предположить, какой офис понадобится через пару лет, и учитывать это в трансформируемом офисе.
 
Наше все — зонирование
 
Современный офис — магическое место, где учитывается здоровье человека, его психологический комфорт, продуктивность. Для этого важно обеспечивать в офисе достаточное количество воздуха и света, приятную температуру. В офисах используют биофильный дизайн — растения положительно влияют на самочувствие сотрудников, помогают в зонировании помещений, обеспечивают шумоизоляцию — для этого стены покрывают мхом.
 
Преимущественно люди продуктивны в решении рабочих задач не в офисе, а в магазинах, дома, в кафе, во время прогулки на природе. Причина — m&m’s (managers&meetings) — в офисах сотрудники отвлекаются на рабочие встречи и разговоры с коллегами. Чтобы решить проблему в офисах отказываются от закрепленных рабочих мест. Зонирование пространств происходит под определенные задачи — тихие места с изоляционными стенами для концентрированной работы, переговорные, стендап-зоны, диджитал зоны.
 
Офис — место встреч. Работодатели прикладывают много усилий, чтобы общение сотрудников стало продуктивнее и приводило к результатам. Теперь переговорная — не отдельная комната в углу офиса, а пространство в середине, которое можно огородить модульными перегородками или закрыть акустическими шторами. Важны и неформальные встречи — у кофейного автомата, в игровой комнате или на мягких диванах в окружении растений.
 
Все равны в опенспейсе
 
Современные офисы должны привлекать сотрудников как визуально, так и на уровне идей. Важная составляющая третьего места равенство. Поэтому руководители крупных, в том числе и российских компаний, отказываются от отдельных кабинетов в пользу расширения общественного пространства для всех сотрудников.
 
В офисах важна эмоциональная составляющая сотрудника и его включенность не только в рабочие процессы. Двадцать лет назад это решали тимбилдингами с йогой на рабочем месте, теперь офисными планировками и количеством сценариев для взаимодействия сотрудника с пространством. В офисах оборудуют комнаты для пения, тренажерные залы, комнаты для видеоигр и даже комнаты для сна. Создавая картинку, которую сотрудник нигде больше не увидит, работодатель повышает его эмоциональную вовлеченность.
 
О дивный диджитал
 
Офисное пространство должно быть максимально технологичным и эффективным. Через мобильные приложения сотрудники бронируют переговорные комнаты, контролируют инженерные системы, настраивают пространства под себя — уровень освещения, температуру воздуха, приглашают коллег на встречи. С помощью приложения можно забронировать переговорную, сразу настроив параметры температуры и освещения под свои предпочтения или задачи. В будущем подобные вещи будет контролировать искусственный интеллект, подстраиваясь под конкретного сотрудника и его привычки. Другая технология — FaceID, с его помощью сотрудники проходят через турникеты, открывают локеры — шкафчики для вещей, платят в столовой.
 
Технологии используют и для анализа: датчики в офисах собирают статистику об эффективности пространств — где чаще работают сотрудники, а где наоборот. Они также позволяют анализировать действия сотрудников — эффективность их работы, какие параметры на нее влияют. Это позволяет модернизировать офисное пространство и делать его более эффективным.


2022-02-15 12:47:21



подпишись НА эксклюзивные новости cre