Ситуация начала 2022 года на рынке коммерческой недвижимости изменилась под влиянием экономической неопределенности, отрицательных изменений на фондовом рынке, непредсказуемости будущего и снижение покупательской способности. Рынок вошел в стадию турбулентности, в которой никто из экспертов не может дать точного прогноза, так как невозможно оценить ситуацию. Компании начали массово проводить реструктуризацию бизнеса, многие увидели риски и стал думать, как оптимизировать расходы, которые в первую очередь были связаны с арендой помещений.
Реакция арендаторов в ситуации шла по сценарию «Бей. Беги. Замри». Первой реакцией было сокращение договоров аренды или сокращение арендуемых площадей, некоторые приняли решение о заморозке деятельности, другие же увидели «время возможностей» и решили расширить помещения, но по гибким условиям.
Оцененные преимущества гибких офисов заключаются в том, что компании въезжают и начинаю работать сразу, без затрат на обустройство. Сервисные офисы не требуют капитальных вложений, сделки совершаются быстро, все расходы на обслуживание включены в стоимость аренды. В условиях экономической неопределенности и снижения платежеспособности использование сервисных офисов – логичное решение, чтобы провести оптимизацию, сохранив при этом рабочие места.
Но и на сегодняшний день в Москве доля общего объема гибких офисов чрезвычайно мала в сравнении прочими мировыми столицами, где в процентном соотношении они занимают от 7 до 10 процентов. Напомним, что 5 лет назад ГО занимали всего 0,3%, в 2022-м доля стремится к 2%. Однако инвестиции продолжают вкладываться именно в этот сегмент и сейчас он является третьим по популярности после жилья и складов.
Консалтинговое агентство Cushman & Wakefield (в настоящее время Commonwealth Partnership) провело опрос почти 580 руководителей ведущих фирм на рынке коммерческой недвижимости разных стран. В ходе исследования выяснилось, что почти 70% компаний обращаются к гибкой организации рабочего пространства. При этом многие респонденты заявили, что планируют до 2025 увеличить число рабочих мест в коворкингах вдвое.
Говоря о будущем офисного рынка, следует учитывать опыт прошлых кризисов и долю иностранных компаний в структуре резидентов офисов Москвы. Кроме того, важно понимать, что несмотря на внешние факторы, вакантность на рынке сервисных офисов будет сокращаться в первую очередь благодаря гибкости договора по сроку аренды, отсутствие инвестиций в ремонт и закупку мебели, моментальная готовность к въезду, а также индивидуальный подход к потребностям клиента.
«Кастомизация рабочего пространства с учетом потребностей конкретной компании – это важнейший и основополагающий принцип сервисного офиса. Это достигается благодаря уникальной системе гибких планировочных решений и модульной мягкой мебели, а также нашему принципу work-life balance, реализуемому через возможности зонирования и создания плодотворной среды для работы, общения и отдыха.
Не менее важны гибкие договорные условия, в том числе — возможность корректировки арендных ставок. И, наконец, мы полностью берем на себя все управление офисом резидента: в единый арендный платеж включены расходы на все необходимое для жизнедеятельности офиса. В том числе - расходные материалы, полное сервисное обслуживание, работа ресепшена, клининг и т. д.
2022-04-29 11:55:21
Реакция арендаторов в ситуации шла по сценарию «Бей. Беги. Замри». Первой реакцией было сокращение договоров аренды или сокращение арендуемых площадей, некоторые приняли решение о заморозке деятельности, другие же увидели «время возможностей» и решили расширить помещения, но по гибким условиям.
Оцененные преимущества гибких офисов заключаются в том, что компании въезжают и начинаю работать сразу, без затрат на обустройство. Сервисные офисы не требуют капитальных вложений, сделки совершаются быстро, все расходы на обслуживание включены в стоимость аренды. В условиях экономической неопределенности и снижения платежеспособности использование сервисных офисов – логичное решение, чтобы провести оптимизацию, сохранив при этом рабочие места.
Но и на сегодняшний день в Москве доля общего объема гибких офисов чрезвычайно мала в сравнении прочими мировыми столицами, где в процентном соотношении они занимают от 7 до 10 процентов. Напомним, что 5 лет назад ГО занимали всего 0,3%, в 2022-м доля стремится к 2%. Однако инвестиции продолжают вкладываться именно в этот сегмент и сейчас он является третьим по популярности после жилья и складов.
Консалтинговое агентство Cushman & Wakefield (в настоящее время Commonwealth Partnership) провело опрос почти 580 руководителей ведущих фирм на рынке коммерческой недвижимости разных стран. В ходе исследования выяснилось, что почти 70% компаний обращаются к гибкой организации рабочего пространства. При этом многие респонденты заявили, что планируют до 2025 увеличить число рабочих мест в коворкингах вдвое.
Говоря о будущем офисного рынка, следует учитывать опыт прошлых кризисов и долю иностранных компаний в структуре резидентов офисов Москвы. Кроме того, важно понимать, что несмотря на внешние факторы, вакантность на рынке сервисных офисов будет сокращаться в первую очередь благодаря гибкости договора по сроку аренды, отсутствие инвестиций в ремонт и закупку мебели, моментальная готовность к въезду, а также индивидуальный подход к потребностям клиента.
«Кастомизация рабочего пространства с учетом потребностей конкретной компании – это важнейший и основополагающий принцип сервисного офиса. Это достигается благодаря уникальной системе гибких планировочных решений и модульной мягкой мебели, а также нашему принципу work-life balance, реализуемому через возможности зонирования и создания плодотворной среды для работы, общения и отдыха.
Не менее важны гибкие договорные условия, в том числе — возможность корректировки арендных ставок. И, наконец, мы полностью берем на себя все управление офисом резидента: в единый арендный платеж включены расходы на все необходимое для жизнедеятельности офиса. В том числе - расходные материалы, полное сервисное обслуживание, работа ресепшена, клининг и т. д.