В 2018 г. офисные интерьеры много раз признавались важным фактором при оценке кандидатом потенциального места работы: стильное, удобное, эргономичное пространство теперь – не столько стремление произвести впечатление на внешних клиентов, сколько желание очаровать своих собственных сотрудников, сделать их лояльными и вовлеченными. Каким должен быть современный офис? Как меняются потребности клиентов в отношении рабочих интерьеров? Сколько стоит «офис мечты»? Об этом и многом другом мы поговорили с Марией Борисовой, директором по развитию компании CFC.

- Мария, какие относительно новые интерьерные тенденции вы могли бы отметить в 2018 г.? Что не меняется с течением времени?

- Активное развитие беспроводных технологий, а также различных эффективных сервисов для управления проектами меняет формат и методологию нашей работы и приводит к тому, что сотрудники больше не «закреплены» за своим рабочим местом и могут работать из любой рабочей зоны, и в том числе удаленно. Это означает, что меняются и требования к офисному пространству - отпадает необходимость фиксировать за каждым сотрудником автономное рабочее место, возрастает роль других функциональных зон в офисе, где сотрудник может более эффективно, чем за своим рабочим столом, решать те или иные задачи: телефонных будок, неформальных переговорных, зон для сосредоточенной работы, креативных пространств. Такие аgile-офисы, по сравнению с унифицированным open space, более адаптированы под новые форматы работы и позволяют работать продуктивнее. Во многих наших проектах 2018 г. отчетливо прослеживается курс на agile-пространства, и думаю, в будущем этот тренд будет только усиливаться.

Другой заметной тенденцией на рынке стал рост и развитие коворкинг-пространств. С одной стороны, со стороны многих девелоперов это был вынужденный шаг - вакансия на рынке офисов остается достаточной высокой, и чтобы нивелировать издержки от простоя площадей, девелоперы предпочитают реализовывать здесь коворкинги. Вместе с тем, спрос на подобный метраж активно растет, на рынке становится все больше индивидуальных предпринимателей, небольших компаний, ищущих небольшие, но качественные офисные пространства, и даже серьезные международные компании готовы выводить свои проектные команды на такие площади для реализации тех или иных задач.

- Чего хотят заказчики от своих интерьеров? Как меняется их отношение к дизайну офисов, отделочным материалам, аксессуарам?

- Любой заказчик хочет получить на выходе качественный и в срок построенный офис. Все больше клиентов при помощи креативных архитекторов стремятся привнести в свой офис немного домашней атмосферы и сделать его визуально интересным. Из опыта проектов этого года: мы строили много офисов с большим количеством специально заказных изделий, что позволило компаниям получить уникальное пространство, отвечающее их характеру.

Часто заказчики делают выбор в пользу оптимальных решений в соотношении цена / качество – запрашивают «базовую отделку» с учетом современных тенденций. Востребовано многофункциональное, гибкое пространство, которое без труда адаптируется под разные задачи. В рабочих пространствах становится меньше представительских зон — с дорогой отделкой. Гранит, мрамор, кожа, редкие породы древесины — этого становится меньше, в то время как демократичные материалы, с хорошими эксплуатационными характеристиками, пользуются большим спросом.

В то же время, работодатели понимают, насколько важен для сотрудников стильный, визуально интересный и вдохновляющий офис. Работа уже давно перестала быть просто работой, это образ мышления, статус и увлечение. А значит, это место должно быть особенным. Чтобы сюда хотелось возвращаться, даже во времена развитых беспроводных технологий и CRM-систем. Поэтому в ход часто идут нестандартные архитектурные решения.

- Насколько претерпела изменения средневзвешенная стоимость отделочных работ? Стала ли она дешевле/дороже? За счет чего?

- На мой взгляд, если сравнивать данный показатель с 2017 годом, не произошло особенных изменений.

Средневзвешенная стоимость отделки офисного пространства в качественных БЦ сегодня составляет от 550 до 1000 дол. с НДС за квадратный метр. Сюда входит проектирование, закупка материалов, строительные работы, монтаж инженерных систем и пуско-наладочные работы. И чаще всего не включены решения по отдельно стоящей мебели. Вообще понятие «средневзвешенная стоимость отделочных работ» очень относительное - в большинстве своем она напрямую зависит от стоимости материалов, которые выбирает клиент, и может выходить на рамки озвученных цифр.

Удорожание валюты приводит к росту стоимости офисных решений, так как определенная часть продукции импортируется. И если мы, как компания-резидент РФ, держим цены на работы на уровне 2015 г., с производителями зарубежных материалов все сложнее – цены повышаются вслед за каждым скачком валют. Вместе с тем, когда курс откатывается назад, цены не снижаются. У среднего бизнеса РФ, при этом денег больше не становится, и мы вынуждены постоянно искать новых поставщиков, новые материалы, получать дополнительные скидки от представительств, оптимизировать строительные процессы, чтобы цена за квадратный метр не росла для клиента. В следующем году, как известно, всех нас ждем повышение НДС, соответственно, мы будем искать новые пути оптимизации стоимости для сохранения цены за квадратный метр.

- Насколько успешно в сегменте fit-out работает тема импортозамещения? Какие строительные/отделочные материалы, оборудование, аксессуары можно смело менять на отечественные, не боясь снижения качества проекта? Оптимизируется ли в этом случае стоимость?

- Сейчас активно работает тема импортозамещения. Наши заказчики все чаще просят нас рекомендовать решения, доступные на рынке РФ. На данный момент наши соотечественники успешно конкурируют с иностранными компаниями в сфере: светильников, напольных покрытий, отдельно стоящей офисной мебели и акустических решений. Данные замены позволяют не только оптимизировать бюджет, но и избежать валютных рисков, а также ускорить процесс строительства, так как не нужно ждать поставок из-за рубежа, многие популярные решения есть в наличии на складе.

- Какие относительно нестандартные решения все чаще запрашивают клиенты? С чем это связано?

Мы, как компания, работающая с офисами класса А, на каждом проекте встречаемся с нестандартными решениями. Например, на проекте компании Freedom Finance мы монтировали водопад в зоне отдыха. На проекте «Сибур» мы использовали в основном радиусные стеклянные перегородки, а вместо штукатурки на стены наносилась магнитно-маркерная краска. Компании стремятся добавлять в свои офисные пространства индивидуальность, что, на мой взгляд, очень здорово!

- Можете привести пример эргономичного и комфортного офиса, который соответствует вашим представлениям о том, каким должен быть современный офис?

- Как пример, можно привести офис страховой компании BNP Paribas CARDIF, реализованный нашей компанией. Архитекторами проекта выступила компания Design Solutions, которые спроектировала современное, эргономичное и комфортное пространство. Офис оснащен переговорными комнатами разного размера, которые при необходимости трансформируются в один большой конференц-зал. Архитекторы продумали рассадку сотрудников и расположение комфортабельных лаунж-зон с максимальным использованием дневного света. В этом офисном пространстве есть специальные акустические будки для звонков, чтобы один сотрудник open space не мешал сосредоточенной работе другого, предусмотрено много других функциональных зон, – под самые разные офисные задачи. И одно из моих любых решений - мягкие переговорные зоны, вмонтированные в стену. Это пространство отлично подходит как для быстрых переговоров внутри команды за чашкой кофе, так и для встречи с клиентами.

- Как будет развиваться рынок fit-out в ближайшие годы? Назовите 3-5 грядущих трендов.  

- Я думаю, что постоянные «качели» с курсами валют приведут к еще большему росту тенденции импортозамещения. В офисах все чаще будут появляться временные рабочие места, а освободившееся пространство станет использоваться для создания тех зон, которых исторически в наших офисах не хватает – небольших переговорных, зон для сосредоточенной работы, пространств для отдыха и неформального общения и т.д. И еще один важный тренд - все больше компаний будет смотреть в сторону экологичных офисов. Согласно недавнему опросу, проведенному PWC среди молодежи США (PWC Survey: Millenials at work), 86% молодых специалистов готовы сменить место работы, если текущий работодатель недостаточно ответственно относится к окружающей среде. Это значит, что в будущем все больше офисов будут «зелеными» — отвечающими экологическим требованиям.
Поделиться


подпишись НА эксклюзивные новости cre