Проспекты Москвы «не восстановились» после введения платной парковки

Эксперты Knight Frank проанализировали стрит-ретейл на пяти крупнейших проспектах Москвы - Ленинском проспекте, проспекте Мира, Кутузовском проспекте, Комсомольском проспекте и Ленинградском проспекте. По итогам I полугодия 2019 года вакансия там составила 12,3%, так и не восстановившись до показателей до реконструкции магистралей и введения платной парковки в 2016 году.
6643
По итогам первого полугодия 2019 года доля вакантных площадей в помещениях стрит-ритейла, расположенных на пяти крупнейших столичных проспектах (Ленинский, Мира, Кутузовский, Комсомольский и Ленинградский), составила 12,3% от общего объема торговой недвижимости на этих улицах, сообщается в исследовании компании Knight Frank. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года вакансия упала на 1,1 п. п., однако она так и не восстановилась до показателей до реконструкции магистралей и введения платной парковки в 2016 году.
 
Из ключевых тенденций рынка торговых помещений street retail на проспектах можно отметить снижение среднего размера помещения (со 153,4 кв. м до 151,9 кв. м), что частично связано с изменением профиля арендаторов, увеличение доли сетевых операторов в структуре спроса, а также снижение вакансии.
 

Виктория Камлюк, директор направления стрит-ритейла Knight Frank отмечает: «Снижение вакансии в стрит-ритейле на столичных проспектах главным образом связано с завершением процесса реконструкции – новые профили арендаторов адаптировались в условиях платной парковки и в принципе ограниченных возможностей паркинга. Мы отмечаем рост доли сетевых демократичных брендов, особенно в сегменте общепита и продуктового ритейла, у которых самые высокие показатели по открытиям за год (по 27 точек). Такие арендаторы комфортно себя ощущают за счет пешеходного трафика и внутреннего спроса жителей районов, тогда как для люксовых и выше среднего брендов отсутствие паркинга более критичный фактор. Хотя точечно премиальные бренды продолжают появляться и не отказываются от проспектов для того, чтобы “работать витринами” и на “свою аудиторию”».

 
В процессе проведения масштабной реконструкции и введения новых правил парковки на ключевых проспектах города объем свободных площадей вырос до 16,3% (по итогам I полугодия 2017 года), однако, по итогам I полугодия 2019 года значительного снижения вакансии не произошло – доля свободных площадей составила 12,3%, что все еще выше значения I  полугодия 2016 года – 11,1% (до реконструкции и введения платной парковки).


Лидером по объему вакантных площадей на пяти крупнейших проспектах Москвы по-прежнему остается Кутузовский проспект. Объем вакансии на нем в I полугодии 2019 года составил 21,6%, сократившись за год всего на 3,9 п. п., что в абсолютном выражении составляет порядка 2 тыс. кв. м. Новыми арендаторами пустующих помещений стали операторы магазинов товаров для дома (салон мебели Scavolini, 800 кв. м), продуктов питания («ВкусВилл», «Магнолия»), общественного питания (Dr. Craft Beer). 

Столь высокий уровень вакансии на Кутузовском проспекте обусловлен не только ограничением по парковке, но и сравнительно с другими проспектами большей средней площадью помещения – 178 кв. м (аналогичный показатель на Ленинградском проспекте – 108 кв. м). Так, около половины вакантных предложений – помещения площадью от 200 кв. м до 700 кв. м, которые довольно сложно разделить на блоки, так как они обычно расположены на 2-3 уровнях, включая подвальный. 

Наименьшая доля вакантных площадей зафиксирована на Ленинском проспекте и проспекте Мира (8,7% и 9,6% соответственно), на что повлияла совокупность факторов: более мелкая нарезка помещений, продолжительность ремонтных работ и стоимость парковки, объем парковочных мест.  Пустующие помещения в течение года были заняты операторами общественного питания и предприятиями сервисных услуг – салонами красоты, медицинскими учреждениями, а также отделениями банков, аптеками, цветочными салонами.





В структуре спроса наибольшую долю площадей занимают операторы профиля «Товары для дома» и «Общественное питание» (16,5% и 15,1% соответственно), а также операторы профиля «Продукты» и «Банки», на которые приходится по 13% от общего объема площадей на проспектах. 

Структура спроса по профилю может значительно меняться в зависимости от проспекта. На Комсомольском и Ленинском проспектах около четверти всего предложения (20,5%) занимают магазины профиля «Товары для дома» (интерьерные и мебельные салоны, магазины отделочных материалов и пр.). На проспекте Мира и Ленинградском проспекте максимальную долю площадей занимают заведения общественного питания (18% – рестораны, кафе, кофейни, фаст-фуд и пр.), а доля магазинов товаров для дома составляет всего 7,2%. 

Всего за год на крупнейших проспектах было открыто 130 новых точек стрит-ритейла общей площадью более 18 тыс. кв. м. За последний год отмечен высокий спрос со стороны таких профилей, как «Общественное питание» и «Продукты» (по 27 новых арендаторов), тогда как годом ранее 19 и 25 соответственно, а также  «Салоны цветов» и «Отделения банков» (по 12 и 10 новых торговых точек, в первом полугодии 2018 года – 8 и 24 соответственно). Профиль «продукты» продолжает сохранять лидерство по объему торговых точек.   

В ближайшей перспективе ожидается открытие двух фуд-холлов на Ленинском проспекте – в составе МФК «Ленинский 38» и вблизи локации РУДН.


Источник: Knight Frank Research, 2019

В настоящий момент запрашиваемые ставки аренды на торговые помещения, расположенные на первой линии проспекта, как правило, варьируются в диапазоне 30-100 тыс. руб. за кв. м в год. Уровень ставки аренды преимущественно зависит от площади помещения и интенсивности пешеходного потока. Так, помещения, расположенные вблизи станций метро, предлагаются по максимальным ставкам аренды, при этом ставка аренды на аналогичные по характеристикам помещения, но расположенные на удалении (более 500 метров от вестибюля станции метро), могут быть в 2-3 раза ниже и составлять 30-50 тыс. руб. за кв. м в год.


Коментарии (0)


Поделиться

Материалы по теме

Экспертный анализ

Street Retail Москвы мельчает

Один из главных трендов на рынке столичного стрит-ретейла – уменьшение средней площади помещений в предложении до 194,4 кв. м в I полугодии 2019 года, отметили аналитики Knight Frank. При этом максимальную долю занимают помещения малого формата до 200 кв. м.
19.09
Исследования рынка

Street retail Петербурга: итоги I полугодия 2019 года от Knight Frank

В I полугодии 2019 г. ротация арендаторов в стрит-ретейле Санкт-Петербурга сохранилась на уровне аналогичного периода 2018 г. и составила 7%, сообщается в исследовании Knight Frank. Всего было открыто около 500 новых торговых точек, а средний размер помещения составил 110 кв. м. Средний показатель арендных ставок остался на уровне конца 2018 г. за исключением нескольких улиц.
23.09
Исследования рынка

Каждые 5 минут пешком до офиса на 24% снижают ставку аренды

Удаленность объекта офисной недвижимости от станций метро в Москве заметно влияет на арендную ставку, отмечается в исследовании Cushman & Wakefield. Лишние 5 минут пешком от объекта до метро снижает ставку в офисных зданиях класса A и B в среднем на 24%. А при удаленности объекта более, чем на 15 минут, ставка падает почти в два раза.
15.09
77980

журнал CRE 4 (438)

Апрель
Вышел из печати CRE № 4 (438).   Читайте в номере:   CRE Moscow AWARDS 2024 ЛИДЕРЫ НОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ Спецвыпуск о номинантах премии   Девелопмент OFFprICE В 2024-м офисы на продажу останутся одним из двигателей рынка   Тема номера ЛЁГКОЙ ПОСТУПЬЮ В 2024 году объем light industrial только в Москве может достичь 1,2-1,3млн кв.м   Тенденции СТРАННЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ Многие ТРЦ ждет «суровый американский сценарий» – редевелопмент со строительством жилья, апартаментов или МФЦ   Nota...

подпишись НА эксклюзивные новости cre