Декабрь
2024
Январь
2025
Февраль
2025
|
"Транспортная инфраструктура МТУ: потенциал развития"16 июля 2014
11 июля в Арарат Парк Хаятт состоялась бизнес-конференция «Транспортная инфраструктура МТУ: потенциал развития», организатором которой выступила РБК.Деловую программу конференции открыл Марат Хуснуллин, заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства. Заммэра рассказал развитии метрополитена в ближайшие годы: «В 2015 году мы запускаем метро от ММДЦ до Раменок, в 2017 году – запускаем метро с выходом на новую территорию в районе Рассказовки. Сейчас мы также планируем построить большую ветку метро от ул.Новаторов до Административно-делового центра». Говоря о транспортной ситуации на территории Административно-делового центра, Хуснуллин отметил: «Вся новая территория будет закольцована железнодорожным сообщением. Мы рассчитываем, что основная часть пассажиропотока будет ориентирована на железные дороги и три построенные ветки метро. В будущем мы также проектируем четвертую ветку метро через Бирюлево Западное на новую территорию». «На территории Новой Москвы за ближайшие 20 лет планируется построить 100 млн кв м недвижимости. Новая линия от Коммунарки до Новаторов подразумевает строительство более 2 млн кв. м. недвижимости на территории, расположенной в 1 км от 7 станций метро», - отметил заммэра. Марат Хуснуллин подчеркнул, что в вопросах транспортной инфраструктуры приоритетным для Москвы является развитие метрополитена. «За последние 3 года мы построили 26 км, 12 станций и 3 депо. В течение ближайших 3 лет мы построим 60 км метро, 33 станции, 9 депо», - рассказал М. Хуснуллин. Заммэра также отметил, что к 2020 году планируется построить более 250 км жд дорог дополнительно, включая 54 км РКЖД на территории Москвы. «Железная дорога начнет работать в режиме метрополитена с частотой движения электричек порядка 3 минут. Мы увидим увеличение пассажиропотока на жд транспорте более чем в 2 раза», - прокомментировал Хуснуллин. Заммэра также рассказал, что главной целью строительства дорог является возможность дать общественному транспорту двигаться по выделенной полосе. Программ развития ТПУ Хуснуллин обозначил, как самую сложную. На территории Москва определено 255 ТПУ. «Мы стартовали программу развития ТПУ за бюджетные деньги, но по мере развития программы мы определяем, где могли бы участвовать инвесторы. Программа развития ТПУ будет составлять около 300 млрд на ближайшие 10 лет. Мы заключили первый договор на строительство платной дороги – северного дублера Кутузовского проспекта. Завершается градостроительная проработка развития МКАД. В течение 1-2 месяцев мы предложим рынку механизм, по которому инвесторы могут участвовать в строительстве ТПУ. До конца года по всем 255 ТПУ мы примем градостроительные решения, т.е. мы определим пассажиропоток, показатели транспортной инфраструктуры, технико-экономические показатели, коммерческую составляющую», - отметил Марат Хуснуллин. Петр Иванов, заместитель председателя Правительства Московской области рассказал о том, что Московская область уже выделила 120 проектов ТПУ, из которых 80 являются приоритетными. «Оценен коммерческий потенциал, определены технико-экономические показатели. Начата разработка 10 проектов», - сказал П. Иванов. По словам Иванова общая протяженность легкого метро на территории Московской области составит 250 км, а его общая стоимость оценивается в 300 млрд рублей. Зампредседателя Правительства МО подчеркнул, что проект инвестиционный и будет реализован за счет государственно-частного партнерства. Алексей Ручьев, президент ГК Мортон отметил важность решения проблемы изъятия земель для строительства дорог. По словам Ручьева, еще одна важная проблема при строительстве дорог инвестором – кому передать уже построенную дорогу. Субъекты неохотно берут на баланс объект, который требует обслуживания. Если дорога проходит по 2 субъектам федерации, это также становится проблемой на пути к передаче построенной дороги. Игорь Чумаченко, партнер, руководитель практики "Недвижимость. Земля. Строительство" юридической фирмы VEGAS LEX рассказал об особенностях правового регулирования в вопросах, связанных с предоставлением земельного участка под строительство ТПУ. Игорь Чумаченко отметил, что в силу отсутствия специальных норм, данный вопрос регулируется земельным и градостроительным кодексами. Спикер подчеркнул, что с 1 марта 2015 г. вступают в силу изменения, внесенные в земельный кодекс, согласно которым инвестор не может получить земельный участок без торгов (для строительства коммерческих объектов – преимущественно, для строительства жилых – только по аукциону). На данный момент землю под строительство коммерческого объекта можно получить по акту выбора, только если решение о согласовании места размещения этого объекта принято до 1 марта 2015 года. Что касается схем возможного участия инвесторов при реализации проектов реконструкции существующих станций метро, то в ситуации, где застройщиком является ГУП «Мосметрополитен», можно уйти от необходимости соблюдения процедуры предоставления земельного участка строннему инвестору и сам ГУП может осуществлять привлечение инвестора по той или иной схеме. «Вопросы ограничения заключения договоров, в результате которых инвестор получит площадь в таком ТПУ, должны быть заключены с согласия собственника, поскольку имущество закреплено за государственным предприятием. В данном случае это касается существующих станций метро и объектов ЖД транспорта. Здесь нужно также иметь ввиду, что при предоставлении земельных участков большей площади, чем необходимой на сегодня для эксплуатации существующих станций, здесь может быть необходимость соблюдения процедуры предоставления земельного участка, которые уже должны предоставляться на торгах», - отметил Игорь Чумаченко. Спикер подчеркнул, что пример Саларьево показывает, что можно договориться о строительстве ТПУ без изъятия земельного участка. Обе стороны здесь получают существенную выгоду, т.к. Москва не тратит средства на изъятие, а сам инвестор получает возможность на капитализацию своих объектов за счет создания ТПУ и увеличения пассажиропотока. «Примером договоров, которые могут быть на прямую использованы при строительстве ТПУ является концессионное соглашение и соглашение о государственно-частном партнерстве. Особенность концессии состоит в том, что объекты концессионного соглашения с момента их создания передаются в собственность публичного партнера, т.е. в государственную собственность и частный партнер не может владеть этими объектами. Но в концессионном соглашении могут быть предусмотрены объекты, которые создаются в процессе деятельности концессионера по созданию основных объектов и могут передаваться ему в частную собственность. Это соглашение применимо при строительстве объектов автодорожной инфраструктуры, участков автомобильных дорог, объектов дорожного сервиса и т.д., объектов ЖД транспорта и другого транспорта общественного пользования. Соглашение о ГЧП пока не урегулировано специальными актами. Оно является смешанным договором и представляет собой обязательство двух сторон: публичного и частного партнеров. Обязанности частного партнера: выполнить изыскания проектирования, строительство/реконструкцию, осуществить эксплуатацию, осуществить техническое и сервисное обслуживание. Две основных обязанности публичного партнера – предоставить имущество во владение и пользование, и предоставить право использования результатов интеллектуальной деятельности. ГЧП предусматривает как внебюджетные, так и бюджетные инвестиции, в отличие от концессионного соглашения, где в приоритете внебюджетные источники. По ГЧП по соглашению сторон часть имущества может передаваться в частное пользование», - рассказал Игорь Чумаченко. Обсуждая тему развития транспортной инфраструктуры Москвы на принципах государственно-частного партнерства, Андрей Кирсанов, заместитель генерального директора ЗАО «МР Групп», выделил 7 вариантов привлечения средств инвесторов в строительство объектов дорожной инфраструктуры: финансирование через дорожный фонд г.Москвы, договор пожертвования, договор о развитии застроенной территории, госконтракт, концессионное соглашение, соглашение о комплексной застройке между городом и инвестором, нормативно-правовой акт г. Москвы. Спикер подчеркнул, что при передаче объекта по договору пожертвования, инвестор сталкивается с необходимостью платить повышенные налоги, т.к. строительство в данном случае признается неоправданными расходами со стороны Налоговой службы. |