Ритейл 2014

28 октября 2014
28 октября в Арарат Парк Хаятт состоялась конференция «Ритейл 2014». Каких коренных изменений стоит ждать ритейлерам  и как изменятся их стратегии в следующем году? Как привлечь потребителя? Какие форматы наиболее востребованы? На эти и многие другие вопросы попытались ответить спикеры конференции.

Текущий год подходит к концу и профессионалы активно обсуждают, чего им ждать от грядущего. Не секрет, что тон для развития бизнеса задает государство. Стоит ли ждать от него каких-то коренных изменений? Комментирует Александр Борисов, генеральный директор ММБА, председатель комитета по развитию потребительского рынка ТПП РФ: «На мой взгляд ,никаких новых тенденций не появится, однако мы увидим развитие уже существующих. В ближайшие 7-10 лет вряд ли будут какие-то изменения в экономике, поэтому особенно важно для ритейлеров сейчас повышать эффективность внутри компании. В будущем году скорее всего будут введены сборы за право торговли, что очень отразится на малом бизнесе.  Кроме того, будут внесены дополнения в налоговый кодекс. Стоит также ожидать пристального внимания со стороны ФАС.».  «Однако не стоит опасаться регуляторов: они не появятся, если вы их не позовете. На мой взгляд главной опасностью все же является не государство, а экономика», - комментирует Вадим Новиков, антимонопольный экономист, ст. н. с. РАНХиГС при Президенте РФ, член Экспертного совета при Правительстве РФ.

Однако ритейлеры озабочены не только вопросами экономики. Андрей Павлов, президент Zenden выделяет 2 тенденции, которые будут усугубляться в будущем: «Через 2-3 года будет переизбыток торговых площадей и уже сейчас нужно как можно внимательнее относиться к выбору торговых площадей. Вторая проблема – дефицит рабочей силы и повышение ее эффективности. Последнее, кстати, возможно за счет сокращения времени работы торговых центров, и здесь важную роль может сыграть государство, регулируя этот процесс».

Продолжая разговор о грядущих тенденциях, Тихон Смыков, генеральный директор Inventive Retail Group, отмечает: «Рост рынка розничной торговли прекращается, в дальнейшем компании будут расти за счет перераспределения рынка.  Сейчас особенно важно осознавать, как изменится потребительская корзина. Рост предложения на рынке торговой недвижимости, безусловно, приведет к снижению арендных ставок и дальнейший вопрос в том, кто пострадает в большей степени: ритейлеры, девелоперы или банки? Вопрос дефицита персонала и его дороговизны также по-прежнему актуален. Кроме того, снижается количество потребительских кредитов. В нашей компании за 2014 год мы увидели снижение количества потребительских кредитов более чем на 50%».

«В перспективах 2015 года каждый ритейлер должен ответить для себя на вопрос, до какой степени он может работать в антикризисном режиме, и когда нужно просто принципиально менять свой бизнес ,- говорит Евгений Бутман, председатель совета директоров Inventive Retail Group, - Государство не замечает нон-фуд ритейл, в этом есть свои плюсы и минусы. Привязанность ставок к валюте на мой взгляд – вопрос, регулируемый государством, потому что сам ритейл с этим не справится. Должно быть что-то наподобие закона о коммерческой аренде, в котором должно быть запрещено номинировать ставки аренды в иностранной валюте. Вторая важная задача, которую могло бы решить государство – это вопрос персонала. Розница работает уже много лет, но нет никаких стандартов, сертификации, профессиональной подготовки персонала в области торговли. Государство может многое сделать для регулирования трудовых отношений в области розничной торговли. К негативным тенденциям относится еще одна. Розница – один из самых важных инвесторов в стране. Инвестиции в открытие новых магазинов  - это не просто инвестиции, а постоянное создание рабочих мест. Косвенно розница инвестирует в склады, логистику, транспорт, в людей. И мне кажется то, что сейчас происходит – это вымывание капитала розницы. Капитал может истончиться до такой степени, что не будет возможности инвестировать, а доступ к банковским деньгам очень ослаблен из-за стоимости денег. Что касается позитивных трендов, то сейчас качественно изменяется структура затрат среднестатистической семьи: уменьшаются затраты, связанные с путешествиями, уменьшаются затраты на крупные покупки, увеличивается доля сегмента спонтанных эмоциональных покупок».

Говоря о влиянии кризиса, Арвидас Алутис, генеральный директор розничной сети МТС, отмечает: «Время кризиса – время инвестировать в персонал, в его эффективность. Мы планируем привлекать потребителя, используя три технологии: путем улучшения сервиса (а значит за счет работы с персоналом), путем расширения ассортимента за счет дополнительных сервисов и услуг, а также путем работы с серым рынком». «Компании, которые не смогут работать по этим трем направлениям (работа с персоналом, работа с ассортиментом и программами лояльности – прим. CRE), будут уходить. В кризисные периоды остаются только профессиональные ритейлеры», - добавляет Евгений Бутман.

Обсуждая актуальный вопрос онлайн-продаж, Евгений Бутман отмечает: «Будущее за мультиканальной моделью. На мой взгляд в онлайн будут больше инвестировать, он будет более активен, но по-прежнему будет оставаться на второстепенных ролях. Здесь есть другая опасность для российского онлайн-ритейла –  трансграничная онлайн-торговля, которая не обременена налогами».

Говоря о стратегии развития на следующий год, Арвидас Алутис, рассказывает, что МТС не планирует новых открытий, однако планирует замещения. В свою очередь Андрей Павлов анонсирует темпы роста на следующий год в 70-80%, кроме того, ритейлер планирует увеличить площадь основного формата с 400-500 кв. м до 1000 кв. м. Тихон Смыков отмечает, что в грядущем году планируется снизить темпы развития, инвестировать в программы лояльности, улучшать сервис для постоянных клиентов, адаптировать ассортимент магазинов к локальному спросу. В завершение дискуссии Евгений Бутман добавляет: «Необходимо повышать не только качество сервиса, но и качество управления. Я считаю, что развитие будет носить замещающий характер: какие-то магазины будут закрываться, а какие-то открываться. На мой взгляд, инвестиции будут абсолютно консервативными. Арендные ставки будут снижаться, но не активными темпами, а условия работы будут становиться все более тяжелыми для людей. Какие-то сегменты будут чувствовать себя лучше, какие-то – хуже. Я думаю, что вопрос производства, собственных торговых марок – один из доминирующих трендов последних нескольких лет, будет еще усиливаться.  Я считаю, что стратегия ритейлеров в следующем году будет носить реактивный характер, в том смысле, что будет реакцией на происходящее. Лозунгом 2015 года будет «Умеренность и экономность».



подпишись НА эксклюзивные новости cre