AFTER CANNES

3 декабря 2019


21 ноября на площадке «Романов Синема» в Москве состоялась бизнес-встреча «AFTER CANNES», организованная CRE Event. На мероприятии участники российского рынка торговой недвижимости подвели итоги, обменялись мнениями о ежегодной международной выставке MAPIC в Каннах и выделили ключевые тренды международного рынка.

В начале диалога эксперты отметили непозитивную тенденцию – с каждым годом на выставке отмечается уменьшение количества российских стендов. «Дело в том, что MAPIC Russia за последние годы укрепил свои позиции на российском рынке и позволяет решать вопросы, не выезжая из страны, – отметил Максим Шабашов, старший директор отдела по управлению торговыми центрами, Россия и СНГ, Lynks Property Management. – Кроме того, все больше встреч во время проведения MAPIC в Каннах проходит за пределами Дворца Фестивалей. При этом переговоры стали более подготовленными, повестка более четкой, а все встречи более результативными. Специалисты приезжают на выставку за решениями и ответами, а не ради традиций, как раньше». «Да, и международных, и российских участников стало меньше, однако, посещаемость конференций на выставке возросла.  Люди едут на MAPIC не только ради встреч, но и для получения профессиональных знаний», – добавила Оксана Мостяева, руководитель департамента торговой недвижимости Cushman&Wakefield Russia. «И все же, MAPIC во Франции останется местом встречи российской делегации и приятного времяпрепровождения», – подытожил Михаил Сафонов, директор по развитию PM&Retail, Knight Frank.

Участники дискуссии сошлись во мнении, что несмотря на то, что российский бизнес становится все более самодостаточным, международные коллаборации все-таки необходимы. «При создании торгового центра девелоперу важно понимать, что поможет объекту оставаться успешным через 5-7 лет, когда он достигнет возраста морального устаревания. Именно благодаря международному опыту можно найти нестандартные решения, которые уже успешно реализованы», – считает Оксана Мостяева, руководитель департамента торговой недвижимости Cushman&Wakefield Russia. По мнению Светланы Яровой, руководителя Департамента брокериджа коммерческой недвижимости компании RRG, не только российский бизнес может заимствовать идеи у зарубежных коллег, но и наши объекты могут стать примером на международном рынке: «Россия хорошо известна с положительной стороны, и вопрос в том, как мы доносим информацию о наших продуктах зарубежным коллегам». Евгения Осипова, директор проектов ADG GROUP, согласна с этим: «Компании, которые уже представлены у нас, адаптируются под изменение потребительского поведения и меняют форматы. При этом новые бренды боятся рисковать и рассматривают выход в Россию только через сильных партнеров. Для того, чтобы заинтересовать международных игроков, важно делать акцент не на конкретных объектах, а в целом на стране. Обороты фэшн-арендаторов, например, у нас сопоставимы с показателями в Европе и приятно удивляют зарубежных коллег».

Говоря о том, как российский рынок воспринимается на международной арене, эксперты выделили следующие тенденции. «И в России, и в мире средний чек падает в офлайне и растет в онлайне, и происходит замедление темпов ввода торговой недвижимости. Кроме того, Россию характеризует сложная логистика в регионах, валютные и геополитические риски», – подчеркнул Михаил Сафонов, директор по развитию PM&Retail, Knight Frank. Однако, нам стоит обращать внимание не только на Запад, но и на Восток. «Российский рынок может предложить хорошую доходность, наибольший интерес к нему проявляют инвесторы из Азии и Ближнего Востока, – рассказал Дмитрий Хлебников, партнер, директор департамента рынков недвижимости Accent Capital. –При этом наблюдается снижение спроса на стабилизированные активы и рост объема инвестиций по стратегии Added value, когда приобретаются не самые успешные объекты с целью инвестиций и получения прироста стоимости».

Подводя итоги MAPIC в Каннах, участники встречи сошлись во мнении, что российский бизнес во многом опережает европейский с точки зрения внедрения инноваций и может еще больше усилить позиции на рынке, став примером для коллег. Как сферу для развития эксперты выделили партнерство с компаниями Азиатского региона.

Модератором дискуссии выступила Анна Никандрова, партнер, член совета директоров, региональный директор департамента торговой недвижимости и департамента управления недвижимостью Colliers International.

Бизнес-встреча состоялась при поддержке Бизнес-пространства «Романов двор». Спонсор мероприятия – компания Accent Capital.


подпишись НА эксклюзивные новости cre