«ТЦ на грани: хроники тотальной изоляции»

6 мая 2020
«Мы можем потерять до 30% арендаторов. Сейчас то время, когда нужно думать, как заполнять эти площади. Потребительские привычки меняются», - отметил Денис в начале встречи и предоставил слово первому спикеру - Полине Жилкиной, руководителю департамента торговой недвижимости JLL, которая рассказала, что происходит с рынком торговой недвижимости сейчас и насколько фатальными могут оказаться эти влияния в будущем.

По словам Полины, в ближайшие 6-9 месяцев вакансия вырастет до 8-10%, для ключевых ТЦ она составит 3-4%. Серьезные проблемы сейчас - у сектора развлечений, в частности, у кинотеатров. Что касается кафе и ресторанов, то открытие заведения общепита заново равносильно, по мнению спикера, первоначальному открытию новой точки. Также Полина Жилкина отметила рост доли e-commerce и C2C коммерции как основные тренды «пандемического» рынка. В числе новых покупательских привычек она назвала минимизацию контактов, покупки ближе к дому, а также лояльность к брендам и рост произвольных расходов. Как общаться с покупателем после пандемии? По мнению Жилкиной, физическая среда магазинов должна поменяться, поскольку «покупатель хочет себя чувствовать важным и ценным клиентом, он ждет расширения сферы услуг, новых «фишек» – например, виртуальных примерочных, консьерж-сервисов».

После Полины слово взяла Олеся Никититенко, директор департамента торговой недвижимости Accent Capital. Она рассказала о том, чем сейчас занимается компания: «Мы работаем над реконцепцией объекта в Сокольниках и будем рады его представить после пандемии». По словам Олеси, работа проходит в штатном режиме - внутри компании создан единый штаб, есть даже департамент рисков. Говоря о состоянии рынка в целом, Никитенко отметила, что сейчас наибольшие сложности испытывают те объекты, которые и до кризиса чувствовали себя нестабильно, не имели финансовой подушки безопасности. Финансовая устойчивость у каждого торгового объекта абсолютно разная. По мнению Никитенко, было бы неосмотрительно обвинять девелоперов ТЦ в том, что они не готовы неограниченно раздавать скидки арендаторам, поскольку девелоперы несут обязательства перед банками, а банки, в свою очередь, требуют гарантий и поручительств.

Людмила Рева, коммерческий директор SRV в России, тоже поделилась информацией о том, как ее компания справляется с кризисом. SRV, как и многие игроки рынка, перешла на формат вебинаров для арендодателей. По словам Людмилы, компании удалось снизить эксплуатационные издержки на 40%. Говоря о стратегиях, которые арендаторы будут предпринимать после пандемии, Рева, ссылаясь на данные опроса, отметила, что переговорами об изменении условий займется 41%, приостановят развитие 27,5%, к осторожному развитию перейдут 17,5%, а сократить количество магазинов намерены 14%.

Последним выступил Арташес Оганов, Партнер, глава практики недвижимости и строительства CMS Russia. Основной акцент он сделал на том, что арендаторам лучше не доводить дело до судебных разбирательств с арендодателями, и улаживать все конфликты в досудебном порядке. «У наших судов пока нет практики по признанию форс-мажора. Попытка судиться на этом основании – шаг в неизвестность и испорченные отношения», - подчеркнул Оганов. Далее он выразил общую мысль, что отсрочка не ведет к арендным каникулам: рынку нужна не отсрочка, а снижение арендной платы или освобождение от нее. По мнению Оганова, арендодатели, которые не идут на уступки, делают хуже самим себе, поскольку это приведет к утрате арендного потока. Лучший метод переговоров – разумные аргументы и поиск сбалансированного решения, а не шантаж.

Партнером мероприятия, которое вызвало живой интерес зрителей, выступила компания Accent Capital.


подпишись НА эксклюзивные новости cre