Важно заметить, что информация о проблемах заполнения торговых площадей не носит официального характера. По крайней мере консультанты продолжают рапортовать об интересе к ритейлу со стороны западных игроков. А ведь всем очевидно, что ритейлеры во всем мире поубавили пыл относительно экспансии.
Курс на Россию?
Тем не менее эксперты CB Richard Ellis отмечают, что экспансия ритейлеров продолжается, несмотря на кризис. По данным исследования, проведенного компанией в 2009 году, Россия занимает 7-е место в рейтинге наиболее привлекательных для международных ритейлеров стран. Для сравнения: в 2007 году Россия занимала в этом рейтинге 9-е место. Количество представленных в стране международных марок выросло с 38% в 2007-м до 42% по состоянию на начало 2009 года. Помимо странового рейтинга, в отчете было проведено аналогичное исследование по городам. Москва занимает 6-е место с 42% международных марок, а Санкт-Петербург 62-е место с 25% международных марок.
Аналитики утверждают – Россия остается одним из наиболее привлекательных для экспансии мировых рынков. С одной стороны, это стимулируется результатами отчетов крупнейших банковских структур, например, Merrill Lynch, прогнозирующих стабильность экономической ситуации на внутреннем рынке страны. Ритейлеров привлекает крайне высокая доходность при сравнительно низком уровне конкуренции.
Вячеслав Коркин, старший консультант компании «Магазин Магазинов» в ассоциации с CB Richard Ellis, особняком выделяет компанию Metro Group. По его словам, Metro Group настолько высоко оценивает потенциал российского рынка, что в дополнение к бюджету развития в России на 2009 год приняла решение о продаже части имеющихся магазинов в Западной Европе, чтобы на вырученные деньги увеличить свое присутствие на российском рынке. Точное количество магазинов, запланированных к открытию в 2009 году, неизвестно, однако их гарантированно будет не меньше, чем в прошлом году. А это два продовольственных гипермаркета Real, три гипермаркета MediaMarkt и девять магазинов Metro Cash & Carry.
Однако, по словам Наталии Орешиной, генерального директора Art Properties, по сравнению с 2008 годом на рынке осталось около 1/4 активных ритейлеров, рассматривающих новые площадки и готовых развивать свои сети далее. Эксперты также констатируют тот факт, что многие из ритейлеров в ближайшие год-два не готовы выходить за пределы Московской области. «Основной фокус интереса ритейлеров – Москва и Санкт-Петербург, это объясняется наибольшей экономической активностью двух столиц», – отмечает Наталия Орешина.
Каким образом остановить ротацию арендаторов ТРЦ, если он не в Москве и Санкт-Петербурге, как удержать или привлечь арендаторов? Вячеслав Коркин убежден: за арендаторов придется бороться и в новых, и в уже действующих торговых центрах, поскольку конкуренция между ними обостряется.
Собственникам не обязательно снижать арендные ставки. По мнению Татьяны Ключинской, директора департамента торговой недвижимости Colliers International, девелоперы могут предоставить арендаторам арендные каникулы – от 3 до 12 месяцев, снизить размер и/или отсрочку оплаты обеспечительных депозитов, зафиксировать валютный коридор, к примеру, 30–36 руб. за доллар или разрешить переход на процент от оборота, оговорив минимальную ставку. «Такая схема позволяет делить риски текущей ситуации, а в перспективе, когда рынок выйдет на новую траекторию развития, позволит девелоперу получать больший арендный платеж за счет роста оборотов арендаторов», – отмечает г-жа Ключинская.
В условиях наступившей конкурентной борьбы за посетителей между самими торговыми центрами девелоперам важно не забывать о качестве и имидже торгового центра, то есть о концепции. Нельзя превращать многофункциональные центры в «центр ювелирных изделий» или «мобильных телефонов» только потому, что представители высокорентабельных профилей заваливают предложениями с привлекательными арендными ставками.
Вячеслав Коркин предостерегает, что девелоперы, ориентирующиеся только на коммерческие условия, через определенное время рискуют получить «эффект дырявого ведра», когда из 10 арендаторов спустя некоторое время 9 освобождают площади. Собственник снова начинает сдавать помещения по принципу «кто больше заплатит», что приводит к ротации арендаторов.
Может быть, проблему «текучки» арендаторов способны решить операторы, ориентированные на товар эконом-класса? По мнению г-жи Орешиной, снижение ценового сегмента товара – это не панацея от всех бед. Сервис, удобство и создание уникальной атмосферы будут иметь все большее значение для покупателей. Покупатель и его нужды должны стать точкой отсчета при разработке концепции торгового центра. Эмоции, а не рациональный подход, смогут заманить покупателя в магазин.
Эмоции – это, конечно, прекрасно, но логично ли в сложившейся ситуации «сажать» в ТРЦ, скажем, где-нибудь в Ярославле, Липецке или Череповце брендовый магазин Adidas, где будут продаваться кроссовки за 6 тыс. рублей? Вряд ли они найдут своего покупателя. Ведь средняя зарплата в этих городах не достигает, скажем, 10 тыс. рублей, а люди получают на руки и того меньше, потому что градообразующие металлургические предприятия пострадали из-за кризиса…
Правильнее решить проблему брокериджа с помощью более «скромных» операторов спортивных товаров, например, «Декатлона». Однако этот французский ритейлер пока ограничивается тремя магазинами в столице. На вопрос, почему компания не идет в регионы, в «Декатлоне» отвечают привычным загадочным молчанием. Правда, эксперты одной из консалтинговых компаний на условиях конфиденциальности поделились, что этот спортивный оператор все-таки планирует в ближайшее время выйти за пределы Москвы и даже ведет переговоры с некоторыми девелоперами.
Загадочный ритейл
Ритейлеры во все времена не отличались особой разговорчивостью, однако планами по развитию делились охотно. Сейчас же торговые сети осторожничают, видимо, опасаются заявить о себе слишком много, а вдруг надежды не оправдаются? Да и конкуренты не дремлют, не хочется, чтобы они были в курсе будущих стратегий. Кто же из торговых сетей все-таки готов продолжать или начинать покорение российских просторов?
Самой свежей информацией относительно планов ритейлеров поделился Вячеслав Коркин. X5 Retail Group в 2009 году планирует открыть не менее 7 гипермаркетов «Карусель», причем в случае интересных предложений компания готова открыть больше магазинов. Основное усиление своих позиций Х5 Retail Group проведет на территории Центрально-Черноземного региона, в таких городах, как Ростов-на-Дону, Самара, Екатеринбург. Размеры инвестиций не известны.
Auchan в 2009 году открывает 6 гипермаркетов и рассматривает другие варианты развития. Бюджет «Магнита» на развитие в 2009 году составляет 15 млрд. рублей, часть которых направлена на открытие 10 гипермаркетов. Carrefour свои планы развития не разглашает, ссылаясь на то, что они пока не сформированы. Г-ну Коркину известно об открытии одного из первых двух гипермаркетов Carrefour в России – в Краснодаре. По информации из других источников, первый гипермаркет Carrefour откроется во II квартале 2009 году в ТРЦ «Филион» в Москве. Максим Карбасникофф, директор по Европе, России и СНГ, начальник отдела торговых площадей Jones Lang LaSalle, поделился, что третий гипермаркет Carrefour откроет в Липецке осенью 2009 года в ТРЦ «Европа». На данный момент уже подписан предварительный договор аренды на 9 тыс. кв. м.
Татьяна Ключинская рассказывает, что в 2009 году в ТРЦ «Метрополис» открылся магазин Ipekyol (Турция), один из брендов корпорации Ayayd,n-Miroglio Group. Также планируется вывести на российский рынок принадлежащие им бренды Machka и Twist.
Кроме того, в ТРЦ «Метрополис» открылись первые магазины международных брендов: H&M, Bebe (партнером компании на российском рынке выступает United Retail Group), River Island. Открывается магазин марки New Look, первый их магазин с февраля 2009 года работает в ТЦ «Охотный ряд».
В декабре 2008 года в ТЦ «Мега Белая Дача» открылся первый магазин Gap, второй магазин появился в ТРЦ «Метрополис» в начале 2009 года. В 2010 году ожидается выход на российский рынок японского бренда UNIQLO. А вот Wal-Mart, со слов аналитиков, «продолжает» изучать российский рынок, что вызывает недоумение.
«Активнее всего ведет себя сегмент гипермаркетов – среди активно развивающихся сетей такие компании, как Auchan, «О’Кей», мебельные магазины IKEA и kika, магазины электроники – MediaMarkt и М.видео», – считает Наталия Орешина. Значительно хуже ситуация в секторе развлечений – лишь немногие игроки, такие как Luxor, Paradise и «Кронверк Синема», продолжают очень медленное, взвешенное развитие. Иные компоненты развлекательного сегмента, такие как игровые зоны, боулинги, вовсе остановили развитие. Основная проблема развлекательного сектора – это потребность в значительных первоначальных капитальных вложениях и более долгие сроки окупаемости первоначальных инвестиций. Вкупе с практически отсутствующим банковским финансированием это делает данный сегмент наиболее уязвимым.
Если говорить об операторах бытовой техники и электроники, то, по словам Вячеслава Коркина, «М.видео» только в I квартале 2009 года открыла 4 новых гипермаркета. До конца года компания намерена открыть еще порядка 19 магазинов. Общая программа развития этой розничной сети в 2009 году предусматривает ввод в эксплуатацию до 23 гипермаркетов.
«Техносила» в 2009 году планирует открытие до 30 магазинов, из них 12 – перенесенные открытия с прошлого года. «Мир» должны в текущем году открыть 10 магазинов. «Эльдорадо» – около 25, включая крупноформатные.
Спортивные операторы в последнее время столкнулись с серьезными трудностями. Причина – падение продаж спорттоваров. Дело доходит до банкротств. Так, производитель спортивной одежды и обуви Sprandi International направил в Арбитражный суд Москвы заявление о признании себя банкротом. Профильные ритейлеры готовы поменять формат: например, Sport and Fashion Group закрывает магазины Reebok, отдавая приоритет марке Gant.
Магазины Reebok под управлением группы Sport and Fashion Group в течение трех месяцев вообще закроются – сейчас их осталось только три, хотя год назад было 15. В это число не входят партнеры, работающие с Reebok по франчайзингу.
Однако Татьяна Ключинская рекомендует все-таки «зрить в корень», определяя истинную причину проблем. К банкротству, по ее словам, может привести не только падение покупательского спроса, но и не совсем верно продуманная стратегия кредитных взаимоотношений с банками, что наиболее вероятно.
В сегменте детских товаров правит бал «Детский мир», который, похоже, стал монополистом, заняв место якорных операторов по всей стране. Впрочем, не все консультанты разделяют такую точку зрения. Татьяна Ключинская считает, что в качестве альтернативы «Детскому миру» потенциально могут выступать такие сети, как «Дочки & Сыночки», Smyk и Endlessstory.
Михаил Свердлов, директор отдела торговой недвижимости Cushman & Wakefield Stiles & Riabokobylko, соглашается, что по количеству торговых точек, особенно после ухода с рынка «Банана-мамы», «Детский мир» действительно занял лидирующие позиции. Однако на локальных рынках существенную конкуренцию «Детскому миру» составляют местные игроки. «В Краснодаре, Омске, Новосибирске и практически во всех городах-миллионниках есть детские операторы, работающие на площадях 50–2000 кв. м, они способны конкурировать по ценовой политике и ассортиментной матрице», – подчеркивает г-н Свердлов.
А на рынке косметики свое присутствие расширяет сеть «Арбор Мунди». В планах компании – открытие восьми новых магазинов в Москве и Подмосковье в площадях, освободившихся после «Арбат Престижа». Косметическая сеть «Рив Гош» открывает новый трехэтажный магазин в Санкт-Петербурге (1417 кв. м), который станет самым большим магазином сети.
Не до разносолов
Подводя итог, можно отметить несколько трендов, наметившихся на российском рынке ритейла. В первую очередь это смещение акцента на товары экономического класса и перепозиционирование магазинов в этом направлении. X5 Retail Group, например, проводит целую стратегию по ребрендингу супермаркетов в дискаунтеры. Таким образом, уже переформатированы магазины в Липецке, Нижнем Новгороде, Дзержинске, Тюмени и других городах. X5 Retail Group превращает «Перекрестки» в «Пятерочки» и «Карусели». «Лента» также акцентирует внимание на товарах эконом-класса, уменьшая долю премиального и среднего ценового сегмента и увеличивая долю низкого сегмента с 40 до 60%.
О намерении развиваться в регионах в более экономичном формате заявила и калининградская сеть «Вестер». В течение 2009 года запланировано открытие «недорогих» магазинов формата «у дома» «Сосед».
Кроме того, наблюдается явное доминирование, вытеснение одних операторов другими. Auchan в последнее время демонстрирует яркую экспансивную политику. Во-первых, оператор активно занимает места якорных арендаторов. Например, в ТРЦ «Сибирский молл» в Новосибирске Auchan начнет работать вместо продовольственной сети «Мосмарт». Во-вторых, Auchan активно развивает формат DIY и нишу магазинов товаров для дома и дачи. Новый проект Auchan будет работать под брендом «Ашан сад». В ближайший месяц компания планирует открыть 3 магазина: 2 в Москве (ТЦ «Тройка» в Сокольниках и ТЦ в Мытищах) и 1 – в Самаре.
Нельзя не сказать и о проблеме идентичных, похожих друг на друга ритейлеров и торговых центров. «На всем российском рынке представлено меньше брендов, чем на двух улицах в Каннах», – говорит Наталия Орешина. По словам Олега Войцеховского, управляющего директора Российского совета торговых центров, в любой стране ситуация с ритейлом идентичная, разнообразный пул подобрать трудно. Скажем, в Германии торговые центры тоже очень похожи друг на друга. И покупательская аудитория понимает, что индивидуальный подход – это уже дорого, это «лакшери». Не получится ли сегодня так, что площади в ТРЦ займут только те операторы, которых устроят предложенные девелоперами условия? «Возможно, произойдет так, согласитесь, что в переходной ситуации заполненные площади лучше, чем вообще пустые», – заключает г-н Войцеховский.
не указано
Ритейлеры идут против ветра
Собственники сданных в эксплуатацию объектов торговой недвижимости никак не могут решить вопрос брокериджа. Операторы, включая «якорей», в последнее время попросту отказываются занимать площади, ссылаясь на изменение планов по развитию. Из-за этого окончательные даты открытия ТРЦ приходится постоянно переносить, некоторые девелоперы вынуждены это делать по 4–5 раз. Попытаемся разобраться, что происходит с ритейлом.
27.05.2009
5722