Наиболее значимыми новеллами данного закона нам представляются следующие:
1. Ужесточен механизм привлечения к ответственности лиц, управляющих организацией, в отношении которой возбуждено дело о банкротстве. Если в старой редакции закона ответственность учредителей организации-должника и ее руководителя по обязательствам перед кредиторами могла наступить в случае установления судом вины указанных лиц в банкротстве управляемой ими организации, то теперь указанные лица автоматически несут ответственность по обязательствам должника, если не докажут, что действовали разумно и добросовестно. Также суд может уменьшить размер ответственности указанных лиц при условии, что причиненный их действиями вред - существенно меньше размера подлежащих удовлетворению требований кредиторов.
Таким образом, теперь обязанность доказывания отсутствия вины в действиях контролирующих должника лиц (участников организации, ее руководителя) возложена на последних.
Кроме того, руководитель организации - должника несет субсидиарную ответственность по обязательствам должника если документы бухгалтерского учета его организации отсутствуют или не содержат информацию об имуществе и обязательствах должника.
При этом, заявление в арбитражный суд о привлечении собственников организации и её руководителя к субсидиарной ответственности по её долгам может быть подано в арбитражный суд как арбитражным управляющим по своей инициативе, так и по решению совета кредиторов или комитета кредиторов. Заинтересованность кредиторов в получении исполнения в рамках дела о банкротстве очевидна, в связи с чем мы прогнозируем весьма высокую вероятность подачи таких заявлений в рамках практически каждого процесса о банкротстве.
2. Установлены дополнительные барьеры по выводу имущества и активов из организаций, находящихся в предбанкротном состоянии. Теперь подозрительные сделки должника и сделки с предпочтительным представлением (т.е. предоставляющие их участникам неоправданно лучшие по сравнению с иными кредиторами права), совершенные в срок от 6 месяцев до трех лет (в зависимости от характера сделки) до возбуждения процедуры банкротства могут быть оспорены в судебном порядке (ранее могли оспариваться лишь сделки, совершенные в срок не ранее 6 месяцев до подачи заявления о банкротстве).
При этом оспаривание сделок должника возможно и в отношении наследников или правопреемников лица, в интересах которого совершена сделка, что существенно затрудняет применявшиеся ранее недобросовестными должниками достаточно простые схемы вывода своего имущества на подконтрольную им организацию с последующим преобразованием её для затруднения возврата выведенного имущества.
Последствием признания таких сделок недействительными будет возврат всего выведенного из организации-должника имущества в конкурсную массу, а если возврат в натуре не возможен - взыскание стоимости такого имущества.
Положения нового закона вступают в силу по истечения месяца со дня его опубликования и применяются в отношении дел о банкротстве, возбужденных после даты вступления, следовательно, новый порядок не будет применяться в отношении организаций, механизм банкротства которых уже запущен.
Таким образом, внесенные в законодательство о банкротстве изменения с одной стороны, существенно улучшают положение кредиторов, вводя новые более эффективные механизмы защиты их прав от недобросовестных действий собственников и руководителей организаций-должников, с другой - значительно повышают риски для собственников бизнеса и руководителей организаций. В с вязи с этим, в случае наличия у организации потенциальных проблем, любые управленческие решения целесообразно соотносить с потенциальной возможностью возникновения впоследствии ответственности менеджмента и собственников организации перед ее кредиторами и заранее предпринимать необходимые действия по снижению риска возложения на указанных лиц субсидиарной ответственности по долгам управляемой ими организации.
Татьяна Каменская
Управляющий партнер «Каменская & партнеры».