Jones Lang LaSalle: обзор инвестиционного рынка недвижимости России за 4 квартал 2009 года

По данным компании Jones Lang LaSalle, общий объем инвестиций в коммерческую недвижимость в 4 квартале 2009 года составил 1,1 миллиардов долларов, что на 17% больше, чем в 3 квартале. Однако объем транзакций за весь год достиг всего 2,9 миллиарда долларов, что на 52% ниже уровня 2008 года.
3596
Негативный тренд первой половины 2009 года сменился признаками стабилизации большинства секторов российской экономики в конце года. После резкого снижения в первой половине года (на 10,9%) ВВП показал позитивную динамику. В результате, снижение ВВП замедлилось до 7,9%. Промышленное производство в 4 квартале сократилось лишь на 2,6% по отношению к соответствующему периоду предыдущего года против 11% в 3 квартале. При этом в ноябре и был зафиксирован рост впервые с начала кризиса. Негативная динамика реальных располагаемых доходов населения, отмеченная в 1-3 кварталах, также сменилась ростом в конце года. В результате, увеличение доходов в 2009 году составило 1,9%. Улучшение потребительских ожиданий и рост пенсий способствовали торможению негативного тренда розничной торговли до -5,5% в 2009 году. Начало восстановления экономики уже нашло отражение в арендных ставках и ценах на недвижимсть, где наметилась стабилизация.По данным компании Jones Lang LaSalle, общий объем инвестиций в коммерческую недвижимость в 4 квартале 2009 года составил 1,1 миллиардов долларов, что на 17% больше, чем в 3 квартале. Однако объем транзакций за весь год достиг всего 2,9 миллиарда долларов, что на 52% ниже уровня 2008 года. В отличие от предыдущих лет, основную роль последнее время играют российские инвесторы: на них пришлось 72% вложений в прошлом году по сравнению с 28% в 2008 г. Активность была сосредоточена преимущественно в Москве: региональные сделки, включая Санкт-Петербург, составили лишь 9% от общего объема. Самыми активными покупателями стали связанные с государством структуры и институциональные инвесторы. При этом, на офисную недвижимость пришлось 81% всех сделок, где спрос формировался во многом за счет компаний, приобретавших площади для собственных нужд. В 2009 году большинство банков, получивших от девелоперов активы в счет выданных ранее кредитов, сохраняли позицию наблюдателя в ожидании восстановления цен на недвижимость. Однако уже в конце 2009 года некоторые банки начали продавать полученную таким образом недвижимость. Например, Альфа-банк принял активное участие в продаже группой компаний Kopernik Group БЦ «Северное Сияние». Другие банки перешли на управление полученными активами с помощью специальных подразделений (например, Сбербанк Капитал, ВТБ Капитал). Процесс смены собственников продолжится в 2010 году, а некоторые активы, полученные банками в счет погашения долга, будут выставлены на продажу в 2010 году.Олеся Черданцева, Руководитель отдела аналитики рынка торговой недвижимости и инвестиций, отдела экономических и стратегических исследований компании Jones Lang LaSalle, отметила: «Позитивным моментом для рынка стало то, что арендаторы начали активно покупать площади под собственное размещение, демонстрируя уверенность в том, что дно цикла уже достигнуто. В начале 2010 года такие инвесторы, скорее всего, будут лидерами рынка. Кроме того, во второй половине 2009 года заемное финансирование стало более доступным, в первую очередь, для стабильных девелоперских компаний и высококлассных активов. Финансирование недвижимости остается выгодным для кредиторов, и его объемы в 2010 году увеличатся, стимулируя восстановление рынка. Наконец, стабилизация экономики послужит толчком для улучшения положения на рынке инвестиций в коммерческую недвижимость».


журнал CRE 9 (429)

Сентябрь 2
Свежий CRE №9 (429) вышел в PDF-формате. Прочитать его можно ЗДЕСЬ Читайте в номере: Инвестиции ЛОЖЕЧКУ ЗА МАМУ «Диванные инвесторы» несут деньги в недвижимость Девелопмент ЖЕСТКИЙ ДЕФИЦИТ Возможности спекулятивного строительства складов ограничивает загруженность мощностей ключевых девелоперов Консалтинг ОБРУСЕВШИЕ Консалтинг становится локальным и менее востребованным Актуально БРОНЯ КРЕПКА Почему в России не появляются качественные национальные сервисы бронирования ...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (25 сентября - 1 октября)

Ключевое назначение в RD Management, новое направление в Ricci, сделка по продаже 14 ТРЦ «Мега», крупный ПСК для «Асконы», экологичный «Пионер», а также новые статьи из журналов CRE и CRE Retail – в нашей традиционной подборке.
01.10
Источник: Ricci
Игроки рынка

Ricci отправляется на Бали

Компания Ricci запустила новое направление Ricci Capital, деятельность которого будет сосредоточена на инвестициях в девелопмент на развивающихся зарубежных рынках. 

29.09
Источник: CRE
Экспертный анализ

Найден более быстрый маршрут

В сентябре российские грузоперевозчики в очередной раз обратились к правительству с просьбой – на этот раз о вводе транспортного демпфера, компенсации за сдерживание повышения стоимости доставки грузов. На фоне продолжающегося четвертый год роста себестоимости логистики, игроки вынуждены постоянно корректировать и стоимость доставки, что приводит к ценовым «качелям» уже в рознице. Однако при продолжающемся спаде покупательской способности, оттоке из страны части платежеспособного населения и изменении потребительского поведения, повышать цены для конечного покупателя дальше нельзя, считают эксперты.

Текст: Евгений Арсенин. Журнал CRE Retail.

28.09
Источник: Pioneer
Игроки рынка

Pioneer сертифицировал свои БЦ по российскому эко-стандарту

БЦ Botanica и Ostankino Business Park получили золотые сертификаты Ecosmart Office.
28.09
Источник: CRE
Переговоры

Morgan Stanley выходит из «Галереи»

Американский фонд договаривается о продаже 50% петербургского торгового центра арабской Mubadala.

28.09
Источник: Макси Девелопмент
Открытие

В архангельском «Макси» открылся «Котофей»

Сеть заняла помещение площадью 190 кв. м на третьем этаже торгового центра.
03.10
Источник: CRE
Экспертный анализ

Возрастной ценз

По данным Росстата, количество жителей России старше трудоспособного возраста в прежних возрастных границах растёт с 2004 года. Так называемые «сильверы» становятся всё более активными потребителями товаров и услуг, хотя, в отличие от стран Западной Европы, рост этой категории для бизнеса по-прежнему сдерживается более низкими доходами и отличиями в модели покупательского поведения. Эксперты CRE – о том, как российские торговые центры, ритейлеры и рестораторы работают с «возрастными» клиентами уже сегодня.
 
Текст: Иван Майоров. Журнал CRE Retail
27.09

подпишись НА эксклюзивные новости cre

Всегда будьте в курсе новостей CRE
Наш телеграм