Испытательный полигон

Об идее создания собственной Кремниевой долины президент России Дмитрий Медведев заявил в феврале 2010 года. Общественность восприняла это заявление скептически. Скепсис, разумеется, вызывало не намерение президента привлечь инвестиции в разработку инновационных технологий, а сама возможность создания иннограда с нуля.
7224
Автор: CRE

Элементарный девелпмент

Проект «Сколково» вызывает острую критику со стороны ученых, которые не верят в возможность создания наукограда в стране, где последние 20 лет наука довольствовалась положением Золушки. Не дождавшись предложения руки от собственного государства, научные работники нашли применение своим способностям за рубежом. Сегодня российскими учеными укомплектованы штаты большинства американских и европейских научно-исследовательских институтов.

Не особенно верят ученые и в то, что инвестиции, выделенные на научные исследования и стартапы, дойдут до назначения. Сомнения вызывает и весьма смутный облик будущего иннограда. От комментариев по поводу «Сколково» пока воздерживается даже научный руководитель проекта, нобелевский лауреат по физике Жорес Алферов. Как поясняют в секретариате, Жорес Иванович не комментирует «Сколково», потому что проект пока находится в разработке и говорить о нем рано.

Однако в последние недели, накануне визита в Россию губернатора Калифорнии Арнольда Шварценеггера, любезно захватившего с собой группу венчурных инвес­торов, смутный облик будущего иннограда стал обретать более четкие очертания. Определились направления деятельности научных изысканий, началась разработка градостроительной концепции, наметилось первое заседание консультативного научного совета Фонда развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий.

«Главная задача иннограда – генерировать и коммерциализировать новые технологии и новые продукты и выводить их на международный и российский рынки, – рассказывает Виктор Маслаков, вице-президент некоммерческой организации «Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий». – Основными элементами центра станут инновационные предприятия пяти направлений, утвержденных президентом РФ: стратегические компьютерные технологии, космические, ядерные и медицинские технологии, энергоэффективность и энергосбережение». Также в состав инновационного центра будет входить технический университет, который будет работать по этим пяти направлениям. Помимо инновационных предприятий и вуза в «Сколково» предусмотрено строительство жилых объектов, объектов коммунальной и социальной инфраструктуры. В соответствии с федеральным законом №?244 жилье будет предоставляться только в аренду. 

С точки зрения девелопмента построить инноград за четыре года не проблема, говорят эксперты. «Как сказали в классическом фильме отечественного кинематографа, «нет ничего невозможного для человека с интеллектом», – говорит Евгений Алешин, генеральный директор компании Storm Properties. – Технически построить инновационный город, вернее, его первую фазу, за четыре года возможно». Однако, по его мнению, все зависит от нескольких «если». А именно: если вовремя и правильно будет сделан и утвержден единый генплан, который разделят между различными девелоперами, если «бюджет» возьмет на себя строительство объектов инженерной и дорожной инфраструктуры и сделает это качественно и в нужные девелоперам сроки, ну и, конечно, если будет стабильное финансирование и грамотная координация проекта. Все остальное – дело техники.

«Физически построить инновационный город можно и за меньший срок. Опыт советских строек дает нам основание утверждать, что построить город можно в любом месте – и в тайге, и в пустыне, и на угольных месторождениях, – замечает Махач Бижанов, управляющий партнер юридической фирмы Legal Consulting Group. – Важно понимать, какие технологии будут использоваться в реализации проекта, кто будет там жить и работать. Этих ответов пока нет. Есть только желание построить подобный город и бюджет на него, что необязательно гарантирует успех». Изучая опыт других стран, можно наблюдать как успешное возникновение наукоградов вокруг крупных университетов и исследовательских центров без какой-либо системы и программы, так и проваленные проекты, от которых остались только пустующие здания. По мнению г-на Бижанова, инновационный город – это прежде всего атмосфера и создание возможностей для творчества в сфере инноваций. Впрочем, руководители проекта «Сколково» утверждают, что качеству городской среды будет уделяться особое внимание.

Конкурсный отбор

На сегодняшний день руководители проекта говорят только об атмосфере, которую им хотелось бы создать в иннограде. Каким будет «Сколково» – пока не ясно. Сейчас начинается разработка градостроительной концепции, генерального плана города. Для этой цели отобрано пять компаний (ARUP, AREP, JURONG, SWECO и Perkins Eastman Architects). Большинство из этих компаний либо имеют российские представительства, либо сотрудничают с российскими компаниями. Как подтвердил Виктор Маслаков, на стадии генерального планирования чисто российских компаний без участия иностранцев нет.  

«У русских архитекторов нет опыта в разработке генпланов больших территорий под застройку таких специфических объектов, как объекты для инновационного бизнеса, – говорит Евгений Алешин. – Сделать генплан на территорию в 1000 га для района или даже целого города для его застройки типовыми домами серии КОПЭ или П-44Т – пожалуйста; сделать точечный проект бизнес-парка или офисного комплекса – тоже уже научились, и достаточно неплохо. А вот совмещать большие территории и инновационный подход пока умеют только там».

Конкурс на разработку градостроительной концепции инновационного центра «Сколково» еще не завершен, поэтому нельзя сказать, что «российские специалисты не допущены». «Первый этап конкурса – квалификационный отбор – был открытым, и в нем приняло участие достаточное количество отечественных проектных бюро – как самостоятельно, так и в составе международных сборных команд, – поясняет Сергей Крючков, архитектор, заместитель генерального директора по развитию проектов компании ABD architects. – На данный момент отобрано пять участников финального этапа, и мы в их числе – в составе группы, возглавляемой нью-йоркским бюро Perkins Eastman Architects International PLLC».

Финал проходит в форме закрытого оплачиваемого конкурса среди победителей квалификационного отбора. Кроме того, среди пяти полуфиналистов будет проведено отдельное блиц-соревнование, по результатам которого одну из этих команд также допустят в финал. Таким образом, на выходе заказчик получит шесть вариантов градостроительного решения. Победитель будет разрабатывать детальный генплан и проект планировки. «Впоследствии при разработке проектной документации на отдельные здания и объекты будем привлекать и российские компании, это определится по результатам будущих тендеров», – говорит Виктор Маслаков.

Пока же все компании, вышедшие в полуфинал, международные. «Но по-дру­гому и быть не могло, – уверен Сергей Крючков. – Дело в том, что предмет работ не имеет аналогов в нашей градостроительной практике. Отдаленно «Сколково» можно сравнить со старыми советскими академгородками, но они все были спроектированы много лет назад, и с тех пор отечественные градостроители занимались в основном проектированием микрорайонов типовой застройки».

«ABD Architects вошло в состав сборной команды сознательно, – отмечает Сергей Крючков. – Мы не считаем, что можем претендовать на самостоятельное решение подобной задачи. Мы сталкивались с похожей ситуацией, работая над концепцией развития территории особой экономической зоны «Томск»: совершенно незнакомый формат, полное отсутствие внятного технического задания». Тогда, вспоминает архитектор, команда справилась, но пришлось привлечь американских экономистов, которые проинтервьюировали потенциальных резидентов, построили финансовую модель и дали вводную по оптимальной типологии застройки. В «Сколково» задача гораздо шире: речь идет о создании Knowledge community, а это прежде всего среда. «Такая работа требует навыка, поэтому шанс создать что-либо достойное в заданные исключительно короткие (два месяца) сроки есть только у бюро, имеющих и опыт, и возможность организовать оперативную работу консультантов смежных специальностей», – говорит Сергей Крючков.

Кто строит?
Не менее важным (по крайней мере для девелоперов) является вопрос о том, кто будет строить «Сколково». «Ограничения только «своими» всегда вредны рыночному процессу выбора подрядчиков, девелоперов, инвесторов, – считает Георгий  Дзагуров, генеральный директор компании Penny Lane Realty. – Если ставится цель не тратить лишних средств, процесс выбора девелопера должен быть открытым и прозрачным. Для целей «распила» средств, максимального навара – выгоднее путь через "своих"».

Махач Бижанов полагает, что вопрос о том, кто именно будет строить центр, будет решаться на высшем уровне. «Думаю, что этот будут структуры бизнесменов из близкого окружения руководства страны, поскольку проект амбициозен, о нем заявлено на весь мир, и сегодняшний визит в РФ губернатора Калифорнии Шварценеггера – лишнее тому подтверждение, – говорит г-н Бижанов. – Реализацию проекта доверят людям проверенным. Рисковать не будет никто. Достаточно примера сочинской Олимпиады».

По словам Виктора Маслакова, к работе будут привлекаться подрядные строительные организации, как российские, так и иностранные. Инновационный центр «Сколково» – это целый набор различных объектов строительства. Здесь необходимо будет строить дороги, сети, отдельные здания, поэтому единого тендера проводиться не будет. Будут проводиться тендеры на строительство инженерных сетей, на строительство дорог, на строительство жилья, университета, инновационных предприятий и так далее. Организация тендеров начнется после того, как будет разработана проектная документация, не ранее весны следующего года. Но сейчас уже проектируется отдельно взятый объект – «дом-куб». Был объявлен конкурс на его проектирование. Это стартовый объект, первое здание, которое будет построено, – Центр городского развития «Сколково». Это сравнительно небольшой объект, хотя он имеет большое значение, в том числе для отработки энергоэффективных и эргономичных решений. По этому зданию строительный тендер будет объявлен в ближайшее время.

Созидающий терминатор
По словам президента фонда «Сколково» Виктора Вексельберга, финансирование проекта «Сколково» за три года потребует 180–200 млрд рублей. В идеале бюджет должен выглядеть следующим образом: 50% – государство, 50% – частный бизнес.

Визит губернатора Калифорнии Арнольда Шварценеггера в «Сколково» был временем больших надежд на большие инвестиции. «У России огромный потенциал для экономического роста. Мы надеемся, что сможем оказать России помощь, в частности, в сфере высоких технологий, биотехнологий», – пообещал губернатор Калифорнии. Основатели Кремниевой долины и представители венчурного бизнеса обращались с обещаниями гораздо осторожнее. Например, глава New Enterprise Association Дик Крамлих посоветовал правительству развивать в России технологии, «в создании которых страна уже преуспела», а именно: область энергетики, ядерных технологий, медицинского обеспечения и промышленный сектор. Венчурные инвесторы недоумевали (и справедливо) по поводу непрозрачного механизма распределения инвестиций и обещали, что скоро придут в Россию. Но не раньше, чем российское законодательство станет «дружелюбнее» к иностранным предпринимателям. Здесь уместно отметить, что по инициативе Дмитрия Медведева были внесены поправки в законы, придающие иннограду «Сколково» особый налоговый статус. Компании – резиденты «Сколково» будут освобождены от налогов на прибыль, на имущество, от земельного и транспортного налогов и НДС, а также будут иметь пониженные ставки социальных отчислений (всего 14%) и льготный таможенный режим. Нулевые налоги для компании будут действовать десять лет или до момента выхода на годовую выручку в 3 млрд рублей.

И все же инвесторы пока не спешат в Сколково, ссылаясь на отсутствие идей, которые можно успешно коммерциализировать, высокие риски и неповоротливость бюрократической машины. «Для успеха венчурных проектов в РФ нужны гарантии экономической и политической свободы, отсутствие коррупции», – заявил на встрече в Сколково основатель Asset Management Company Франклин Джонсон.

Одним из наиболее эффективных инноградов, аналогичных нашему «Скол­ково», является Стэнфордский исследовательский институт в знаменитой Кремниевой долине. Его исследовательский коллектив состоит из 2200 человек. Каждый год институт получает из бюджета Калифорнии $500 млн. На эти средства производятся два-три стартапа в год, которые потом приносят миллионные прибыли.

Планируется, что в «Сколково» будут работать 11–12 тыс. научных сотрудников, а бюджетное финансирование составит 170 млрд рублей в год. По словам Анатолия Чубайса, в случае успеха производительность «Сколково» будет также в разы больше, и через несколько лет прибыль от «Сколково» станет сопоставима с прибылью от экспорта сырья.

Дмитрий Медведев называет проект «Сколково» испытательным полигоном новой экономической политики. «В успехе проекта «Сколково» я уверен, – говорит Георгий Дзагуров. – Место удачное, и если Россия заботится о том, чтобы светлые умы не покидали ее, то здесь они смогут работать вполне комфортно. Главная задача этого проекта, тем более архиважная задача сегодня, на его начальном этапе, – привлечение конечных пользователей. Именно заинтересованность таких компаний, как Cisco, «Майкрософт» и прочих, – гарантия успеха всего проекта».

Строительство иннограда, инициированное государством, как справедливо полагают эксперты, обречено на успех. А вот насколько успешно будет функционировать сколковский «испытательный полигон», зависит от наличия трех составляющих – инвестиций, инноваций и человеческого фактора.

 



журнал CRE 4 (438)

Апрель
Вышел из печати CRE № 4 (438). Ознакомиться с ним можно ЗДЕСЬ   Читайте в номере:   CRE Moscow AWARDS 2024 ЛИДЕРЫ НОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ Спецвыпуск о номинантах премии   Девелопмент OFFprICE В 2024-м офисы на продажу останутся одним из двигателей рынка   Тема номера ЛЁГКОЙ ПОСТУПЬЮ В 2024 году объем light industrial только в Москве может достичь 1,2-1,3млн кв.м   Тенденции СТРАННЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ Многие ТРЦ ждет «суровый американский сценарий» – редевелопмент со строительством ...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (15-21 апреля)

В Барвихе объявили победителей CRE Moscow Awards 2024, Pridex отчитался по выручке, Александр Ходоров перешел из Comcity в O1 Properties, в Казахстане крупная складская сделка, фитнес-центры становятся главными ньюсмэйкерами в торговой недвижимости, а эксперты рынка обсудили крупнейшие сделки последний дней - продажу ЦДМ и портфеля Ceetrus - для журнала CRE Retail.
21.04
Источник: Пресс-служба IBC Global
Проект

В Приморье появится еще один склад

В Приморском крае появится склад класса В на 6,2 тыс кв. м.
 
22.04
Источник: IBC Global
Проект

В Чите реконструируют склад на 60 тыс. кв. м

Сейчас это единственный в городе складской комплекс, отвечающий современным требованиям.
23.04
Источник: Tekta Group
Проект

Tekta Group построит БЦ на Ходынке

Общая площадь офисного комплекса из трех башен составит порядка 130 тыс. кв. м. Инвестиции превысят 35 млрд рублей.
23.04
Источник: Пресс-служба «РИОТЭКС»
Сделка

«РТС» Рублевский» принял крупного арендатора

Промышленная группа «Дом Металла» заняла cамый большой флагманский блок в ТДК «РТС» Рублевский».
 
22.04
Источник: cre.ru
Игроки рынка

ФСК довольна результатами I квартала

ГК ФСК увеличила выручку в первом квартале на 45%.
 
 
22.04
Источник: Nikoliers
Игроки рынка

Nikoliers закрыли сделок по офисам на 78 тыс. кв. м

Компания поделилась итогами первого квартала 2024 года в сегменте офисной недвижимости. Крупнейшие сделки - офис для «Тинькофф» в Петербурге на 30 тыс. кв. м (аренда) и продажа конечному пользователю бизнес-центра на 36 тыс. кв. м.
23.04

подпишись НА эксклюзивные новости cre