Московские гостиницы: медленно, но верно

К концу первого полугодия московский гостиничный рынок подошел с хорошими результатами: закрепился объем спроса на гостиничное размещение, при этом загрузка стабилизировалась на уровне 60%, а показатели средней цены за номер (ADR) даже превысили прогнозы. Таковы результаты последнего исследования Jones Lang LaSalle Hotels.
13400
Автор: CRE
Наиболее уверенный рост доходности на номер (RevPAR) был зафиксирован в гостиницах категории mid-market (+10,6% в рублях и +16,6% в долларах).  В среднем, по сравнению с началом 2010 г., средняя цена на номер в московских гостиницах достигла 6280 руб., или $220, увеличившись на 8,4% в рублях и на 14,5% - в долларах, соответственно. Однако на фоне продолжающейся неопределенности в глобальной экономике и политике, а также выросшего объема предложения, ожидать возвращения ADR на докризисные высоты в ближайшие 7-10 лет не следует.

Марина Усенко, Исполнительный вице-президент и глава Jones Lang LaSalle Hotels по России и СНГ, отметила: «Вместе с тем, возвращения к прежним показателям и вершинам по-прежнему ждать не приходится - не в последнюю очередь из-за возросшего объема предложения, но в основном поскольку стабилизация спроса не сопровождалась качественным изменением этого самого спроса. По крайней мере, для московского рынка».

Несмотря на средний прирост уровня загрузки в 5,1 п.п., недельные паттерны загрузки гостиниц остались прежними, и восстановление загрузки городских гостиниц происходило лишь будние дни. Наконец, сохраняющийся режим экономии средств со стороны клиентов препятствуют повышению тарифов и осложняет переговоры с крупными туроператорами.

Со своей стороны, гостиничный бизнес также продолжает работать в режиме скрупулезного контроля над расходами, отказавшись от экстравагантных «имиджевых» затрат. После сокращений вакансий и временного моратория на повышение зарплат в 2009-2010 гг., управляющие вынуждены фиксировать увеличение фонда оплаты труда: рост зарплат в 2011 г. в среднем составил 8-10%, а размер суммарных социальных страховых взносов (то, что до 2010 г. формировало Единый Социальный Налог) увеличился с 26 до 34%. Наконец, помимо зарплат, с начала 2011 г. по традиции выросли тарифы на коммунальные расходы (на электричество  на 18% по сравнению с 2010 г.). Результатом подобного увеличения операционных расходов (от 15 до 20% в среднем по рынку) становится довольно ощутимое давление на операционную маржу гостиниц, которая, впрочем, все еще превышает аналогичные показатели для других рынков.

После увеличения номерного фонда «современного стандарта» практически на 19% в 2010 году, темпы роста предложения в ближайшие несколько лет будут существенно ниже, что неудивительно, учитывая осторожное восстановление ликвидности рынков, а также некоторое торможение на девелоперском фронте, вызванное как пост-кризисными заменами в строю активных и финансово состоятельных девелоперов, так и нарушением привычного status quo в строительном комплексе Москвы связи с прошлогодней отставкой мэра Ю.М.Лужкова и заменой практически всей его команды.

В условиях роста конкурентного давления со стороны новых гостиниц, успешно работающие объекты (Marriott Grand, Marriott Aurora, Baltschug Kempinski, Ararat Park Hyatt, Novotel Moscow Centre), уже практически восстановившие свой докризисный уровень загрузки в будние дни, начинают решаться на реконструкцию и обновление, которые, однако, будут проводиться постепенно, в течение нескольких лет.

Инвестиционный рынок Москвы характеризуется рядом положительных трендов – повышением ликвидности рынка (по сравнению с 2009-2010 гг.), а также большей готовностью банков финансировать сделки в сфере недвижимости. Инвесторы проявляют активный интерес к гостиничным объектам – как готовым гостиницам, так и девелоперским проектам. Ожидаемые ставки доходности по гостиничным объектам находятся в диапазоне 10-11%, однако все еще применяются к сегодняшним показателям EBITDA, что отражает сохраняющиеся у инвесторов опасения в отношении ограниченного потенциала роста доходов в средне- и даже долгосрочной перспективе.

С точки зрения привлекательности для инвесторов Москва остается рынком №1 в России, но московский рынок гостиничных инвестиций все еще нельзя назвать полностью сформировавшимся. Тем не менее, начало 2011 года ознаменовалось знаковой продажей гостиницы «Ритц-Карлтон» казахстанскому инвестфонду. Положительные тенденции гостиничного рынка позволяют говорить о заключении до конца года минимум еще 1-2 сделок.



журнал CRE 11(445)

Декабрь 2024
Вышел из печати CRE №11 (445). Стратегический партнер журнала -  компания Pioneer  Конец года – время подводить итоги. Лучшие эксперты рынка коммерческой недвижимости рассказывают, что происходило в девелопменте, инвестировании, консалтинге, управлении недвижимостью. - Ключевой раунд: девелоперы упали и очнулись. - Не в одну корзину: куда выведут рынок инвестиционные рекорды 2024-го? - Разговорный жанр: консультанты снова стали самыми важными на рынке. - Управделами и пре...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (16-22 декабря)

«Риотэкс» досдал очередной БЦ и приобрел новый - уже 16-й, в Москве подвели итоги года для разных сегментов коммерческой недвижимости, Accent Capital завершила инвестиционный цикл СК «А-Терминал», MR Group достраивает штаб-квартиру Яндекса, новый «Термолэнд» открылся в Москве, розничной торговле подвели итоги в материале CRE Retail, Pridex Spaces усилила команду, X5 Group может заключить крупнейшую сделку по аренде офисов, а Дом.РФ выставил на продажу землю под склады.
22.12
Источник: Accent Capital
Сделка

Accent Capital продал СК «А-Терминал»

Мультитемпературный склад площадью 55 600 кв. м находился в управлении компании с 2009 года. Теперь он перешел к другому институциональному инвестору. Консультантом сделки выступила компания CORE.XP. Сумма сделки не разглашается.
17.12
Источник: CRE
Экспертный анализ

Камень точит: «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом

Несмотря на жёсткую денежно-кредитную политику государства, кратный рост e-commerce с переходом даже импульсных покупок в онлайн, очевидно неравноценные конкурентные условия у традиционных магазинов и маркетплейсов, инфляцию, рост курса валют, усложнявшуюся и дорожавшую логистику и кадровый голод, «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом. Сложности и заградительная стоимость поездок в другие страны и по России, дефицит доступного досугового предложения даже в Москве и Петербурге сделали то, что у ритейлеров не получалось все четыре года после пандемии коронавируса и событий-2022: в «каменную розницу» возвращались самые интересные для них покупатели – «атмосферные», с высоким средним чеком, но и высокими же требованиями к сервису и качеству клиентского опыта.

Продолжение. Начало см. здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.12
Источник: Пресс-служба Pridex
Назначения

Двойное усиление: Pridex Spaces укрепляет команду

Компания объявляет сразу о двух ключевых назначениях.
 
19.12
Источник: ГК «Риотэкс»
Сделка

ГК «Риотэкс» купила два бизнес-центра Capital Group

Общая площадь БЦ «Авиньон 1»  и «Авиньон 2» составляет 17 000 кв. м. После реновации объект войдет в сеть РТС и получит название «РТС «Чертановская».
18.12
Источник: Галс-Девелопмент
Переговоры

X5 Group заедет в БЦ Dubinin’Sky

Ритейлер договаривается с «Галс-девелопмент» об аренде 35 000 кв. м офисов в строящемся БЦ. Консультант сделки - NF Group.
20.12
Источник: Agalarov Development
Проект

Agalarov Development построит курортный комплекс в Узбекистане

Sea Breeze Uzbekistan расположится на 570 га на берегу озера Чарвак. Проектом предусмотрены жилье, гостиницы, рестораны, развлекательная и оздоровительная инфраструктура. 
20.12

подпишись НА эксклюзивные новости cre