Горячая точка на карте туризма

«Эксперт» побеседовал о проекте создания туристического кластера на Кавказе с заместителем генерального директора ОАО «Курорты Северного Кавказа» Ростиславом Мурзагуловым.

11105
Автор: CRE
Источник: Эксперт. Практика бизнеса
Автор: Наталья Литвинова

Когда несколько лет назад власти впервые заговорили о превращении Кавказа в туристическую зону, общей реакцией был сдержанный (или несдержанный) скепсис. Сегодня желание властей создать на Кавказе туристический кластер подкреплено конкретными шагами: в начале осени было подписано соглашение о создании совместного предприятия между нашим ОАО «Курорты Северного Кавказа» (КСК) и France-Caucase (дочернее предприятие госкорпорации Caisse des Depots et Consignations), планируемый объем французских инвестиций составит, по оценке Жан-Пьера Тома, советника президента Франции, до 20 млрд евро. Из госбюджета в уставный фонд КСК уже перечислено 60 млрд рублей. Помимо этого достигнута договоренность с корейскими корпорациями Korea Western Power и CHT Korea о реализации проекта тепло- и энергоснабжения будущих курортов стоимостью в миллиард долларов. Меморандум о намерениях участвовать в создании двух курортов кластера подписал англо-немецкий консорциум Astor Dress & Sommer Consrotium.

Помимо поиска инвестиций началась и конкретная работа по строительству: торжественная закладка подъемника на курорте «Архыз» прошла в сентябре, к следующему сезону первый курорт кластера должен начать работу.

— Что привлекает иностранных инвесторов в столь неоднозначный проект? Какие соображения перевешивают возможные риски вложений в регион, известный сложной политической обстановкой?

— Этому интересу есть простое объяснение — французские, австрийские и прочие европейские компании заинтересованы в Кавказе как в рынке сбыта своих продуктов для строительства горнолыжных курортов — технологий, инжниринговых проектов и собственно оборудования. Европейские горы — и Альпы, и Пиренеи, и прочие — уже освоены, развиваться там некуда, а Кавказ — хорошая площадка, новый рынок, который может поглотить значительные объемы услуг и оборудования. Такой же интерес и у корейских энергетических компаний. На всех зарубежных презентациях проекта яблоку негде упасть — интерес огромный, к директору по инвестициям выстраивается очередь. Надо сказать, что у французов интерес к Кавказу возник не впервые. Еще в 1970-е годы они предлагали СССР построить там ряд курортов, на основе концессии эксплуатировать в течение 15 лет, а потом передать в собственность Союза. Этот проект не осуществился. Но когда мы составили свой план по строительству курортов и подняли то давнее французское предложение, совпадение по местности для размещения курортов составило 90 процентов. Так что идея превратить Кавказ в туристическую зону вовсе не такая новая, смелая и оригинальная, все это в истории уже было, теперь задача — планы осуществить.

— А как быть с проблемой безопасности? В 1970-е годы Кавказ был поспокойнее.


— Во-первых, западные инвесторы получают полные государственные гарантии по возврату инвестиций в случае форс-мажора — терактов, боевых действий. Во-вторых, обеспечение безопасности мы планируем возложить на лучших профессионалов. Сейчас, например, консультантом по безопасности у нас выступает легендарный израильский генерал Мики Леви, который обеспечивал безопасность Иерусалима с 2004 года. О его профессионализме говорят простые цифры: если в период с 2000-го по 2004 год в город вошли 42 террориста-смертника, погубившие почти тысячу человек, то с момента его назначения в Иерусалиме произошел только один теракт, а десятки — предотвращены. Так что это проблема решаемая, как видите.
В-третьих, появление отрасли, которая принесет региону 160 тысяч рабочих мест, а в перспективе и все 330 тысяч, в корне изменит отношение местных жителей к обеспечению безопасности — они сами будут заинтересованы в том, чтобы никаких эксцессов не случалось. Абсолютно понятно, что социальная неустроенность является тем материалом, который подпитывает и бандформирования, и политическую нестабильность в регионе.

— Но как изменить менталитет туристов? Сколько лет должно пройти, чтобы люди перестали бояться и поехали на Кавказ отдыхать?

— А сколько лет прошло после событий на Балканах? Чуть больше десяти, однако сейчас и Хорватия, и Сербия, и Черногория имеют вполне успешные курорты, куда люди спокойно ездят отдыхать, хотя резня там была нешуточная. Или вспомнить тот же Израиль, куда каждый год приезжают 3,5 миллиона туристов при населении 7 миллионов человек, хотя в Израиле боевые действия ведутся перманентно. Это не мешает израильтянам принимать туристов, и мы не помним ни одного случая, когда туристы в Израиле становились жертвами террора. А такие регионы, как Индонезия, Шри-Ланка, — все они были очень неспокойными, тем не менее туризм там сегодня развивается успешно.

— Если обратиться к экономике турпродукта — сколько будут стоить туры на кавказские курорты? На какого потребителя вы рассчитываете?

— Стоимость отдыха у нас будет, конечно, ниже, чем в Альпах, мы рассчитываем скорее на экономсегмент. Пятизвездочные отели будут строиться, но основной номерной фонд — три-четыре звезды со стоимостью номеров не выше 100 долларов, ски-пасс, билет на подъемник — 20–25 долларов. Окупаемость проектов для частных инвесторов ускорится за счет того, что вся инфраструктура будет построена государством, частные компании возьмут на себя только места размещения, рестораны, развлекательные, оздоровительные объекты. Предусмотрены льготы по налогообложению, кредитованию инвесторов. Чтобы весь этот проект был рентабельным, на курорты кластера необходимо организовать поток туристов в пять миллионов человек в год. На весь процесс строительства и формирования кавказских курортов мы отводим около 10 лет, хотя жестких ограничений по срокам нет, нам не нужно успевать к Олимпиаде, но и затягивать процесс нет никакого резона. Вообще же общий потенциал Кавказа в качестве туристической зоны эксперты определяют и в 50 миллионов человек ежегодно.

— Где набрать столько туристов?


— Одна из методик оценки потенциала рынка, которая использовалась при строительстве Лас-Вегаса, например, — определить, сколько людей проживает на расстоянии двух-трех часов лета от региона. У нас на таком расстоянии находится просто огромное количество народу — это помимо российских территорий и Арабские Эмираты, и Индия, и Китай, и страны СНГ, где, кстати, говорят с нами на одном языке. У нас уже есть предварительное одобрение от руководства страны по смягчению визового режима для региона, ведь не секрет, что визовые сложности — один из ограничителей для въездного туризма. На внутренних туристов, конечно же, рассчитываем тоже. У нас 80 процентов населения не имеет загранпаспортов, они отдыхают внутри страны, имеют свой бюджет на отдых.

— На европейских туристов рассчитываете?


— Конечно. Европейские туристы вообще очень любознательны, они много где были и с удовольствием посещают новые места. Они и сегодня едут к нам на Кавказ. И это вовсе не обязательно любители экстремального отдыха. Я неоднократно видел группы иностранных лыжников в аэропорту Кавминводы — совершенно обычные туристы, а не отмороженные экстремалы.

— Каким образом компания намерена привлекать миллионы новых туристов, формировать поток? Предусмотрено ли сотрудничество с иностранными туроператорами, финансовые гарантии для них?


— Несомненно, мы будем привлекать частные иностранные компании, нам самим даже представить трудно, что и как нужно сообщить индусу или арабу, чтобы он поехал отдыхать именно к нам. Вопросы маркетинга, как и многие другие, тоже будем отдавать на аутсорсинг специалистам, профессиональным туроператорам. Есть четкое понимание, что придется взять на себя часть расходов на рекламу и маркетинг и даже, может быть, дотировать на первых порах авиасообщение. Кстати, сейчас обсуждается возможность строительства небольшого аэропорта в Карачаево-Черкесии, близ курорта «Архыз».

— Проект горнолыжных курортов еще не осуществлен, а уже пошли разговоры о расширении КСК — освоении Каспия с точки зрения пляжного отдыха, создании водных курортов на минеральных источниках. Насколько это реальные планы?

— Этими проектами, очевидно, также будет заниматься КСК, принципиальное решение по этому поводу есть. Есть также интерес частных инвесторов, например Сулейман Керимов готов вложить 40 миллиардов рублей в пляжные курорты. Протяженность побережья на Каспии больше, чем на Черном море в Краснодарском крае, климатические условия, по оценкам специалистов, даже лучше. Кроме того, там сегодня практически ничего нет, а с нуля строить всегда проще, чем переделывать уже сделанное, к тому же земля там практически без обременения. И вообще, пляжная инфраструктура попроще, чем горнолыжная, опять же подъемники строить не надо. На минеральных источниках будет посложнее — там существует много старых, еще советских, пансионатов, требующих основательной переделки. Наша задача — сделать там вторые Карловы Вары. Предварительная оценка общей стоимости пляжного и термального кластеров — около 500 миллиардов рублей.
      
Проект туристического кластера на Северном Кавказе одобрен президентом Дмитрием Медведевым в июне 2010 года на экономическом форуме в Санкт-Петербурге, в сентябре 2010-го было подписано постановление правительства об учреждении ОАО «Курорты Северного Кавказа».
В кластер войдут пять зон: «Матлас» (Дагестан), «Мамисон» (Северная Осетия), «Архыз» (Карачаево-Черкесия), «Лагонаки» (Адыгея) и «Эльбрус» (Кабардино-Балкария). Планируется построить 4000 га горнолыжных комплексов, 803 км горнолыжных трасс, 104 500 мест для туристов, общий потенциал рынка рабочих мест составит около 330 тыс. человек. До 2014 года на инфраструктуру из бюджета выделено 60 млрд рублей. Первое соглашение с частным инвестором подписано в Сочи в сентябре 2010 года, им стала группа «Синара» Дмитрия Пумпянского.



журнал CRE 11(445)

Декабрь 2024
Вышел из печати CRE №10 (444). Стратегический партнер журнала -  компания Pioneer  Конец года – время подводить итоги. Лучшие эксперты рынка коммерческой недвижимости рассказывают, что происходило в девелопменте, инвестировании, консалтинге, управлении недвижимостью. - Ключевой раунд: девелоперы упали и очнулись. - Не в одну корзину: куда выведут рынок инвестиционные рекорды 2024-го? - Разговорный жанр: консультанты снова стали самыми важными на рынке. - Управделами и пре...

Популярное

Источник: Риотэкс
Сделка

В БЦ «РТС «Партизанская» больше нет площадей

Компания Риотэкс в ноябре и декабре заключила сделки аренды совокупной площадью более 2 000 кв. м, что позволило довести заполняемость офисного центра до 100%.
16.12
Источник: CRE
События

CRE X-MAS: Итоги 2024 и ожидания 2025

В офисах, складах и даже торговых центрах рекордно низкая вакантность, инвестиционные сделки перевалили за триллион, недвижимость дорожает вместе с себестоимостью строительства и управлением, системные арендаторы идут покупать, а системные арендодатели продавать, девелоперы обещают много строить, а ЦБ обещает заградительную ставку еще на пару лет - это и многое другое обсудили лидеры рынка коммерческой недвижимости на итоговом мероприятии CRE X-mas 2025.
15.12
Источник: Accent Capital
Сделка

Accent Capital продал СК «А-Терминал»

Мультитемпературный склад площадью 55 600 кв. м находился в управлении компании с 2009 года. Теперь он перешел к другому институциональному инвестору. Консультантом сделки выступила компания CORE.XP. Сумма сделки не разглашается.
17.12
Источник: MR Group
Проект

MR Group добралась до крыши штаб-квартиры Яндекса

В настоящее время на финальную стадию вышли строительные работы по наружным сетям и внутренней отделке подземной части и инженерных помещений. Ведется устройство фасадов и кровли, монтаж внутренних инженерных систем и лифтов. 
16.12
Источник: CRE
Открытие

«Термолэнд» открылся у Речного вокзала

Площадь нового проекта от ГК «Основа» составила 5 000 кв. м. Он расположен на Ленинградском шоссе рядом с парком Северного речного вокзала.
16.12
Источник: CRE
Экспертный анализ

Камень точит: «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом

Несмотря на жёсткую денежно-кредитную политику государства, кратный рост e-commerce с переходом даже импульсных покупок в онлайн, очевидно неравноценные конкурентные условия у традиционных магазинов и маркетплейсов, инфляцию, рост курса валют, усложнявшуюся и дорожавшую логистику и кадровый голод, «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом. Сложности и заградительная стоимость поездок в другие страны и по России, дефицит доступного досугового предложения даже в Москве и Петербурге сделали то, что у ритейлеров не получалось все четыре года после пандемии коронавируса и событий-2022: в «каменную розницу» возвращались самые интересные для них покупатели – «атмосферные», с высоким средним чеком, но и высокими же требованиями к сервису и качеству клиентского опыта.

Продолжение. Начало см. здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.12
Источник: Пресс-служба Pridex
Назначения

Двойное усиление: Pridex Spaces укрепляет команду

Компания объявляет сразу о двух ключевых назначениях.
 
19.12

подпишись НА эксклюзивные новости cre