Особенности «индустриальной парковки»

Тема индустриальных парков (ИП) становится все актуальнее. На VII ежегодном форуме «Деловая Россия» в мае этого года премьер-министром Владимиром Путиным была поставлена задача — создать в ближайшие 10—15 лет ряд современных промышленных площадок за счет модернизации уже действующих производств и образования новых. Решение такой задачи потребует разработки очередной комплексной программы, в которой власть и бизнес должны четко определить меры господдержки и предполагаемую отдачу.
5897

Авторы: Наталья Дятлова, Екатерина Головко

Источник: "Большой бизнес"

К сожалению, законодательное регулирование ИП на федеральном уровне пока фактически отсутствует. Это порождает двусмысленность толкования в правовой среде и хаотичное развитие законодательства, регулирующего вопросы организации ИП в регионах. Нет четкого понимания, каковы базовые принципы взаимодействия инвесторов ИП с органами государственной власти, кто отвечает и несет расходы по созданию, развитию и обслуживанию «парковой» инфраструктуры, как должно строиться управление. Более того, отсутствует единое понимание, что же представляет собой ИП и каким требованиям он должен отвечать. Это зачастую ведет к смешению термина «индустриальный парк» со смежными понятиями (такими, как технопарк, бизнес-инкубатор, промышленная зона, промышленный парк и т. п.) и к отождествлению данных явлений в одном контексте, что далеко не всегда правильно.

Отсутствие четкого законодательного определения самого понятия ИП на федеральном уровне порождает на практике произвольные дефиниции этого термина местными властями. Каждый регион дает свое определение, делая акцент на специфику реализуемых на его территории проектов. Например, в Калужской области, которая является одним из самых активных регионов по развитию ИП, понятие «индустриальные парки» толкуется как «организованные для целей промышленной застройки территории, обеспеченные инженерной и транспортной инфраструктурами и предназначенные для размещения нескольких производств».

В свою очередь Тверская область определяет индустриальный парк как «комплекс экономических, финансовых, природных, технических, организационных и иных необходимых ресурсов, используемый для реализации одного или нескольких инвестиционных проектов в целях развития промышленного потенциала и повышения инвестиционной привлекательности области».

Для решения проблем при создании индустриальных парков в условиях законодательной неопределенности и отсутствия четко установленных критериев в 2010 году была создана Ассоциация индустриальных парков (некоммерческое партнерство, основанное на членстве), членами которой являются как управляющие компании ИП, так и консультанты в области индустриальной недвижимости (среди которых KPMG, Knight Frank и др.).

Ассоциация выработала унифицированное определение ИП, согласно которому «это специально организованная для размещения новых производств территория, обеспеченная энергоносителями, инфраструктурой, необходимыми административно-правовыми условиями и управляемая специализированной компанией».

Таким образом, комплексный анализ законодательства и практики в этой сфере позволяет определить ключевые признаки ИП, в соответствии с которыми, это земельный участок (совокупность земельных участков): с обеспеченной инженерной инфраструктурой, единым проектом планировки территории, наличием централизованного управления. В зависимости от степени развитости каждого из перечисленных критериев на практике парку может быть присвоен класс A, B, C, при условии соблюдения ряда признаков (таблица 1).

Основная цель проектов по созданию индустриальных парков — повышение инвестиционной привлекательности региона, увеличение количества резидентов и, соответственно, рост налоговых поступлений. Именно поэтому в реализации такого рода проектов прежде всего должно быть заинтересовано государство и в первую очередь региональные органы государственной власти, которые в последнее время вступили в стадию активной конкуренции за инвестиции. Для того чтобы сделать эти проекты привлекательными и выгодными для бизнеса, регионы предпринимают действия, направленные на улучшение регионального инвестиционного климата. Так, комплексный анализ законодательства в этой сфере показывает, что, помимо политической, региональные власти активно практикуют оказание финансовой поддержки проектам по созданию ИП (таблица 2).

Целью совместной деятельности региональных властей и Ассоциации индустриальных парков, девелоперов и консультантов должны стать единые стандарты индустриальных парков, отвечающие требованиям мировой практики и правил, привычных для международных инвесторов. В мире такие институты действительно создают максимально благоприятные условия для притока инвестиций.

Что касается России, из-за отсутствия понятного государственного регулирования и государственного стимулирования деятельность участников рынка существенно затруднена. Это явно тормозит процесс создания ИП, отвечающих требованиям инвесторов, тем более иностранных, которые, как известно, избегают сферы, где нет законодательно установленных, четких и прозрачных правил игры. Однако рост числа индустриальных парков (на сегодняшний день в России их насчитывается более двухсот) свидетельствует о том, что интерес к этим проектам есть, а обострение конкуренция за инвестиции между регионами дает уверенность в том, что в скором времени эта проблема будет решаться на уровне федерального законодательства.



журнал CRE 11(445)

Декабрь 2024
Вышел из печати CRE №10 (444). Стратегический партнер журнала -  компания Pioneer  Конец года – время подводить итоги. Лучшие эксперты рынка коммерческой недвижимости рассказывают, что происходило в девелопменте, инвестировании, консалтинге, управлении недвижимостью. - Ключевой раунд: девелоперы упали и очнулись. - Не в одну корзину: куда выведут рынок инвестиционные рекорды 2024-го? - Разговорный жанр: консультанты снова стали самыми важными на рынке. - Управделами и пре...

Популярное

Источник: Риотэкс
Сделка

В БЦ «РТС «Партизанская» больше нет площадей

Компания Риотэкс в ноябре и декабре заключила сделки аренды совокупной площадью более 2 000 кв. м, что позволило довести заполняемость офисного центра до 100%.
16.12
Источник: CRE
События

CRE X-MAS: Итоги 2024 и ожидания 2025

В офисах, складах и даже торговых центрах рекордно низкая вакантность, инвестиционные сделки перевалили за триллион, недвижимость дорожает вместе с себестоимостью строительства и управлением, системные арендаторы идут покупать, а системные арендодатели продавать, девелоперы обещают много строить, а ЦБ обещает заградительную ставку еще на пару лет - это и многое другое обсудили лидеры рынка коммерческой недвижимости на итоговом мероприятии CRE X-mas 2025.
15.12
Источник: Accent Capital
Сделка

Accent Capital продал СК «А-Терминал»

Мультитемпературный склад площадью 55 600 кв. м находился в управлении компании с 2009 года. Теперь он перешел к другому институциональному инвестору. Консультантом сделки выступила компания CORE.XP. Сумма сделки не разглашается.
17.12
Источник: MR Group
Проект

MR Group добралась до крыши штаб-квартиры Яндекса

В настоящее время на финальную стадию вышли строительные работы по наружным сетям и внутренней отделке подземной части и инженерных помещений. Ведется устройство фасадов и кровли, монтаж внутренних инженерных систем и лифтов. 
16.12
Источник: CRE
Открытие

«Термолэнд» открылся у Речного вокзала

Площадь нового проекта от ГК «Основа» составила 5 000 кв. м. Он расположен на Ленинградском шоссе рядом с парком Северного речного вокзала.
16.12
Источник: CRE
Экспертный анализ

Камень точит: «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом

Несмотря на жёсткую денежно-кредитную политику государства, кратный рост e-commerce с переходом даже импульсных покупок в онлайн, очевидно неравноценные конкурентные условия у традиционных магазинов и маркетплейсов, инфляцию, рост курса валют, усложнявшуюся и дорожавшую логистику и кадровый голод, «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом. Сложности и заградительная стоимость поездок в другие страны и по России, дефицит доступного досугового предложения даже в Москве и Петербурге сделали то, что у ритейлеров не получалось все четыре года после пандемии коронавируса и событий-2022: в «каменную розницу» возвращались самые интересные для них покупатели – «атмосферные», с высоким средним чеком, но и высокими же требованиями к сервису и качеству клиентского опыта.

Продолжение. Начало см. здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.12
Источник: Пресс-служба Pridex
Назначения

Двойное усиление: Pridex Spaces укрепляет команду

Компания объявляет сразу о двух ключевых назначениях.
 
19.12

подпишись НА эксклюзивные новости cre