Авторы: Наталья Дятлова, Екатерина Головко
Источник: "Большой бизнес"
К сожалению, законодательное регулирование ИП на федеральном уровне пока фактически отсутствует. Это порождает двусмысленность толкования в правовой среде и хаотичное развитие законодательства, регулирующего вопросы организации ИП в регионах. Нет четкого понимания, каковы базовые принципы взаимодействия инвесторов ИП с органами государственной власти, кто отвечает и несет расходы по созданию, развитию и обслуживанию «парковой» инфраструктуры, как должно строиться управление. Более того, отсутствует единое понимание, что же представляет собой ИП и каким требованиям он должен отвечать. Это зачастую ведет к смешению термина «индустриальный парк» со смежными понятиями (такими, как технопарк, бизнес-инкубатор, промышленная зона, промышленный парк и т. п.) и к отождествлению данных явлений в одном контексте, что далеко не всегда правильно.
Отсутствие четкого законодательного определения самого понятия ИП на федеральном уровне порождает на практике произвольные дефиниции этого термина местными властями. Каждый регион дает свое определение, делая акцент на специфику реализуемых на его территории проектов. Например, в Калужской области, которая является одним из самых активных регионов по развитию ИП, понятие «индустриальные парки» толкуется как «организованные для целей промышленной застройки территории, обеспеченные инженерной и транспортной инфраструктурами и предназначенные для размещения нескольких производств».
В свою очередь Тверская область определяет индустриальный парк как «комплекс экономических, финансовых, природных, технических, организационных и иных необходимых ресурсов, используемый для реализации одного или нескольких инвестиционных проектов в целях развития промышленного потенциала и повышения инвестиционной привлекательности области».
Для решения проблем при создании индустриальных парков в условиях законодательной неопределенности и отсутствия четко установленных критериев в 2010 году была создана Ассоциация индустриальных парков (некоммерческое партнерство, основанное на членстве), членами которой являются как управляющие компании ИП, так и консультанты в области индустриальной недвижимости (среди которых KPMG, Knight Frank и др.).
Ассоциация выработала унифицированное определение ИП, согласно которому «это специально организованная для размещения новых производств территория, обеспеченная энергоносителями, инфраструктурой, необходимыми административно-правовыми условиями и управляемая специализированной компанией».
Таким образом, комплексный анализ законодательства и практики в этой сфере позволяет определить ключевые признаки ИП, в соответствии с которыми, это земельный участок (совокупность земельных участков): с обеспеченной инженерной инфраструктурой, единым проектом планировки территории, наличием централизованного управления. В зависимости от степени развитости каждого из перечисленных критериев на практике парку может быть присвоен класс A, B, C, при условии соблюдения ряда признаков (таблица 1).
Основная цель проектов по созданию индустриальных парков — повышение инвестиционной привлекательности региона, увеличение количества резидентов и, соответственно, рост налоговых поступлений. Именно поэтому в реализации такого рода проектов прежде всего должно быть заинтересовано государство и в первую очередь региональные органы государственной власти, которые в последнее время вступили в стадию активной конкуренции за инвестиции. Для того чтобы сделать эти проекты привлекательными и выгодными для бизнеса, регионы предпринимают действия, направленные на улучшение регионального инвестиционного климата. Так, комплексный анализ законодательства в этой сфере показывает, что, помимо политической, региональные власти активно практикуют оказание финансовой поддержки проектам по созданию ИП (таблица 2).
Целью совместной деятельности региональных властей и Ассоциации индустриальных парков, девелоперов и консультантов должны стать единые стандарты индустриальных парков, отвечающие требованиям мировой практики и правил, привычных для международных инвесторов. В мире такие институты действительно создают максимально благоприятные условия для притока инвестиций.
Что касается России, из-за отсутствия понятного государственного регулирования и государственного стимулирования деятельность участников рынка существенно затруднена. Это явно тормозит процесс создания ИП, отвечающих требованиям инвесторов, тем более иностранных, которые, как известно, избегают сферы, где нет законодательно установленных, четких и прозрачных правил игры. Однако рост числа индустриальных парков (на сегодняшний день в России их насчитывается более двухсот) свидетельствует о том, что интерес к этим проектам есть, а обострение конкуренция за инвестиции между регионами дает уверенность в том, что в скором времени эта проблема будет решаться на уровне федерального законодательства.