Новой формации людей – новые офисы. Эта тема неоднократно обсуждалась в рамках деловой программы мероприятия. Поколение «Y» – мобильные люди, не готовые целыми днями сидеть в офисе. Они – активны, динамичны, ценят социальную ответственность работодателя и приветствуют его эко-проекты. Для таких людей традиционные пространства офисов и бизнес-центров уже не оптимальны. На первый план выходят мобильные рабочие места, разноплановые пространства внутри БЦ, комфорт и новые технологии.
Децентрализацию рынка коммерческой недвижимости – еще одна большая тема. В связи с ограничением строительства в центре столицы, сегодня реализация проектов коммерческой недвижимости ведется и за Садовым кольцом, и за ТТК, и за МКАД (доля сделок от Садового кольца до МКАД – 56% от общего количества, подсчитали в Jones Lang LaSalle). Вместе с тем, большой активности в зоне «Большой Москвы» пока не наблюдается и вряд ли в ближайшее время будет – политические решения, подобные этому, не всегда обоснованы реальной рыночной конъюнктурой, поясняют эксперты.
А вот то, что обосновано рынком и экономической целесообразностью, так это – перенесение бэк-офисов компаний в регионы. Арендные ставки и стоимость рабочей силы там в несколько раз ниже. Кроме того, существуют специальные экономические зоны – подмосковная Дубна, Санкт-Петербург, Томск, Зеленоград – в которых налоговая нагрузка близка к нулю.
Еще одним сегодняшним трендом специалисты называют увеличение требовательности арендаторов – они тщательнее подходят к выбору объекта и учитывают не только месторасположение, но и технические параметры здания, статус и репутацию девелопера проекта, наличие дополнительных услуг на объекте и т. д.
Офисы для креативного класса активно обсуждались участниками мероприятия во второй день форума. «Что такое креативный класс? Это люди, мотивация к работе которых состоит, прежде всего, в самовыражении, а не в материальных благах, – рассказала Инна Прилежаева, директор проектов «Ассоциации менеджеров культуры». – Какая среда привлекает креативный класс? Среда, где, прежде всего, есть дух места, где есть возможность быстрых коммуникаций, активного взаимодействия». Сергей Десятов, генеральный архитектор и директор центра дизайна ARTPLAY, рассказал о своей площадке, о том, как промзону превратить в творческий кластер, какой тип арендаторов привлекать к подобным площадкам и как это делать. «Я не верю в искреннюю любовь к красному кирпичу, которая перевешивает экономическую эффективность. Проект ArtPlay – это проект в том числе и про деньги», – подытожил эксперт. Алексей Богданов, партнер S. A. Ricci рассказал о структуре спроса на офисы и шоу-румы со стороны креативного класса. «По самом лучшем случае он составляет 5–7% от всего спроса на подобную недвижимость. Предложение тоже невелико – 450 тыс. кв. м арендуемой площади. В структуре всего предложения это около 4%. Но потенциал роста этого предложения очевиден», – уверен эксперт.
Завершилось трехдневная деловая программа торжественной церемонией награждения победителей Best Office Awards. Ежегодная национальная премия за лучшие решения бизнес-пространства, присуждается в 11 номинациях. Со списком победителей премии можно ознакомиться на официальном сайте организатора.