К вводу в эксплуатацию в 2013 г. заявлены 13 проектов, в числе которых торговые центры «Балкания NOVA», «Жемчужная Плаза» и «Лондон Молл». Территориально прирост арендопригодных площадей придется преимущественно на Фрунзенский, Невский и Выборгский районы. В случае реализации всех заявленных проектов общая арендопригодная площадь торговых центров Петербурга увеличится на 11,8% и составит 3 108 тыс. кв.м. или около 621 кв.м на 1000 жителей города.
В 2012 г. в Санкт-Петербурге открыто 12 торговых центров, в результате общая арендопригодная площадь в ТК города увеличилась на 242 тыс. кв.м или на 9,6% по сравнению с аналогичным показателем 2011 года и составила 2 766 тыс. кв.м. Торговые комплексы открывались преимущественно в спальных районах Петербурга. Так, на Приморский район пришлось 42% новых арендопригодных площадей, на Фрунзенский – 35%, Московский – 14%.
В 4 кв. 2012 г. средний уровень вакансии в торговых центрах Санкт-Петербурга составил 1,8-2,5%. В то же время, в наиболее ликвидных объектах сохраняются листы ожидания, уровень вакансии в них фактически нулевой. Ротации в таких центрах происходят только при замене арендаторов управляющей компанией на более привлекательные бренды.
По данным экспертов ASTERA, в 2012 году ставки аренды в торговых комплексах выросли в рамках ежегодной индексации по действующим договорам аренды (от 5 до 10%, либо согласно уже заключенным долгосрочным договорам). Долгосрочные договоры с фиксированной арендной платой пока еще доминируют в ТК Санкт-Петербурга, однако, в качественных торговых комплексах новые договоры аренды чаще всего заключаются уже на условиях «базовая арендная ставка + % от товарооборота». Новые качественные ТК все чаще практикуют включение процента от оборота в арендую ставку.
Незамеченным не остался выход на петербургский рынок ряда новых брендов, в том числе Starbucks, Азбука вкуса, ThomasMunz, Rendez-Vous, Мираторг.
Согласно исследованию ASTERA, наибольший спрос на помещения торговых центров формировали операторы одежды, обуви и аксессуаров, их доля в общем объеме заявок составила 43% в 2012 году. Среди арендаторов торговых центров наибольшей популярностью пользовались помещения от 50 до 100 кв.м.
Активно на рынке торговой недвижимости развивались продуктовые сети и общепит. Крупные сети общественного питания развивались самостоятельно, а также с помощью увеличения количества франчайзи и запуска новых проектов, брендов.Высокий спрос на торговую недвижимость обеспечивали также крупные банковские структуры. Так, Сбербанк, ВТБ24, Альфа Банк, Русский Стандарт, Райффайзен открыли от 1 до 3 филиалов в 2012 году. Не менее активные планы они заявляют и на 2013 год. Новое дыхание получил сегмент «электроника и бытовая техника». Здесь основными игроками стали сети-кибермаркеты, бурное развитие получил формат Outpost.
Имеются все основания предполагать, что в 2013 году рынок продолжит поступательное развитие, о чем свидетельствуют высокий спрос со стороны арендаторов и прогнозируемый объем ввода новых площадей.