Что следует знать о соинвестировании

Инвестиции — вложение капитала с целью получения прибыли. От кредитов инвестиции отличаются степенью риска для инвестора (кредитора) — кредит и проценты необходимо возвращать в оговоренные сроки независимо от прибыльности проекта, инвестиции возвращаются и приносят доход только в прибыльных проектах. Если проект убыточен — инвестиции могут быть утрачены полностью или частично.
6653

В последние десятилетие в мировой практике наметилась тенденция объединения капиталов, осуществление, так называемого синдикативного финансирования или соинвестирования.

Основным достоинством подобных инвестиций является существенное снижение рисков, которое происходит за счет:

- увеличение количества проинвестированных компаний в связи с уменьшением объема средств, вкладываемых в один проект при фиксированном общем объеме инвестиционных ресурсов;

 - консолидация опыта, связей и других возможностей соинвесторов;

 - привлечение к процессам отбора, оценки, инвестирования и управления инновационными компаниями профессиональных менеджеров.

Оценка возможностей проекта и партнера

В первую очередь, необходимо оценить сам проект. Удовлетворяет ли он стороны своими показателями эффективности? А в пессимистичном сценарии? Каковы его узкие места?  Если проект сомнителен сам по себе, партнерство не сделает его лучше. Партнерам стоит посмотреть друг на друга и задать следующие вопросы: На чем основана идея партнерства? Как распределяются роли партнеров, их права и обязанности? Что происходит в случае невыполнения одним из партнером своих обязательств? А в случае проблем с проектом в целом? Хватает ли партнерам ресурсов для реализации проекта? Способны ли партнеры договариваться между собой? Опыт показывает, что ментально и этически разные партнеры редко способны сделать эффективный проект. Равно, как и партнерство, основанное исключительно на дружбе, столь же редко приносит экономические плоды.

Оценка рисков соинвестирования

Риски соинвестирования всегда сводятся к возникновению нереализованных ожиданий одной из сторон – от проекта или друг от друга. Неожиданности редко бывают приятными, поэтому основная задача соинвесторов перед вхождением в проект – договориться «на берегу» чего они ждут от проекта и друг от друга. Чем тщательнее об этом партнеры подумают заранее, тем проще будет встречать невзгоды на пути реализации проекта.

Фиксация долей в проекте

Ценность договоренности партнеров о фиксации долей в equity невозможно переоценить. Вместе с тем, распределение долей в проекте между партнерами – чисто договорной вопрос. Никакой универсальной схемы не существует. Некоторым исключением может быть случай вхождения одновременно всех партнеров в проект деньгами. В этом случае, часто, доли определяются пропорционально вложениям.

Фиксация правил распределения прибыли проекта

Получение дохода от проекта – цель любой коммерческой деятельности,  и вопрос о распределении прибыли – краеугольный в соинвестировании. Обычно, прибылью проекта считается free cash flow – денежный поток к распределению, остающийся после учета всех проектных затрат, выплат по налогам и обязательствам третьих лиц. Этот поток подлежит распределению между сторонами-участниками, и далеко не всегда делится пропорционально их долям в equity. Часто, один из партнеров получает возможность приоритетно окупить свои инвестиции (например, если он выступал финансовым инвестором, или являлся инициатором проекта).

Определение стратегии выхода из проекта

Без зафиксированных механизмов выхода из проекта совместно либо по одному, партнеров ждут большие сложности и потери доходов. Самая простая стратегия выхода – договоренность в начале проекта, как он будет завершен. Распространенной практикой является отсутствие моратория на продажу своей доли каждым из партнеров, с приоритетным правом второго участника/участников выкупить долю выходящей стороны по цене, по которой выходящий партнер эту долю собрался продать третьему лицу. При этом, могут встречаться самые разные варианты: от моратория на частичный выход на протяжении такого-то срока, или этапа, или с исполнением определенных корпоративных процедур, до различных механизмов дисконтирования стоимости долей выходящих партнеров при сепаратном выходе.

Акционерное соглашение

Все, что не прописано сторонами в акционерном соглашении, будет мешать сторонам в ходе реализации проекта. Поэтому, акционерное соглашение необходимо составить в обязательном порядке. Оно может быть как понятийным – это тоже работает, поскольку позволяет хотя бы зафиксировать принципы действий сторон в спорных ситуациях, так и юридически обязывающим – тогда оно должно быть подписано в западном праве, что требует соответствующего структурирования активов проекта. Все вопросы, перечисленные выше, включая, но не ограничиваясь ими, должны быть непременно освещены в акционерном соглашении.

Консультанты

Практика показывает, что экономия на этапе входа в проект в момент выхода из него превращается в убытки. Соинвестирование же предполагает структурирование не только владения проектом, но и акционерных отношений внутри проекта. Если соинвесторы – не институциональные игроки, в штате у них не будет специалистов по праву и налогам, квалификация которых окажется достаточной для качественного структурирования собственности и акционерных отношений. Также, нельзя сбрасывать со счетов и качественный анализ самого проекта – часто один из партнеров этим пренебрегает, полагаясь полностью на экспертизу своего соинвестора-инициатора проекта; такая практика также может оказаться фатальной – как для каждого участника в отдельности, так и для всего проекта в целом. Поэтому, на хороших консультантах не стоит экономить.

Не забывать, зачем нужно соинвестирование

Деятельность по реализации какого-то инвестиционного проекта в партнерстве – та же коммерческая деятельности, целью которой является извлечение прибыли. Не стоит это упускать из вида, подменяя данную задачу задачей сохранения дружеских отношений.

Материал подготовила Наталья Круглова, директор бизнес-направления «Недвижимость» Pro Consulting Global Limited





журнал CRE 11(445)

Декабрь 2024
Вышел из печати CRE №11 (445). Стратегический партнер журнала -  компания Pioneer  Конец года – время подводить итоги. Лучшие эксперты рынка коммерческой недвижимости рассказывают, что происходило в девелопменте, инвестировании, консалтинге, управлении недвижимостью. - Ключевой раунд: девелоперы упали и очнулись. - Не в одну корзину: куда выведут рынок инвестиционные рекорды 2024-го? - Разговорный жанр: консультанты снова стали самыми важными на рынке. - Управделами и пре...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (16-22 декабря)

«Риотэкс» досдал очередной БЦ и приобрел новый - уже 16-й, в Москве подвели итоги года для разных сегментов коммерческой недвижимости, Accent Capital завершила инвестиционный цикл СК «А-Терминал», MR Group достраивает штаб-квартиру Яндекса, новый «Термолэнд» открылся в Москве, розничной торговле подвели итоги в материале CRE Retail, Pridex Spaces усилила команду, X5 Group может заключить крупнейшую сделку по аренде офисов, а Дом.РФ выставил на продажу землю под склады.
22.12
Источник: Accent Capital
Сделка

Accent Capital продал СК «А-Терминал»

Мультитемпературный склад площадью 55 600 кв. м находился в управлении компании с 2009 года. Теперь он перешел к другому институциональному инвестору. Консультантом сделки выступила компания CORE.XP. Сумма сделки не разглашается.
17.12
Источник: CRE
Экспертный анализ

Камень точит: «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом

Несмотря на жёсткую денежно-кредитную политику государства, кратный рост e-commerce с переходом даже импульсных покупок в онлайн, очевидно неравноценные конкурентные условия у традиционных магазинов и маркетплейсов, инфляцию, рост курса валют, усложнявшуюся и дорожавшую логистику и кадровый голод, «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом. Сложности и заградительная стоимость поездок в другие страны и по России, дефицит доступного досугового предложения даже в Москве и Петербурге сделали то, что у ритейлеров не получалось все четыре года после пандемии коронавируса и событий-2022: в «каменную розницу» возвращались самые интересные для них покупатели – «атмосферные», с высоким средним чеком, но и высокими же требованиями к сервису и качеству клиентского опыта.

Продолжение. Начало см. здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.12
Источник: Пресс-служба Pridex
Назначения

Двойное усиление: Pridex Spaces укрепляет команду

Компания объявляет сразу о двух ключевых назначениях.
 
19.12
Источник: ГК «Риотэкс»
Сделка

ГК «Риотэкс» купила два бизнес-центра Capital Group

Общая площадь БЦ «Авиньон 1»  и «Авиньон 2» составляет 17 000 кв. м. После реновации объект войдет в сеть РТС и получит название «РТС «Чертановская».
18.12
Источник: Галс-Девелопмент
Переговоры

X5 Group заедет в БЦ Dubinin’Sky

Ритейлер договаривается с «Галс-девелопмент» об аренде 35 000 кв. м офисов в строящемся БЦ. Консультант сделки - NF Group.
20.12
Источник: CRE
Экспертный анализ

Жизнь замечательных сетей: темпы роста онлайна замедляются, а покупатели начали возвращаться в оффлайн

По итогам 2024 года, объём продаж на рынке e-commerce в России вырастет на 36%, достигнув 10,7 трлн рублей. Впервые в истории российского ритейла покупки одежды и обуви онлайн догнали оффлайн. Доля e-commerce в стране продолжает увеличиваться по всем сегментам, и по отдельным уже к 2028-му превысит 80 %, прогнозируют в INFOLine. На стороне онлайна весь 2024-й по-прежнему играли удобство «магазина на диване», «бесконечная полка» и более привлекательные, по сравнению с «каменной розницей», схемы налогообложения. Однако уже к концу 2024-го сразу несколько категорий покупателей начали разворачиваться в сторону «каменной розницы» с её более высоким качеством клиентского опыта, возможностями социализации и «атмосферностью». И хотя пока количество «возвращенцев» для игроков онлайна – как слону дробина, ценовая и кадровая гонка на фоне растущих претензий к сервису и товарам, инфляции, удорожания и усложнения логистики, транзакций, дефицита складских площадей, ужесточения условий работы и усиления внимания к отрасли государства, а также фундаментальных проблем самих бизнес-моделей электронных площадок, уже в 2025-м могут запустить в e-commerce кардинальные изменения.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail

Продолжение. Начало см. здесь и здесь
20.12

подпишись НА эксклюзивные новости cre