Проектирование магазинов подразумевает подбор подходящего помещения под будущий магазин, разработку дизайн-проекта и основной концепции магазина, оказание помощи в подборе и поставках торгового оборудования, разработку дизайн-проекта освещения торгового пространства, подготовку и согласование документации по архитектурным и инженерных системам. Кроме этого, специалисты компании готовы взять на себя функции генерального подрядчика и в дальнейшем плодотворно сотрудничать в управлении проекта в целом.
Это всегда очень сложная, но интересная работа.
Место
Пожалуй, самой важной деталью является понимание для кого и где проектируется магазин. Одно дело – продуктовый супермаркет за чертой города, и совсем иная история с городом. Прежде всего, у людей разные потребности. Важно понимать, кто будет вашим посетителем – мамочка с коляской, девица на каблуках из соседнего подъезда или офисный клерк. Прямая связь здесь и с линейкой товаров, и с размером отделов. Вряд ли у магазина возле офисного центра будет широкий ассортимент бытовой химии, в то время как в спальном районе предложат широкий ассортимент салатов на вынос.
Выкладка товаров
Очень много нюансной работы, прежде всего, проводят маркетологи. Они заставляют покупателя сделать больший круг, заманивают как можно дальше. Жизненно необходимые товары разносят по разным углам магазина. Хлеб подальше от молока и мяса. При входе всегда вас встретит нечто красивое – витрины со сладким, с цветами или фруктами. Всем тем, что создаст настроение. Немаловажную роль здесь играют и запахи. Должно вкусно пахнуть хлебом, кофе и какой-нибудь ванилью. Всё это стимулирует покупки (исследования показывают, что качественный дизайн запахов увеличивает покупательскую активность на 16%).
Грамотное инженерное решение
Продукты – очень трепетный товар и, при проектировании, третьим важным моментом можно смело назвать грамотное инженерное решение. Овощи и фрукты не должны обдуваться холодным воздухом или греться из-за неправильно расположенных светильников. В то время, как над рыбой и над сырами предусмотреть вытяжку. Каждому отделу свое внимание и свои комфортные условия.
Освещение
Другим важнейшим элементом является освещение. Работа световых технологий обычно незаметна, она - как сшитый по меркам костюм, в котором удобно. Человеку кажется, что лампочка, она и есть лампочка, зачем тратить такие деньги на установление, на расчет зон – более тёплых для хлеба, более холодных для морепродуктов и т.д. Существует около 4-5 направлений световых сценариев: для покупателя, для товара, для работы и для создания атмосферы. Это одна из дорогих направляющих дизайна. Важно создать такие световые сценарии, чтобы было удобно, комфортно и вкусно покупать. Всё должно возбуждать аппетит.
Оборудование
А вот какие полки для товара выбрать не так уж и важно. Продавать можно на всём. Главное здесь – размещение и комфорт покупателя. Ставить на ящики, бочки, делать наклоны или не делать - всё равно. Всё на всём может стоять и продаваться. Никогда «особенная» полка не повысит покупательскую способность. Но архитекторы обязаны отслеживать новинки, т.к. витрины являются визуальным рядом магазина, с которым контактирует покупатель. И должны ли углы быть скруглены, какого цвета должна быть обшивка обязательно должен учитывать архитектор и подсказывать владельцу при выборе.
Для России довольно новой является тема баров и быстрой еды внутри магазина. Во время своего длинного путешествия что может быть лучше возможности присесть, быстро перекусить или выпить чашечку чая? Стоит отметить, что это очень интересная тема, которая уже давно и успешно работает в Европе.
Материал подготовила Юлия Тряскина, соучредитель и главный архитектор бюро UNK project.