Типы инвесторов
На этапе старта продаж для профессиональных инвесторов реализуются крупные блоки, а уже на более поздней стадии выводится около 65 % офисов «мелкой нарезки».
На старте реализации основными покупателями являются профессиональные инвесторы. Они приобретают площади с целью последующей сдачи в аренду или перепродажи. В основном это люди, имеющие за плечами большой опыт ведения бизнеса как в сфере недвижимости, так и в других областях. Как правило, покупка недвижимости в этом случае рассматривается как инвестиция в расширение бизнеса. 85 % этой категории покупателей – мужчины в возрасте около 40 лет.
Второй тип инвесторов можно обозначить как «новички». Это покупатели, которые ранее приобретали либо квартиры с целью сдачи в аренду, либо малые торговые площади, и впервые решили инвестировать именно в офисную недвижимость. К этой категории относятся как мужчины, так и женщины в возрасте от 35 до 55 лет, а также успешные молодые люди в возрасте около 30 лет.
Также к данному типу можно отнести владельцев непрофильного бизнеса, принявших решение о диверсификации вложений и рассматривающих покупку недвижимости как новый бизнес. Согласно статистике продаж, 30 % таких инвесторов планируют развивать новый арендный бизнес, 35 % приобретают помещения для развития собственного бизнеса.
Инвесторы, относящиеся к третьему типу, покупают площади под собственные нужды. Как правило, они не совершают покупок на старте продаж, а входят в проект позже. В среднем доля таких инвесторов составляет 30 % в первые месяцы экспонирования и увеличивается до 70 % к его окончанию.
Процентное соотношение профессиональных инвесторов и собственников сильно варьируется в зависимости от концепции офисного центра.
Реализация до старта
Определенная доля качественных площадей продается еще до официального старта продаж. По нашему мнению, это говорит о доверии профессиональных инвесторов к девелоперу и об оценке качества объекта, сформировавшихся из опыта покупок предыдущих предложений.
Всё большее количество инвесторов не склонны вносить единовременно полную сумму, необходимую для покупки. Это связано с тем, что профессиональные инвесторы вкладывают в приобретение площадей доходы от основного бизнеса. Эти доходы, совершенно очевидно, удобнее выделять для вложений периодически.
Даже при наличии высокого спроса на коммерческую недвижимость, помещения в объектах с неудачным расположением, инфраструктурой, концепцией или ценой, значительно отличающейся от рыночной, долго не находят своего покупателя.
Материал подготовила Малкова Анастасия Владимировна, руководитель департамента продаж коммерческой недвижимости инвестиционного фонда STONE HEDGE.