Обеспеченность торговыми площадями на конец 2013 г. составляет 370 кв. м на 1 000 жителей.
На 2014 г. запланирован ввод более, чем 1 млн. кв. м площадей в торговых центрах. Тем не менее, на практике, вероятнее всего, этот показатель будет значительно ниже.
Спрос на качественные торговые площади в Москве со стороны международных сетевых ритейлеров в 2013 г.оставался стабильно высоким. На московский рынок вышло порядка 20 новых международных брендов. Высоким спросом пользовались площади в ТРЦ «АфиМолл Сити» и торговых центрах «МЕГА Белая Дача», «МЕГА Теплый Стан».
Ставки аренды в торговых центрах в среднем по рынку в 2013 г. оставались стабильными. В ближайшей перспективе с вводом новых площадей роста ставок не прогнозируется.
В IV квартале 2013 г. было открыто 8 торговых центров общей арендуемой площадью 139,4 тыс. кв. м, что практически равно показателю ввода в IV квартале 2012 г. Наиболее крупным и ожидаемым торговым центром стал ТРЦ GoodZone (56,0 тыс. кв. м GLA), строительство которого было анонсировано еще до финансового кризиса 2008 г.
Сразу несколько торговых центров районного и окружного форматов открылось в спальных районах Москвы: ТРЦ «Галерея Атлантис» и обновленный ТЦ «Прага» на месте одноименного универмага в Чертаново Южное, ТЦ «Люблинский Пассаж» в Люблино, ТЦ «Измайловский» в Измайлово.
В 2013 г. по сравнению с 2012 г. сильно изменилась структура открытых торговых объектов по типу объекта. В 2012 г. объем введенных торговых площадей поровну распределился между многофункциональными комплексами и классическими торговыми и торгово-развлекательными центрами (по 35% от общего объема ввода). В 2013 г., напротив, доля открытых МФК составляет всего лишь 7% от общего объема новых площадей, в то время как наибольшее количество торговых площадей (74%) появилось в формате классических ТЦ и ТРЦ. Доля аутлет-центров в общем объеме ввода осталась на прежнем уровне (16% в 2012 г. и 15% в 2013 г.
По мнению экспертов консалтинговой компании Welhome, в перспективе 2-3 лет ожидается усиление конкуренции и борьба за арендатора среди классических торговых центров.
В 2013 г. сохранился высокий спрос на торговые помещения со стороны международных сетевых ритейлеров.
Среди российских сетевых ритейлеров традиционно высокий спрос зафиксирован со стороны продуктовых супермаркетов.
На протяжении 2013 г. средние ставки аренды в торговых центрах оставались стабильными, а вакантные площади составляли порядка 2,5-3%. В ближайшей перспективе роста средних ставок аренды не прогнозируется ввиду значительного ввода торговых площадей. В традиционно успешных и посещаемых торговых центрах ставки аренды продолжают постепенно расти.
В перспективе предложение интересных торговых помещений на основных пешеходных улицах города значительно увеличится, изменится также ценовая конъюнктура. Для 11 пешеходных зон будет действовать особый регламент для расположенных на них коммерческих объектов, который будет утвержден и вступит в силу в 2014 г.