На спрос на индустриальные парки в Московской области

Генеральный директор компании «Промзона» (ГК «Гео Девелопмент») Данил Петров
5114
Ситуацию со спросом на индустриальные парки необходимо рассматривать в совокупности с общим спросом на земельные участки промышленного назначения в МО. Мы видим, что в сравнении с первым полугодием 2013 года в 2014 году количество обращений по землям промышленного назначения снизилось практически в 2 раза. Полагаю, это связано с общей напряженной экономической ситуацией, в результате которой рынок «просел». Если в начале 2014 года ежемесячно фиксировалось примерно по 20-30 обращений на земельные участки промышленного назначения, то к концу весны их число снизилось до 10. Сейчас мы постепенно снова приходим к показателям начала года, и надеемся, что рост сохранится.

Основной спрос традиционно сосредоточен на участках малой площади от 0,5 до 3-4 га, которые компании, как правило, рассматривают для организации на них собственного бизнеса. Многие вырастают из аренды, которая становится менее комфортной, и естественно возникает желание строительства чего-то своего: производства, склада, базы. Клиенту сейчас нужен не просто участок земли в поле, а участок, обеспеченный набором необходимой инженерной инфраструктуры: хороший подъезд, наличие коммуникаций, наличие управляющей компании, административного ресурса. Все это предлагает своему резиденту индустриальный парк. В Московской области наибольший интерес потенциальных резидентов вызывает западное направление с удаленностью 10-30 км от МКАД и северо-восточное в этом же радиусе, что связано с сосредоточением здесь основных логистических потоков и близостью рынков сбыта.

Полтора-два года назад мы наблюдали спрос со стороны иностранных, в частности, европейских компаний, на уровне 50-60% от общего объема. Соответственно половина сделок на этом рынке проходила с иностранными компаниями. За последние 6-10 месяцев доля иностранного капитала снизилась примерно до 10%. Соответственно с натяжкой можно говорить об увеличении доли отечественного капитала, лишь на фоне снижения общего спроса, покупательской способности и отказа иностранных компаний работать на отечественном рынке. Изменение этого соотношения повлекло за собой и перемены со стороны отраслевого спроса. Иностранцы заинтересованы в производстве своих товаров на территории Московской области: снижается стоимость продукции, близость к рынку сбыта, прочие преимущества.

Поэтому до недавнего времени потребность в размещении производств на территории индустриальных парков превалировала над остальным отраслевым спросом. Сейчас же 40-50% спроса приходится на строительство складов и офисов компаний для своих нужд с небольшой частью арендного бизнеса для оптимизации затрат. Далее, примерно в равных долях - запрос на производство (отверточная сборка, строительные материалы, продукты питания, легкое машиностроение, сборка оборудования, пищевое производство), их обслуживание (сервисные станции, обслуживание и ремонт техники), логистические объекты (склады, стоянки). Спрос на участки для размещения исследовательских и высокотехнологичных проектов носит единичный характер.

Несмотря на непростую экономическую ситуацию, мы видим, что ни один из функционирующих парков в Московской области не остановился в своем развитии, уже заявленные ИП развиваются и даже стартуют новые. Рынок подстраивается под условия, диктуемые внешними факторами. В ситуации снижения доли иностранного капитала необходимо создавать предпосылки и стимулировать производственный сектор отечественного бизнеса, лучшей площадкой для базирования которого являются подготовленные индустриальные парки.


журнал CRE 11(445)

Декабрь 2024
Вышел из печати CRE №10 (444). Стратегический партнер журнала -  компания Pioneer  Конец года – время подводить итоги. Лучшие эксперты рынка коммерческой недвижимости рассказывают, что происходило в девелопменте, инвестировании, консалтинге, управлении недвижимостью. - Ключевой раунд: девелоперы упали и очнулись. - Не в одну корзину: куда выведут рынок инвестиционные рекорды 2024-го? - Разговорный жанр: консультанты снова стали самыми важными на рынке. - Управделами и пре...

Популярное

Источник: Риотэкс
Сделка

В БЦ «РТС «Партизанская» больше нет площадей

Компания Риотэкс в ноябре и декабре заключила сделки аренды совокупной площадью более 2 000 кв. м, что позволило довести заполняемость офисного центра до 100%.
16.12
Источник: CRE
События

CRE X-MAS: Итоги 2024 и ожидания 2025

В офисах, складах и даже торговых центрах рекордно низкая вакантность, инвестиционные сделки перевалили за триллион, недвижимость дорожает вместе с себестоимостью строительства и управлением, системные арендаторы идут покупать, а системные арендодатели продавать, девелоперы обещают много строить, а ЦБ обещает заградительную ставку еще на пару лет - это и многое другое обсудили лидеры рынка коммерческой недвижимости на итоговом мероприятии CRE X-mas 2025.
15.12
Источник: Accent Capital
Сделка

Accent Capital продал СК «А-Терминал»

Мультитемпературный склад площадью 55 600 кв. м находился в управлении компании с 2009 года. Теперь он перешел к другому институциональному инвестору. Консультантом сделки выступила компания CORE.XP. Сумма сделки не разглашается.
17.12
Источник: MR Group
Проект

MR Group добралась до крыши штаб-квартиры Яндекса

В настоящее время на финальную стадию вышли строительные работы по наружным сетям и внутренней отделке подземной части и инженерных помещений. Ведется устройство фасадов и кровли, монтаж внутренних инженерных систем и лифтов. 
16.12
Источник: CRE
Открытие

«Термолэнд» открылся у Речного вокзала

Площадь нового проекта от ГК «Основа» составила 5 000 кв. м. Он расположен на Ленинградском шоссе рядом с парком Северного речного вокзала.
16.12
Источник: CRE
Экспертный анализ

Камень точит: «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом

Несмотря на жёсткую денежно-кредитную политику государства, кратный рост e-commerce с переходом даже импульсных покупок в онлайн, очевидно неравноценные конкурентные условия у традиционных магазинов и маркетплейсов, инфляцию, рост курса валют, усложнявшуюся и дорожавшую логистику и кадровый голод, «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом. Сложности и заградительная стоимость поездок в другие страны и по России, дефицит доступного досугового предложения даже в Москве и Петербурге сделали то, что у ритейлеров не получалось все четыре года после пандемии коронавируса и событий-2022: в «каменную розницу» возвращались самые интересные для них покупатели – «атмосферные», с высоким средним чеком, но и высокими же требованиями к сервису и качеству клиентского опыта.

Продолжение. Начало см. здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.12
Источник: Пресс-служба Pridex
Назначения

Двойное усиление: Pridex Spaces укрепляет команду

Компания объявляет сразу о двух ключевых назначениях.
 
19.12

подпишись НА эксклюзивные новости cre