Сегодня невозможно рассматривать развитие инженерных систем отдельно от концепции «интернет вещей» (Internet of Things, IoT). Концепция, впервые упомянутая еще в конце девяностых как метод совершенствования системы управления логистическими цепями в Procter&Gamble, подразумевает объединение вещей посредством технологий в единую систему. С каждым годом она укрепляет свои позиции во всех сферах жизни и активно применяется в современной недвижимости, являясь неотъемлемой частью понятия «умное здание». В настоящее время практически каждый элемент инженерной инфраструктуры может быть подключен к сети и в режиме on-line информировать о своей работе, взаимодействовать с другими системами. Усиление этого тренда с одновременным развитием информационных и мультимедийных технологий приведет в скором времени к тому, что умное здание будет предлагаться как комплексный сервис, создающий дополнительные бизнес-возможности, а не просто являться характеристикой коммерческой недвижимости. Этот сервис будет заключаться в создании комфортных условий на базе интеллектуальных инженерных систем и предоставлении необходимых ИТ-услуг, таких как облачное хранение данных, сервис печати, поддержка бизнес-приложений и т.д.
В рамках зданий, хотя бы частично воплощающих концепцию smarthouse, уже невозможно рассматривать инженерную инфраструктуру как набор моносистем – электроснабжения, водоснабжения, отопления, вентиляции и кондиционирования, пожарной безопасности, контроля доступа, видеонаблюдения и т.д. Это единый механизм, управлять которым можно централизованно из единого диспетчерского центра, и который может управлять сам собой в автоматическом режиме, работая по различным стандартным алгоритмам. Интеграция различных систем между собой посредством ИТ позволяет, к примеру, противопожарному комплексу без участия человека при срабатывании сигнализации опускать на первый этаж лифты, включать системы дымоудаления и подпора воздуха, оповещения и управления эвакуацией, разблокировать выходы и турникеты и т.д. Увеличивающаяся «самостоятельность» инженерных систем практически исключает участие человека в большинстве действий, что также является составляющей концепции «интернет вещей». При этом за человеком остается право в любой момент вмешаться в сценарий работы систем.
Вышеперечисленные тенденции накладывают определенные требования к обеспечению эксплуатации «умнеющей» инженерной инфраструктуры. Сегодня в сервисную команду, занимающуюся обслуживанием систем, обязательно должны входить специалисты, умеющие работать с диспетчерским оборудованием и интеграционным софтом. Кроме того, интеграция инженерных систем между собой подталкивает собственников здания подходить к вопросу эксплуатации инфраструктуры комплексно, не деля эту функцию между разными подрядчиками. Это обязывает специализированные сервисные организации владеть компетенциями как в области проектирования, построения и обслуживания всего спектра инженерных коммуникаций, так и в области информационных технологий, при этом успевая за их стремительным развитием.