1. Строительство ТПУ дает новые точки роста и развития города. Это обусловлено особенностями таких объектов. Согласно определению, появившемуся в Градостроительном кодексе, ТПУ представляет собой комплекс недвижимого имущества, включающий в себя как объекты транспортной инфраструктуры, так и иные объекты, предназначенные для обслуживания пассажиров.
2. Основной "консолидирующий признак" объектов ТПУ - их функциональная связанность с обеспечением безопасного и комфортного обслуживания пассажиров в местах их пересадок с одного вида транспорта на другой. Это предопределяет необходимость комплексного подхода при реализации подобных проектов.
3. Участники, задействованные в подобных проектах, преследуют свои цели: государство ожидает, что ТПУ улучшат транспортную инфраструктуру и трафик, инвесторы стремятся к повышению капитализации коммерческих объектов, в том числе за счёт увеличения пассажиропотока. Пассажиры же заинтересованы в сокращении времени в пути и в комфортных условиях проезда и обслуживания в местах пересадки.
4. Разные, но по сути общие цели, создают необходимость соблюдения баланса интересов и заставляют искать точки соприкосновения. Пассажиры в результате должны сократить время в пути, получить комфортные условия проезда и обслуживания и сопутствующий сервис. Без совместных усилий бизнеса и власти реализовать это крайне сложно.
5. Крайне важными являются вопросы синхронизации строительства транспортной инфраструктуры и коммерческих объектов, наличия свободных участков для реализации проектов, источников финансирования.
6. В отсутствие свободных земельных участков актуален вопрос возможной реализации проектов строительства ТПУ на частных землях, без их изъятия (частный партнер предоставляет землю - получает возможность повышения капитализации проектов застройки прилегающей территории и содействие публичного партнера).
7. Государство стремится привлечь частные инвестиции - нужно использовать различные формы сотрудничества: участие девелоперов в строительстве объектов ТПУ путем софинансирования, заключения соглашений, предусматривающих взаимные обязательства и распределение рисков между участниками - публичным и частным партнером, ГЧП-инструменты.
8. Возможные договорные конструкции строительства ТПУ. На данный момент возможно применение нескольких механизмов строительства транспортно-пересадочных узлов с различной степенью участия государства и бизнеса: строительство по государственному контракту, концессионные соглашения, соглашения ГЧП, корпоративная модель реализации проектов.
9. Государственное участие. Помимо прямого участия государства в строительстве ТПУ, состоящего в финансировании и предоставлении земельного участка, возможны и иные способы привлечении девелоперов. Инструментами государственной поддержки могут быть выдача бюджетных субсидий, предоставление государственных гарантий, налоговые льготы, субсидирование процентных ставок по кредитам.
10. Предоставление земельных участков. Реализация проектов ТПУ требует вовлечения частных земельных участков, расположенных на прилегающей территории. С этой целью, Законом № 43-ФЗ от 05.04.2013 был установлен упрощённый порядок изъятия земельных участков в Москве и Московской области. Этим же законом предусмотрена возможность резервирования публичных земель на срок до 20 лет (участки не подлежат приватизации, застройке). Вместе с тем, на сегодня нельзя говорить о широком применении данного закона. Причиной может быть нехватка денежных средств для изъятия значительного массива земельных участков. Поэтому город рассматривает возможность совместной реализации проектов на частных землях.
Материал подготовил Игорь Чумаченко, партнер, руководитель практики "Недвижимость. Земля. Строительство", юридическая фирма VEGAS LEX
10 фактов Вам надо знать о…
10 фактов о строительстве ТПУ
26.09.2014
6129