Обзор торговой недвижимости Москвы за 3 квартал 2014 г.

Как отмечают эксперты, экономическая ситуация привела к существенному росту уровня вакансии в торговых центрах Москвы с 3,5% до 6%.
По мнению экспертов JLL, увеличение уровня вакансии связано, прежде всего, с существенным увеличением предложения с начала года и активной ротацией арендаторов. Так, за три квартала текущего года на московский рынок вышло 285 тыс. кв. м качественных площадей в торговых центрах, что в 1, 5 раза превышает объем совокупного ввода за прошлый год.

В третьем квартале было введено в эксплуатацию 2 объекта  - ТЦ «Водный» (32 тыс. кв. м) и ТЦ «Алфавит» (11 тыс. кв. м). Таким образом, квартальный результат на 20% превысил результат аналогичного периода прошлого года, когда было введено 35 тыс. кв. м.

«Традиционно 3-й квартал не отличается высокими объемами ввода – обычно девелоперы выводят на рынок основной объем площадей к концу года. Так, и в этом году в 4-м квартале мы ожидаем наибольший объем ввода – пять торговых центров суммарной арендуемой площадью более 450 тыс. кв. м заявляют о своем открытии. Если все анонсированные проекты будут реализованы в срок, объем ввода новых площадей по итогам 2014 года превысит 750 тыс. кв. м, что станет рекордным показателем за всю историю рынка», - комментирует  Татьяна Ключинская, директор по России и СНГ, начальник департамента торговых площадей компании JLL.

Волатильность валютного курса повлияла на увеличение сроков принятия решений арендаторами, что в свою очередь влияет на скорость заполнения торговых центров. Так, в следующем году аналитики ожидают дальнейшего роста уровня вакансии в связи со значительным объемом ввода новых объектов, а также пересмотром некоторыми ритейлерами планов по развитию в связи с ослаблением покупательской способности россиян и, как следствие, снижением темпов роста розничных продаж. Согласно данным аналитиков JLL, средняя ставка в качественных объектах Москвы находится на уровне 0,5-1,8 $ за кв. м в год, а максимальная – 3-4,5$ за кв. м в год.

Несмотря на существенное увеличение торговых площадей  (к концу 3 квартала объем предложения достиг 3,8 млн кв. м), Москва по-прежнему уступает не только крупнейшим городам Европы, но и северной столице Санкт-Петербургу. Так, обеспеченность на 1 тыс. чел. В Москве составляет 319 кв. м, в то время как в Санкт-Петербурге уровень обеспеченности торговыми площадями достиг 407 кв. м.

В 3-м квартале 2014 года свои первые магазины в Москве открыли такие новые бренды, как TwinSet (одежда), Unode50 (бижутерия и ювелирные украшения), Crate&Barrel (мебель и предметы интерьера), Penti (белье), A.Lange&Sohne (элитные часы), а также появилась первая кондитерская известной американской сети Magnolia Bakery.

Что касается российского рынка в целом, то по итогам 3 квартала рынок увеличился на 272 тыс. кв. м. Наиболее крупными введенными объектами ТЦ «Амбар» (90 тыс. кв. м) в Самаре и Лотос Plaza в Петрозаводске (62,5 тыс. кв. м). За три квартала текущего года было введено более 840 тыс. кв. м, что практически соответствует результату аналогичного периода прошлого года (около 850 тыс. кв. м).  Основной объем нового предложения пришелся на Москву (34%), и города с населением не менее 500 тыс. чел. (33%). По прогнозам аналитиков JLL, ввод торговых площадей в России по итогам текущего года может составить около 1,7-1,8 млн. кв. м.

Кроме того, эксперты отмечают снижение активности девелоперов в торговых центрах в регионах, что связано как со сдержанным спросом ритейлеров в отношении будущих проектов, так и с ограниченным доступом к заемному капиталу.

«По нашему мнению, в ближайшей перспективе строительство новых торговых центров начинаться не будет, за исключением проектов, уже обеспеченных финансированием или реализуемых за счет собственных средств. В результате мы получим эффект 2009 года – “провал” в объемах нового ввода в течение ближайших лет», - отмечает Татьяна Ключинская.


иГРОКИ РЫНКА

Консалтинг и брокеридж

JLL

журнал CRE 9-10 (387-388)

Май (1-2)
CRE №9-10 Ознакомиться с PDF-версией можно ЗДЕСЬ   Номер вышел при поддержке MD Facility Management www.mdpm.ru   City&Malls PFM www.cmpfm.ru   Raven Russia www.rrpa.ru   Radius Group www.radiusrussia.com В НОМЕРЕ:   Фоторепортаж CRE Moscow AWARDS 2021: почти голливудская история   Девелопмент Не время перекраивать офисные карты   Актуально Из жизни принимающих отдыхающих Сможет ли ажиотажный спрос изменить отношение к южным курортам России?   Законодательство ...

Популярное

Сделка

Сделка по продаже «Пекина» завершена

Покупателем выступил входящий в «Союз Маринс Групп» «Гостиничный Комплекс «Жемчужина». Продавцом ОАО «Бэйджинг-Инвест» - структура ГК «Галс». Сумма сделки оценивалась в 4,8 млрд рублей.

17.06
Сделка

Сделка по продаже БЦ «Технополис Пулково» закрыта

«Корпорация Стерх» приобрела бизнес-центр площадью 43 тыс. кв. м. Это крупнейшая инвестиционная сделка на петербургском рынке офисов класса А за всю историю. Консультантом выступила компания JLL.
17.06
События

Pro FM открыла Центр Компетенций в Comcity

Управляющая компания открыла в офисном парке Центр Инженерных Компетенций. Торжественное мероприятие, посвященное открытию проекта, состоялось 9 июня.

17.06
Игроки рынка

O1 Properties стала более стильной

Инвестиционная компания обновила фирменный стиль и сформулировала основные ценности – создание условий для процветания бизнеса арендаторов, повышение экологической эффективности и развитие комфортной городской среды.

18.06
Назначения

Евгения Хакбердиева расширяет полномочия в Knight Frank

В дополнение к должности директора департамента Евгения назначена региональным директором департамента торговой недвижимости международной консалтинговой компании.

18.06
Сделка

Ozon арендовал склад в «RAUM Бугры» под DarkStore

Площадь арендованного помещения составила 3000 кв. м.
17.06
Сделка

«Норникель» приземлился в Renaissance Center

Компания арендовала в петербургском БЦ офисный блок площадью 450 кв. м. Брокером сделки выступила компания Bright Rich | CORFAC Int.

18.06

подпишись НА эксклюзивные новости cre