По мнению экспертов JLL, увеличение уровня вакансии связано, прежде всего, с существенным увеличением предложения с начала года и активной ротацией арендаторов. Так, за три квартала текущего года на московский рынок вышло 285 тыс. кв. м качественных площадей в торговых центрах, что в 1, 5 раза превышает объем совокупного ввода за прошлый год.
В третьем квартале было введено в эксплуатацию 2 объекта - ТЦ «Водный» (32 тыс. кв. м) и ТЦ «Алфавит» (11 тыс. кв. м). Таким образом, квартальный результат на 20% превысил результат аналогичного периода прошлого года, когда было введено 35 тыс. кв. м.
«Традиционно 3-й квартал не отличается высокими объемами ввода – обычно девелоперы выводят на рынок основной объем площадей к концу года. Так, и в этом году в 4-м квартале мы ожидаем наибольший объем ввода – пять торговых центров суммарной арендуемой площадью более 450 тыс. кв. м заявляют о своем открытии. Если все анонсированные проекты будут реализованы в срок, объем ввода новых площадей по итогам 2014 года превысит 750 тыс. кв. м, что станет рекордным показателем за всю историю рынка», - комментирует Татьяна Ключинская, директор по России и СНГ, начальник департамента торговых площадей компании JLL.
Волатильность валютного курса повлияла на увеличение сроков принятия решений арендаторами, что в свою очередь влияет на скорость заполнения торговых центров. Так, в следующем году аналитики ожидают дальнейшего роста уровня вакансии в связи со значительным объемом ввода новых объектов, а также пересмотром некоторыми ритейлерами планов по развитию в связи с ослаблением покупательской способности россиян и, как следствие, снижением темпов роста розничных продаж. Согласно данным аналитиков JLL, средняя ставка в качественных объектах Москвы находится на уровне 0,5-1,8 $ за кв. м в год, а максимальная – 3-4,5$ за кв. м в год.
Несмотря на существенное увеличение торговых площадей (к концу 3 квартала объем предложения достиг 3,8 млн кв. м), Москва по-прежнему уступает не только крупнейшим городам Европы, но и северной столице Санкт-Петербургу. Так, обеспеченность на 1 тыс. чел. В Москве составляет 319 кв. м, в то время как в Санкт-Петербурге уровень обеспеченности торговыми площадями достиг 407 кв. м.
В 3-м квартале 2014 года свои первые магазины в Москве открыли такие новые бренды, как TwinSet (одежда), Unode50 (бижутерия и ювелирные украшения), Crate&Barrel (мебель и предметы интерьера), Penti (белье), A.Lange&Sohne (элитные часы), а также появилась первая кондитерская известной американской сети Magnolia Bakery.
Что касается российского рынка в целом, то по итогам 3 квартала рынок увеличился на 272 тыс. кв. м. Наиболее крупными введенными объектами ТЦ «Амбар» (90 тыс. кв. м) в Самаре и Лотос Plaza в Петрозаводске (62,5 тыс. кв. м). За три квартала текущего года было введено более 840 тыс. кв. м, что практически соответствует результату аналогичного периода прошлого года (около 850 тыс. кв. м). Основной объем нового предложения пришелся на Москву (34%), и города с населением не менее 500 тыс. чел. (33%). По прогнозам аналитиков JLL, ввод торговых площадей в России по итогам текущего года может составить около 1,7-1,8 млн. кв. м.
Кроме того, эксперты отмечают снижение активности девелоперов в торговых центрах в регионах, что связано как со сдержанным спросом ритейлеров в отношении будущих проектов, так и с ограниченным доступом к заемному капиталу.
«По нашему мнению, в ближайшей перспективе строительство новых торговых центров начинаться не будет, за исключением проектов, уже обеспеченных финансированием или реализуемых за счет собственных средств. В результате мы получим эффект 2009 года – “провал” в объемах нового ввода в течение ближайших лет», - отмечает Татьяна Ключинская.
Исследования рынка
Обзор торговой недвижимости Москвы за 3 квартал 2014 г.
Как отмечают эксперты, экономическая ситуация привела к существенному росту уровня вакансии в торговых центрах Москвы с 3,5% до 6%.
13.10.2014
4208