1. Клубный офис отличается от обычного небольшим числом арендаторов. В идеале все площади такого офиса занимает одна компания, но чаще речь идет о двух-трех. Арендаторы могут размещаться в разных корпусах, но при этом находятся в едином комплексе, объединенном внутренней территорией, закрытой от посторонних.
2. Рост интереса к клубным офисам в Москве – достаточно закономерное явление. После появления клубного жилья, ориентированного на строго ограниченное число пользователей, логичным продолжением стало возникновение клубных офисных пространств. Сегодня рынок активно откликается на спрос появлением новых проектов в данном формате.
3. Прежде спрос на клубные офисы в Москве удовлетворяли столичные особняки – отреставрированные исторические объекты со статусным адресом в востребованных районах города (в пределах Садового кольца). Сегодня объемы предложениях таких объектов в столице стремятся к нулю.
4. Формат клубного офиса предполагает расположение в ЦАО. Самые статусные и востребованные такие офисы, в частности, находятся в районе Кремля и в Замоскворечье (деловой дом Domino, «Романов двор», «Воздвиженка Центр», «Бутик-офис», Bruce Premier Office).
5. Запросы компаний – арендаторов клубных офисов растут: им требуется и клубность, и хороший адрес, и при этом более качественные и крупные площади с дополнительными возможностями. Здание клубного офиса должно отличаться отделкой, инженерией высокого класса. Исторические особняки уже не отвечают растущим требованиям арендаторов.
6. Основную долю спроса на клубные офисы в Москвы формируют крупные российские и западные компании, которые, как правило, размещают небольшой фронт-офис площадью до 3 тыс. кв.м в центре и бэк-офис - за пределами ТТК. Кроме того, в этом сегменте арендаторами выступают компании, для которых важна имиджевая составляющая бизнеса – например, банки и консалтинговые фирмы.
7. Объем предложения площадей в клубных бизнес-центрах Москвы сегодня явно не способен удовлетворить растущий спрос, на 90% сосредоточенный в пределах ЦАО, где новое строительство ограничено городскими властями. Единственным способом пополнения объемов клубных офисных площадей в центре столицы остается реновация и реконструкция уже существующих объектов.
8. Ставки аренды в грамотно реконструированных особняках и новых офисах клубного формата находятся на верхней границе ценового диапазона для офисных помещений класса А, составляя в среднем 900 долларов за кв.м в год.
9. Характерная черта клубных офисов – предоставленная арендаторам возможность пользоваться такими привлекательными площадками, как терраса, балкон, эксплуатируемая кровля, которые можно обустраивать по своему усмотрению – для отдыха или работы.
10. Несмотря на то, что сегмент современных клубных офисов в Москве пока развит слабо, перспективы у него есть, так как спрос на небольшие уникальные здания «для своих» постоянно растет. Поэтому в ближайшем будущем можно ожидать роста предложения объемов качественных офисных площадей в клубных БЦ. В частности, такие проекты могут быть реализованы на территории реконструируемых промзон.
Материал подготовил Дмитрий Тарасов, директор департамента аренды компании KR Properties.
10 фактов Вам надо знать о…
10 фактов о клубных офисах в Москве
13.10.2014
5503