Было бы необдуманно опровергать текущую непростую ситуацию на рынке. В очередной раз цикл сменился и мы работаем сегодня с рынком арендатора. Платежеспособных арендаторов на сегодняшний день немного, этот факт постепенно меняет мировоззрение собственников. Для того, чтобы помещения не простаивали, бОльшая часть собственников стала гибче, стараясь договориться с потенциальным арендатором. На текущий момент мы можем говорить о падении рынка на 30%, но не стоит забывать, что рубль сам себя дисконтировал. Так как рынок был полностью привязан к доллару и ставки номинировались в большинстве случаев в этой же валюте, соответственно, и это падение стало результатом валютных колебаний. Сегодня рынок постепенно трансформируется из валютного в рублевый.
Трудно не согласиться с тем, что московский стрит-ритейл – это закрытый рынок, где существует определенное количество торговых коридоров и ограниченное количество ликвидных помещений, которые гарантировано востребованы. Новых объектов на первой линии домов в топовых торговых коридорах практически не появляется, поэтому востребованность объектов стрит-ритейла в такой локации высокая, вне зависимости от общей тенденции рынка. Собственники помещений в этом случае прекрасно отдают себе в этом отчет. Так, например, Столешников переулок в своей ликвидной части, от Петровки до Дмитровки, имеет определенное количество объектов и нового предложения здесь не будет. Соответственно, это закрытый рынок, где циркулируют только арендаторы. В условиях кризиса на таком участке складывается следующая ситуация: когда срок договора аренды заканчивается, или арендаторы, не выдержав конкуренции, уходят, собственники находят замену. При этом они «держат марку» и сохраняют уровень арендной ставки, сохраняют специальные условия, даже если это грозит им простоем помещения. Хотя справедливости ради стоит отметить, что простоев здесь практически не бывает. Собственник заранее начинает поиск арендатора и их смена происходит часто даже без кассовых разрывов. Таким образом, говорить о том, что в Столешниковом переулке рынок арендатора было бы некорректно. Дело не в том, что люксовый сегмент не подвержен кризисным течениям, топовые места и в более демократичных районах, и в густонаселенных спальных районах по-прежнему могут быть ориентированы только на валюту, даже без установления валютных коридоров, опираясь только на ЦБ. И даже в кризисные времена такие объекты будут востребованы арендаторами, которые ждали освобождения этих площадей. Таких мест и помещений немного, но они есть.
По нашим прогнозам ликвидные участки торговых коридоров Москвы, такие как Камергерский переулок, Столешников переулок, частично Кузнецкий мост, максимально долго будут стараться сохранять высокие ставки на объекты стрит-ритейла. Резкого изменения ситуации здесь ждать не стоит. Специфика нашего рынка в том, что в условиях его закрытости, экономический кризис вносит корректировки только для спорных и мало ликвидных помещений. Площадки в «правильном месте» востребованы и сейчас и речь о дисконтировании здесь не идет.