На рынок арендатора в рамках стрит-ритейла и экономические реалии

Виктория Камлюк – директор направления стрит-ритейл, Knight Frank
4927

Было бы необдуманно опровергать текущую непростую ситуацию на рынке. В очередной раз цикл сменился и мы работаем сегодня с рынком арендатора. Платежеспособных арендаторов на сегодняшний день немного, этот факт постепенно меняет мировоззрение собственников.  Для того, чтобы помещения не простаивали, бОльшая часть собственников стала гибче, стараясь договориться с потенциальным арендатором.  На текущий момент мы можем говорить о падении рынка на 30%, но не стоит забывать, что рубль сам себя дисконтировал. Так как рынок был полностью привязан к доллару и ставки номинировались в большинстве случаев в этой же валюте, соответственно, и это падение стало результатом валютных колебаний. Сегодня рынок постепенно трансформируется из валютного в рублевый.

Трудно не согласиться с тем, что московский стрит-ритейл – это закрытый рынок, где существует определенное количество торговых коридоров и ограниченное количество ликвидных помещений, которые гарантировано востребованы. Новых объектов на первой линии домов в топовых торговых коридорах практически не появляется, поэтому востребованность объектов стрит-ритейла в такой локации  высокая, вне зависимости от общей тенденции рынка. Собственники помещений в этом случае прекрасно отдают себе в этом отчет. Так, например, Столешников переулок в своей ликвидной части, от Петровки до Дмитровки, имеет определенное количество объектов и нового предложения здесь не будет. Соответственно, это закрытый рынок, где циркулируют только арендаторы. В условиях кризиса на таком участке складывается следующая ситуация: когда срок договора аренды заканчивается, или арендаторы, не выдержав конкуренции, уходят, собственники находят замену. При этом они «держат марку» и сохраняют уровень арендной ставки, сохраняют специальные условия, даже если это грозит им простоем помещения. Хотя справедливости ради стоит отметить, что простоев здесь практически не бывает. Собственник заранее начинает поиск арендатора и их смена происходит часто даже без кассовых разрывов. Таким образом, говорить о том, что в Столешниковом переулке рынок арендатора было бы некорректно.  Дело не в том, что люксовый сегмент не подвержен кризисным течениям, топовые места и в более демократичных районах, и в густонаселенных спальных районах по-прежнему могут быть ориентированы только на валюту, даже без установления валютных коридоров, опираясь только на ЦБ. И даже в кризисные времена такие объекты будут востребованы арендаторами, которые ждали освобождения этих площадей.  Таких мест и помещений немного, но они есть.

По нашим прогнозам ликвидные участки торговых коридоров Москвы, такие как Камергерский переулок, Столешников переулок, частично  Кузнецкий мост, максимально долго будут стараться сохранять высокие ставки на объекты стрит-ритейла. Резкого изменения ситуации здесь ждать не стоит. Специфика нашего рынка в том, что в условиях его закрытости, экономический кризис вносит корректировки только для спорных и мало ликвидных помещений. Площадки в «правильном месте» востребованы и сейчас и речь о дисконтировании здесь не идет.



иГРОКИ РЫНКА

Камлюк Виктория

журнал CRE 7(441)

Июль
Вышел из печати CRE №7 (441) Стратегические партнеры журнала в 2024 году: PIONEER, ADG group Читайте в номере: АКТУАЛЬНО Ушли в коммерцию: перейдут ли инвесторы из жилой недвижимости в коммерческую? Эксперты журнала ожидают возвращения интереса к коммерческой недвижимости у игроков рынка, однако подчеркивают, что процесс этот не будет слишком активным. ТЕМА НОМЕРА Это моя поляна: как укрупнение сегмента девелопмента влияет на отрасль и отдельные ее направления. УПРАВЛЕНИЕ ...

Популярное

Источник: Kanzler
Экспертный анализ

Кодовое слово: как менялся дресс-код на рынке недвижимости

Лето-2024 стало одним из самых жарких в истории наблюдений, и семь из десяти компаний Москвы и Подмосковья, по данным SuperJob, смягчили дресс-код. При этом, многие сотрудники российских бизнесов поддерживают соблюдение стандартов даже летом: 36% опрошенных «Авито» считают, что носить прозрачную одежду на работе категорически нельзя, 31% против ношения маек, кроп-топов и «вещей с оголённой талией», 29% — шорт, но только на мужчинах. Ещё 26% не радуют тапочки или сланцы коллег, 22% респондентов-женщин – глубокие декольте, и только 31% респондентов не раздражает ничего. Ведущие эксперты российского рынка недвижимости, ритейла, логистики и индустрии гостеприимства вспомнили для CRE, как менялся дресс-код в отрасли за тридцать лет, и поделились, что можно, а что нельзя в их офисах и вне офисов (но в рабочее время) сегодня.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
22.07
Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (15-21 июля)

Готовящаяся сделка Radius Group и Ozon, новый крупный склад под Уфой, новости Accent Capital, O1 Properties и У Aspace, блины в красноярской «Планете», крупные складские сделки в Петербурге и Москве, ход работ в Stone Ленинский, а также новая статья из журнала CRE Retail - в нашей традиционной подборке. 
21.07
Источник: SOK
Экспертный анализ

Наденьте это немедленно

38% сотрудников российских компаний всегда придерживаются правил дресс-кода, хотя он их и раздражает. 35% нарушали их, но очень редко, а 40% считают важным соблюдение дресс-кода в офисах в принципе. CRE продолжает серию летних публикаций о том, как менялся дресс-код на рынке недвижимости, в ритейле, логистике, индустрии гостеприимства и смежных сегментах.

Продолжение. Начало - здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
23.07
Источник: cre.ru
Проект

«Гранель» построит склад для Ozon

Ozon займет склад, который построит «Гранель» в Новой Москве.
 
22.07
Источник: Пресс-служба Business Club
Игроки рынка

Business Club построит премиальный БЦ на Ходынке

Business Club презентовал бизнес-центр нового формата.

24.07
Источник: Пресс-служба «Мантера»
Открытие

В Олимпийском парке открывается премиальный отель

В Сочи откроется отель Mantera Supreme Seaside.  
 
26.07
Источник: Pridex
Открытие

Штаб-квартира «Уральской Стали» переехала на Пресню

Головной офис одного из лидеров металлургического рынка площадью 4 тыс. кв. м реализован компанией Pridex на территории бывшего лакокрасочного завода братьев Мамонтовых.
23.07

подпишись НА эксклюзивные новости cre