Итоги года на рынке апартаментов Москвы

Доля апартаментов на рынке жилья за 2014 г. выросла с 29% до 36%, а средняя цена квадратного метра увеличилась на 22,8%, достигнув суммы в 286 500 руб., отмечают аналитики «Метриум групп».
6446
Согласно данным «Метриум групп», в 2014 г. на рынок апартаментов Москвы вышло 26 проектов (25 проектов в 2013 г.). Число комплексов в продаже в 2013 году увеличилось в 1,5 раза, в 2014 – в 1,4 раза. Объем реализуемых апартаментов вырос в 2,5 и 1,9 раз соответственно.

Наибольшая доля проектов была представлена в сегменте бизнес – 54%. Среди крупнейших проектов бизнес-сегмента МФК «Лайнер» (163 800 кв.м) и МФК «Искра-парк» (76 800 кв.м). За год объем апартаментов бизнес-класса вырос в 2,4 раза, доля в структуре предложения увеличилась на 12,7 п.п. и составила 61%. В массовом и элитном сегментах рост объема предложения оказался существенно ниже, в результате их доли уменьшились на 11,6 п.п. и 1,1 п.п. соответственно.

Что касается территориального распределения предложения, то в 2014 г. ситуация существенно не изменилась: лидером остается Центральный округ (46,7% от общего объема предложения), при этом около половины реализуемых проектов приходится на САО.

Средняя цена за кв. м на рынке апартаментов за год выросла на 22,8%, и составила 286 500 руб., согласно данным «Метриум Групп». Как отмечают аналитики, столько активная динамика связана с падением курса рубля. Последнее спровоцировало рост цен не только в тех проектах, где цены анонсировались в валюте, но и в остальных комплексах. «Многие компании вынуждены были несколько раз приостанавливать продажи в декабре с целью пересмотра ценовой политики», - комментирует Анна Соколова, директор департамента аналитики и консалтинга «Метриум Групп».

Максимальный рост средней цены отмечен в ЗАО (+50,2%), САО (41,5%), ЦАО (+24,6%), СЗАО (+22,9%). В некоторых округах на изменение средней цены кв.м помимо роста курса доллара значительное влияние оказал также выход новых проектов. Так, в ЗАО большую роль в увеличении средней цены сыграло появление элитного комплекса Atlantic Apartments, в САО – увеличение доли бизнес-класса за счет открытия продаж в нескольких крупных комплексах. В отдельных округах выход новых проектов отразился в понижении средней цены кв.м: в СВАО – на 23,3%, в ЮЗАО – на 19,1%, в ВАО - на 7%.

Среди основных тенденций на рынке апартаментов прошедшего года аналитики отмечают увеличение рынка, несмотря на критическое отношение властей. Пока законодательные инициативы находились в разработке, новые проекты  с апартаментами в тенденции последних трех лет продолжали выходить на рынок высокими темпами. Число комплексов в продаже увеличилось за год в 1,4 раза. Объем реализуемых апартаментов практически удвоился. В ноябре было принято постановление, согласно которому апартаменты смогут размещаться только в гостиницах и других объектах, предназначенных для временного пребывания людей (апарт-отели, мотели, хостелы, сюит-отели и другое). Это постановление явилось первым шагом к регулированию рынка апартаментов. В 2015 году ожидается принятие других законодательных актов, которые окажут более серьезное воздействие на дальнейшее развитие этого формата жилья.
В массовом сегменте (преимущественно в 1 и 4 кварталах) наблюдалось существенное увеличение покупательской активности. С октября по декабрь продажи выросли относительно соответствующего периода прошлого года как минимум в 2 раза.

В бизнес-классе продажи были не такими активными. Застройщики привлекали покупателей различными акциями. В большинстве случаев они представляли собой специальные цены на выборочные лоты. В отличие от квартир бизнес-класса, цены на апартаменты в этом сегменте преимущественно номинированы в долларах. Падение рубля заставило многих застройщиков зафиксировать внутренний курс доллара в своих проектах, который они также в 2014 году периодически повышали. В элитном классе фиксация курса или перевод цен в рубли наблюдались значительно реже, чем в бизнес-классе. Преимущественно цены озвучивались в долларах по курсу Центробанка. При этом в ходе телефонного интервью выяснялось, что на переговорах возможна существенная скидка – до 30-40%.
Учитывая ухудшение экономической ситуации, аналитики прогнозируют падение покупательской активности.

«Спрос, хоть и в меньшем объеме, будет сконцентрирован в наиболее успешных проектах в доступном ценовом диапазоне, с продуманной концепцией и наличием инфраструктурной составляющей. Снизятся и темпы выхода новых проектов, на что помимо экономического фактора окажет влияние принятый в ноябре запрет на строительство апартаментов как отдельных капитальных объектов, - комментирует Анна Соколова. -  Значительно серьезнее может измениться рынок апартаментов в более долгосрочной перспективе. Увеличение налога до 2% может снизить спрос на апартаменты, особенно в массовом сегменте. В результате данный формат вернется к развитию преимущественно в элитном классе.

Кроме того, в следующем году планируется разработать поправки в градостроительный кодекс, в которых будет дано четкое определение апартаментов и приведена их классификация (жилые апартаменты, апартаменты в составе МФК, апарт-отели). Предполагается, что в зависимости от класса к апартаментам будут применяться различные нормы и налоговые ставки. Процесс разработки и принятия этих поправок может быть не быстрым,, в связи с чем кардинальное изменение вектора развития рынка апартаментов мы увидим не раньше 2016 года, и направление его будет зависеть от принятых мер».

Проекты с апартаментами, вышедшие на рынок в 2014 году



журнал CRE 11(445)

Декабрь 2024
Вышел из печати CRE №10 (444). Стратегический партнер журнала -  компания Pioneer  Конец года – время подводить итоги. Лучшие эксперты рынка коммерческой недвижимости рассказывают, что происходило в девелопменте, инвестировании, консалтинге, управлении недвижимостью. - Ключевой раунд: девелоперы упали и очнулись. - Не в одну корзину: куда выведут рынок инвестиционные рекорды 2024-го? - Разговорный жанр: консультанты снова стали самыми важными на рынке. - Управделами и пре...

Популярное

Источник: Риотэкс
Сделка

В БЦ «РТС «Партизанская» больше нет площадей

Компания Риотэкс в ноябре и декабре заключила сделки аренды совокупной площадью более 2 000 кв. м, что позволило довести заполняемость офисного центра до 100%.
16.12
Источник: CRE
События

CRE X-MAS: Итоги 2024 и ожидания 2025

В офисах, складах и даже торговых центрах рекордно низкая вакантность, инвестиционные сделки перевалили за триллион, недвижимость дорожает вместе с себестоимостью строительства и управлением, системные арендаторы идут покупать, а системные арендодатели продавать, девелоперы обещают много строить, а ЦБ обещает заградительную ставку еще на пару лет - это и многое другое обсудили лидеры рынка коммерческой недвижимости на итоговом мероприятии CRE X-mas 2025.
15.12
Источник: Accent Capital
Сделка

Accent Capital продал СК «А-Терминал»

Мультитемпературный склад площадью 55 600 кв. м находился в управлении компании с 2009 года. Теперь он перешел к другому институциональному инвестору. Консультантом сделки выступила компания CORE.XP. Сумма сделки не разглашается.
17.12
Источник: MR Group
Проект

MR Group добралась до крыши штаб-квартиры Яндекса

В настоящее время на финальную стадию вышли строительные работы по наружным сетям и внутренней отделке подземной части и инженерных помещений. Ведется устройство фасадов и кровли, монтаж внутренних инженерных систем и лифтов. 
16.12
Источник: CRE
Открытие

«Термолэнд» открылся у Речного вокзала

Площадь нового проекта от ГК «Основа» составила 5 000 кв. м. Он расположен на Ленинградском шоссе рядом с парком Северного речного вокзала.
16.12
Источник: CRE
Экспертный анализ

Камень точит: «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом

Несмотря на жёсткую денежно-кредитную политику государства, кратный рост e-commerce с переходом даже импульсных покупок в онлайн, очевидно неравноценные конкурентные условия у традиционных магазинов и маркетплейсов, инфляцию, рост курса валют, усложнявшуюся и дорожавшую логистику и кадровый голод, «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом. Сложности и заградительная стоимость поездок в другие страны и по России, дефицит доступного досугового предложения даже в Москве и Петербурге сделали то, что у ритейлеров не получалось все четыре года после пандемии коронавируса и событий-2022: в «каменную розницу» возвращались самые интересные для них покупатели – «атмосферные», с высоким средним чеком, но и высокими же требованиями к сервису и качеству клиентского опыта.

Продолжение. Начало см. здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.12
Источник: Пресс-служба Pridex
Назначения

Двойное усиление: Pridex Spaces укрепляет команду

Компания объявляет сразу о двух ключевых назначениях.
 
19.12

подпишись НА эксклюзивные новости cre