Согласно данным «Метриум групп», в 2014 г. на рынок апартаментов Москвы вышло 26 проектов (25 проектов в 2013 г.). Число комплексов в продаже в 2013 году увеличилось в 1,5 раза, в 2014 – в 1,4 раза. Объем реализуемых апартаментов вырос в 2,5 и 1,9 раз соответственно.
Наибольшая доля проектов была представлена в сегменте бизнес – 54%. Среди крупнейших проектов бизнес-сегмента МФК «Лайнер» (163 800 кв.м) и МФК «Искра-парк» (76 800 кв.м). За год объем апартаментов бизнес-класса вырос в 2,4 раза, доля в структуре предложения увеличилась на 12,7 п.п. и составила 61%. В массовом и элитном сегментах рост объема предложения оказался существенно ниже, в результате их доли уменьшились на 11,6 п.п. и 1,1 п.п. соответственно.
Что касается территориального распределения предложения, то в 2014 г. ситуация существенно не изменилась: лидером остается Центральный округ (46,7% от общего объема предложения), при этом около половины реализуемых проектов приходится на САО.
Средняя цена за кв. м на рынке апартаментов за год выросла на 22,8%, и составила 286 500 руб., согласно данным «Метриум Групп». Как отмечают аналитики, столько активная динамика связана с падением курса рубля. Последнее спровоцировало рост цен не только в тех проектах, где цены анонсировались в валюте, но и в остальных комплексах. «Многие компании вынуждены были несколько раз приостанавливать продажи в декабре с целью пересмотра ценовой политики», - комментирует Анна Соколова, директор департамента аналитики и консалтинга «Метриум Групп».
Максимальный рост средней цены отмечен в ЗАО (+50,2%), САО (41,5%), ЦАО (+24,6%), СЗАО (+22,9%). В некоторых округах на изменение средней цены кв.м помимо роста курса доллара значительное влияние оказал также выход новых проектов. Так, в ЗАО большую роль в увеличении средней цены сыграло появление элитного комплекса Atlantic Apartments, в САО – увеличение доли бизнес-класса за счет открытия продаж в нескольких крупных комплексах. В отдельных округах выход новых проектов отразился в понижении средней цены кв.м: в СВАО – на 23,3%, в ЮЗАО – на 19,1%, в ВАО - на 7%.
Среди основных тенденций на рынке апартаментов прошедшего года аналитики отмечают увеличение рынка, несмотря на критическое отношение властей. Пока законодательные инициативы находились в разработке, новые проекты с апартаментами в тенденции последних трех лет продолжали выходить на рынок высокими темпами. Число комплексов в продаже увеличилось за год в 1,4 раза. Объем реализуемых апартаментов практически удвоился. В ноябре было принято постановление, согласно которому апартаменты смогут размещаться только в гостиницах и других объектах, предназначенных для временного пребывания людей (апарт-отели, мотели, хостелы, сюит-отели и другое). Это постановление явилось первым шагом к регулированию рынка апартаментов. В 2015 году ожидается принятие других законодательных актов, которые окажут более серьезное воздействие на дальнейшее развитие этого формата жилья.
В массовом сегменте (преимущественно в 1 и 4 кварталах) наблюдалось существенное увеличение покупательской активности. С октября по декабрь продажи выросли относительно соответствующего периода прошлого года как минимум в 2 раза.
В бизнес-классе продажи были не такими активными. Застройщики привлекали покупателей различными акциями. В большинстве случаев они представляли собой специальные цены на выборочные лоты. В отличие от квартир бизнес-класса, цены на апартаменты в этом сегменте преимущественно номинированы в долларах. Падение рубля заставило многих застройщиков зафиксировать внутренний курс доллара в своих проектах, который они также в 2014 году периодически повышали. В элитном классе фиксация курса или перевод цен в рубли наблюдались значительно реже, чем в бизнес-классе. Преимущественно цены озвучивались в долларах по курсу Центробанка. При этом в ходе телефонного интервью выяснялось, что на переговорах возможна существенная скидка – до 30-40%.
Учитывая ухудшение экономической ситуации, аналитики прогнозируют падение покупательской активности.
«Спрос, хоть и в меньшем объеме, будет сконцентрирован в наиболее успешных проектах в доступном ценовом диапазоне, с продуманной концепцией и наличием инфраструктурной составляющей. Снизятся и темпы выхода новых проектов, на что помимо экономического фактора окажет влияние принятый в ноябре запрет на строительство апартаментов как отдельных капитальных объектов, - комментирует Анна Соколова. - Значительно серьезнее может измениться рынок апартаментов в более долгосрочной перспективе. Увеличение налога до 2% может снизить спрос на апартаменты, особенно в массовом сегменте. В результате данный формат вернется к развитию преимущественно в элитном классе.
Кроме того, в следующем году планируется разработать поправки в градостроительный кодекс, в которых будет дано четкое определение апартаментов и приведена их классификация (жилые апартаменты, апартаменты в составе МФК, апарт-отели). Предполагается, что в зависимости от класса к апартаментам будут применяться различные нормы и налоговые ставки. Процесс разработки и принятия этих поправок может быть не быстрым,, в связи с чем кардинальное изменение вектора развития рынка апартаментов мы увидим не раньше 2016 года, и направление его будет зависеть от принятых мер».
Проекты с апартаментами, вышедшие на рынок в 2014 году
Исследования рынка
Итоги года на рынке апартаментов Москвы
Доля апартаментов на рынке жилья за 2014 г. выросла с 29% до 36%, а средняя цена квадратного метра увеличилась на 22,8%, достигнув суммы в 286 500 руб., отмечают аналитики «Метриум групп».
13.01.2015
6416