Как отмечают в JLL, прирост торговых площадей в 2014 г. в России составил 1,63 млн. кв. м, что на 10% ниже показателей предыдущего года. При этом рекордная доля выпала на прирост торговых площадей в Москве – 602,6 тыс.кв. м. (35% от общего прироста предложения в России).
Крупнейшими торговыми центрами 2014 года в Москве стали ТРЦ «Авиапарк» (228,5 тыс. кв. м GLA) и «Вегас Крокус Сити» (112,5 тыс. кв. м), в регионах – ТЦ «Амбар» (90 тыс. кв. м) в Самаре, ТЦ «Гринвич» 4 очередь (85 тыс. кв. м) в Екатеринбурге и ТЦ «Планета» (72,9 тыс. кв. м) в Новокузнецке.
Что касается планов на 2015 г., то девелоперами анонсированы проекты общей площадью 2,6 млн. кв. м. в целом по России. Согласно прогнозам JLL, реально может быть введено не более 1,9 млн. кв. м., что также может стать рекордом для российского рынка. При этом только в Москве анонсирован ввод около 900 тыс. кв. м. По мнению аналитиков JLL, прирост торговых площадей в Москве в 2015 г. может составить около 500 тыс. кв. м., б?ольшую же часть предложения сформируют проекты, открытие которых было перенесено с предыдущего года.
В числе крупнейших проектов 2015 года в Москве – «Кунцево Плаза» (66 тыс. кв. м), Columbus (136 тыс. кв. м), «Ривьера» (100 тыс. кв. м), MARi (70 тыс. кв. м), в регионах – ТЦ «Гудок» в Самаре (115 тыс. кв. м), ТЦ «Арена» (95 тыс. кв. м) в Барнауле и ТРК «Алмаз» (90 тыс. кв. м) в Челябинске.
По итогам 2014 года снижение арендных ставок в торговых центрах Москвы составило до 20%. Средняя ставка аренды варьируется в диапазоне 0,4-1,45 тыс. долл. за кв. м в год, максимальная – 2,4-4,5 тыс. долл. в год. согласно данным JLL.
«В условиях когда московские торговые центры фиксируют снижение покупательской активности, ритейлеры оптимизируют свои затраты на аренду и закрывают нерентабельные магазины. В регионах покупательная способность жителей ниже, чем в столице, и очевидно, что они пострадают в этой ситуации больше, и это также скажется на ставках аренды», - комментирует Татьяна Ключинская, директор по России и СНГ, начальник департамента торговых площадей компании JLL.
В текущей неусточивой экономической ситуации с учетом девальвации рубля происходит переориентация потребительского спроса: наиболее всего к этому чувствительны компании сегмента «средний плюс», которые теряют своих клиентов, в то время как компании низкого ценового сегмента, напротив, приобретают новых покупателей. Как отмечают эксперты, менее всего в кризисное время потеряют продуктовые супермаркеты и гипермаркеты, детские товары и фуд-корт (за исключением ресторанов высокого ценового сегмента).
В 4-м квартале доля вакантных площадей в московских торговых центрах осталась на уровне предыдущего квартала и составила 6%, в то же время в целом за год показатель вырос на 3,5 п.п. В успешных торговых центрах с высокой посещаемостью и конверсией доля вакантных площадей не превышает 1%, что подтверждает их востребованность и в текущий период. Однако учитывая текущую ситуацию с пересмотром ритейлеров своих портфелей брендов, аналитики JLL прогнозируют рост уровня вакансии в ТЦ в 2015 г. до 8%.