На 2015 г. запланирован рекордный ввод ТЦ в России

Однако с учетом текущей макроэкономической ситуации многие эксперты говорят о том, что часть проектов будет приостановлена. Всего на 2015 г. запланировано ввести в эксплуатацию более 2,6 млн. кв. м. по данным JLL.

5348

Как отмечают в JLL, прирост торговых площадей в 2014 г. в России составил 1,63 млн. кв. м, что на 10% ниже показателей предыдущего года. При этом рекордная доля выпала на прирост торговых площадей в Москве – 602,6 тыс.кв. м. (35% от общего прироста предложения в России).

Крупнейшими торговыми центрами 2014 года в Москве стали ТРЦ «Авиапарк» (228,5 тыс. кв. м GLA) и «Вегас Крокус Сити» (112,5 тыс. кв. м), в регионах – ТЦ «Амбар» (90 тыс. кв. м) в Самаре, ТЦ «Гринвич» 4 очередь (85 тыс. кв. м) в Екатеринбурге и ТЦ «Планета» (72,9 тыс. кв. м) в Новокузнецке.

Что касается планов на 2015 г., то девелоперами анонсированы проекты общей площадью 2,6 млн. кв. м. в целом по России. Согласно прогнозам JLL, реально может быть введено не более 1,9 млн. кв. м., что также может стать рекордом для российского рынка. При этом только в Москве анонсирован ввод около 900 тыс. кв. м. По мнению аналитиков JLL, прирост торговых площадей в Москве в 2015 г. может составить около 500 тыс. кв. м., б?ольшую же часть предложения сформируют проекты, открытие которых было перенесено с предыдущего года.

В числе крупнейших проектов 2015 года в Москве – «Кунцево Плаза» (66 тыс. кв. м), Columbus (136 тыс. кв. м), «Ривьера» (100 тыс. кв. м), MARi (70 тыс. кв. м), в регионах – ТЦ «Гудок» в Самаре (115 тыс. кв. м), ТЦ «Арена» (95 тыс. кв. м) в Барнауле и ТРК «Алмаз» (90 тыс. кв. м) в Челябинске.

По итогам 2014 года снижение арендных ставок в торговых центрах Москвы составило до 20%. Средняя ставка аренды варьируется в диапазоне 0,4-1,45 тыс. долл. за кв. м в год, максимальная – 2,4-4,5 тыс. долл. в год. согласно данным JLL.

«В условиях когда московские торговые центры фиксируют снижение покупательской активности, ритейлеры оптимизируют свои затраты на аренду и закрывают нерентабельные магазины. В регионах покупательная способность жителей ниже, чем в столице, и очевидно, что они пострадают в этой ситуации больше, и это также скажется на ставках аренды», - комментирует Татьяна Ключинская, директор по России и СНГ, начальник департамента торговых площадей компании JLL.

В текущей неусточивой экономической ситуации с учетом девальвации рубля происходит переориентация потребительского спроса: наиболее всего к этому чувствительны компании сегмента «средний плюс», которые теряют своих клиентов, в то время как компании низкого ценового сегмента, напротив, приобретают новых покупателей. Как отмечают эксперты, менее всего в кризисное время потеряют продуктовые супермаркеты и гипермаркеты, детские товары и фуд-корт (за исключением ресторанов высокого ценового сегмента).

В 4-м квартале доля вакантных площадей в московских торговых центрах осталась на уровне предыдущего квартала и составила 6%, в то же время в целом за год показатель вырос на 3,5 п.п. В успешных торговых центрах с высокой посещаемостью и конверсией доля вакантных площадей не превышает 1%, что подтверждает их востребованность и в текущий период. Однако учитывая текущую ситуацию с пересмотром ритейлеров своих портфелей брендов, аналитики JLL прогнозируют рост уровня вакансии в ТЦ в 2015 г. до 8%.






журнал CRE 11(445)

Декабрь 2024
Вышел из печати CRE №11 (445). Стратегический партнер журнала -  компания Pioneer  Конец года – время подводить итоги. Лучшие эксперты рынка коммерческой недвижимости рассказывают, что происходило в девелопменте, инвестировании, консалтинге, управлении недвижимостью. - Ключевой раунд: девелоперы упали и очнулись. - Не в одну корзину: куда выведут рынок инвестиционные рекорды 2024-го? - Разговорный жанр: консультанты снова стали самыми важными на рынке. - Управделами и пре...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (16-22 декабря)

«Риотэкс» досдал очередной БЦ и приобрел новый - уже 16-й, в Москве подвели итоги года для разных сегментов коммерческой недвижимости, Accent Capital завершила инвестиционный цикл СК «А-Терминал», MR Group достраивает штаб-квартиру Яндекса, новый «Термолэнд» открылся в Москве, розничной торговле подвели итоги в материале CRE Retail, Pridex Spaces усилила команду, X5 Group может заключить крупнейшую сделку по аренде офисов, а Дом.РФ выставил на продажу землю под склады.
22.12
Источник: Accent Capital
Сделка

Accent Capital продал СК «А-Терминал»

Мультитемпературный склад площадью 55 600 кв. м находился в управлении компании с 2009 года. Теперь он перешел к другому институциональному инвестору. Консультантом сделки выступила компания CORE.XP. Сумма сделки не разглашается.
17.12
Источник: MR Group
Проект

MR Group добралась до крыши штаб-квартиры Яндекса

В настоящее время на финальную стадию вышли строительные работы по наружным сетям и внутренней отделке подземной части и инженерных помещений. Ведется устройство фасадов и кровли, монтаж внутренних инженерных систем и лифтов. 
16.12
Источник: CRE
Открытие

«Термолэнд» открылся у Речного вокзала

Площадь нового проекта от ГК «Основа» составила 5 000 кв. м. Он расположен на Ленинградском шоссе рядом с парком Северного речного вокзала.
16.12
Источник: CRE
Экспертный анализ

Камень точит: «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом

Несмотря на жёсткую денежно-кредитную политику государства, кратный рост e-commerce с переходом даже импульсных покупок в онлайн, очевидно неравноценные конкурентные условия у традиционных магазинов и маркетплейсов, инфляцию, рост курса валют, усложнявшуюся и дорожавшую логистику и кадровый голод, «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом. Сложности и заградительная стоимость поездок в другие страны и по России, дефицит доступного досугового предложения даже в Москве и Петербурге сделали то, что у ритейлеров не получалось все четыре года после пандемии коронавируса и событий-2022: в «каменную розницу» возвращались самые интересные для них покупатели – «атмосферные», с высоким средним чеком, но и высокими же требованиями к сервису и качеству клиентского опыта.

Продолжение. Начало см. здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.12
Источник: Пресс-служба Pridex
Назначения

Двойное усиление: Pridex Spaces укрепляет команду

Компания объявляет сразу о двух ключевых назначениях.
 
19.12
Источник: ГК «Риотэкс»
Сделка

ГК «Риотэкс» купила два бизнес-центра Capital Group

Общая площадь БЦ «Авиньон 1»  и «Авиньон 2» составляет 17 000 кв. м. После реновации объект войдет в сеть РТС и получит название «РТС «Чертановская».
18.12

подпишись НА эксклюзивные новости cre