Деловой центр «Москва-Сити» – пока единственный в России подобного рода проект, отличающийся не только своими масштабами и высотностью возводимых зданий. Здесь на сравнительно небольшой для города территории в 60 га к 2018 году – году окончания строительства всех объектов в Сити – будет построено 23 проекта (на данный момент уже функционируют одиннадцать объектов, ведется строительство семи объектов, остальные находятся в стадии проектирования). Динамичное и, главное, гармоничное развитие этого делового района невозможно без грамотного и системного подхода в управлении.
Как известно, многие мировые центры, являющиеся средоточием деловой жизни не только региона, но и страны, находятся в управлении специально созданных для этих целей, как правило, частных структур. Хотя в случае с парижским кварталом La Defanse дело обстоит несколько иначе: управляющая компания играет, своего рода, роль мэрии, в чьи функции входит решение абсолютно всех вопросов, включая и выдачу разрешений на строительство. Эксплуатацией ММДЦ занимается ОАО «СИТИ», однако от других мировых аналогов московский деловой центр существенно отличает наличие Координационного совета, объединяющего собственников всех площадок и зданий, инвесторов, представителей управляющих компаний и компаний-застройщиков. В задачи совета входит регулирование взаимодействия собственников объектов, эксплуатирующих организаций и органов государственной власти для более быстрого и действенного диалога между ними.
Одной из ключевых является транспортная ситуация в Сити – ей уделяется большое внимание. Волнующий многих вопрос с автомобильным паркингом будет решаться с помощью единого парковочного брокера – его запуск запланирован на конец первого квартала 2015 года. Эта система позволит консолидировано отслеживать, и заполнять свободные машино-места на подземных парковках с помощью информационных табло и мобильного приложения. На начальном этапе в единую сеть будут объединены два многофункциональных комплекса, но в каждом проекте появятся машино-места, включенные в единую брокерскую систему. Такой подход применятся во многих бизнес- кварталах всего мира. Для улучшения ситуации с парковочными местами в конце декабря 2014 года была запущена единая служба такси.
В настоящее время ведется активная работа по созданию концепции развития всей территории Сити. Разрабатывается поэтапный план, предусматривающий целый комплекс работ, включая благоустройство территории, функциональное программирование пространства между башнями и их возможности дальнейшего использования, разработку систем навигации (автомобильной и пешеходной), освещения, заградительных сооружений от ветра и многое другое. Изначально архитектурная концепция района представляла собой концентрическую систему с постепенным спиралевидным возрастанием высотности зданий, внутри которой должно было расположиться общественное пространство с парковой зоной. По мере реализации произошли большие изменения: отказались от «спиральной» идеи, парка, вместо которого появился ТРЦ «Афимолл Сити», и целого ряда проектов. В результате многие нюансы приходится исправлять и дорабатывать. Для этого был предпринят ряд консультаций с ведущими экспертами и урбанистами мирового класса – специалистами института «Стрелка», коллегами из Парижа, Лондона, Сингапура. Также плотная работа проводилась с представителями международного консорциума «Меганом», победителя конкурса на проект развития территорий около Москвы-реки. По проекту архитекторов, окружающая Сити набережная превратится в «порт будущего» с просторным парком и пешеходными зонами. Такая концепция за счет развития досуговой составляющей позволит разнообразить функциональное назначение делового центра, преобразовать его в полноценный культурно-деловой кластер.
Также идет работа над воплощением интересного замысла, заложенного в первоначальном проекте Сити. Имеется в виду подземная галерея, которая, по планам архитекторов, соединит все объекты Сити – и башни, и центральное ядро. Вскоре закончатся работы в подземной части делового комплекса «Империя»; чуть позже откроется часть галереи под башнями «Евразия» и «Федерация». По мере ввода объектов в эксплуатацию ожидается, что все они будут соединены подземным уровнем. В условиях нашего климата это решение представляется очень правильным и удобным (к слову, подобная галерея имеется в деловом центре Торонто).
Одним из возможных вариантов развития Сити могло бы стать расширение территории Краснопресненского парка за счет переноса выставочного комплекса «Экспоцентр» за МКАД. Это не только решило бы целый ряд транспортных проблем (ведь 90% пробок в Сити возникает в период проведения выставок), но и существенно улучшило бы экологическую ситуацию всего района. Этот участок вместе с благоустроенными набережными мог бы сравниться по красоте и функциональности с парками в центре Парижа и Лондона, и даже составить конкуренцию Центральному парку Нью-Йорка. Остается надеяться, что это удастся реализовать – пусть и в далекой перспективе.
Точка зрения
Точка зрения на управление и развитие ММДЦ «Москва-Сити»
Дмитрий Гранов, президент ОАО «СИТИ», управляющей компании ММДЦ «Москва-Сити».
22.01.2015
7835