Владимир Иванов, управляющий партнер ГК «Спектрум»
В связи с глобальными изменениями в девелопменте объектов недвижимости меняется вся индустрия строительства. Девелоперы стремятся создавать сложные, уникальные по архитектурным формам многофункциональные здания с множественными технологиями (пример – ТПУ), при этом ужесточаются требования к срокам реализации – сегодня строить нужно не только качественно, но и очень быстро. Успех проектов, в свою очередь, зависит от наличия проверенной методологии управления, слаженности действий команды, играющей по одним правилам, от скорости принятия решений и тонкой подстройки процессов управления проектом и строительством.
В Спектруме всегда уделялось самое пристальное внимание технологии управления качеством, которая уже 10 лет назад была прописана нами и использовалась как handbookдля любой из команд управления строительством/строительного контроля на любой из наших строек. Кстати, рекомендуем всем заказчикам при выборе исполнителя такого сервиса требовать предоставить методики работы и демонстрировать их применение на практике.
Однако практика не стоит на месте, а усложнение строек в России ставит и перед инжиниринговым сообществом, и перед нами, как его членами, новые вызовы.
Как правило, больше всего трудностей у инжиниринговой компании возникает при реализации проектов в регионах РФ, зачастую удаленных. Здесь особую значимость приобретают эффективные коммуникации, и не только логистика, а именно коммуникации с заказчиком, центральным офисом, подрядными организациями. Условием, которое обеспечивает успешное взаимодействие всех участников проекта, решение его задач, является создание единого информационного пространства, отражающего актуальный статус проекта. Чтобы параллельно вести несколько процессов и оперативно принимать решения, необходим доступ к самой актуальной документации и отчетности по проекту. Команда должна быть мобильна, постоянно находиться на связи, быстро видеть изменения и мгновенно на них реагировать.
Универсальным решением большинства проблем может стать внедрение автоматизированной системы управления качеством строительства. В 2014 году «Спектрум» совершил технологический рывок, создавая облачные серверы со встроенной методологией управления качеством для каждого из проектов.
Опыт применения такой системы оказался очень успешен в рамках удаленных проектов, например, аэропорта «Стригино» в Нижнем Новгороде, где ГК «Спектрум» выполняет функции технического заказчика и осуществляет управление строительством и финансово-технический мониторинг. Команда проекта в режиме реального времени ведет с применением мобильных технологий освидетельствование работ, документирует строительные недостатки, отправляет предписания подрядчикам, контролирует ход устранения строительных дефектов и недоделок. Заказчик может в режиме реального времени видеть ход реализации проекта, самую последнюю информацию о качестве работ подрядчиков на строительной площадке, аналитику, отчетность и принимать решения из центрального офиса.
Можно сказать, что автоматизация рутинных операций позволяет больше времени посвящать теперь самой технологии управления качеством строительства. Проект контролируется по параметрам: качество рабочей документации, качество строительства, качество мероприятий охраны труда и техники безопасности. В перспективе использование данной технологии позволит снизить показатели аварийности и травматизма на стройке, сократить число нарушений.
Помимо удаленных объектов автоматизированная система управления качеством строительства может быть эффективна для крупных и технически сложных проектов: стадионов, объектов транспортной инфраструктуры, высокотехнологичных фабрик, гостиниц, жилых комплексов, объектов здравоохранения и других. К тому же, становится возможным одновременно контролировать пул проектов, что значимо для заказчиков и инвесторов.
Инжиниринговые сервисы – та область, которая под давлением факторов развития рынка недвижимости переживает качественную трансформацию. Чтобы отвечать растущим запросам рынка, ведущим игрокам необходимо постоянно искать и внедрять инновационные эффективные решения, позволяющие улучшить качество предлагаемых сервисов, экономить время сотрудников и заказчиков, упрощать и автоматизировать процедуры.
Вот почему наряду с такими передовыми решениями, как цифровое моделирование зданий (BIM) и применение «зеленых технологий», не стоит забывать об улучшении базовых показателей – качества и скорости строительства, прозрачности процессов и оптимизации расходов. Этой цели отвечают современные системы управления качеством строительства.