Так называемый корпоративный, или фирменный, стиль компании в понимании большинства людей – это логотип характерной цветовой гаммы, который мы видим на визитках, рекламных щитах, бланках и даже на форменной одежде сотрудников офиса. Однако это всего лишь его визуальное воплощение. По сути же корпоративный стиль – это набор ощущений и посылов, которые должны ассоциироваться с компанией. Разработка любого стоящего дизайн-проекта начинается с определения корпоративного стиля. Именно он является отправной точкой в создании оригинального офисного интерьера.
Этапы работы над проектом
Внедрение корпоративного стиля в офисное пространство начинается с работы дизайнеров с заказчиками. Компания должна точно сформулировать, в чем заключается ее корпоративное кредо. Причем речь здесь идет не только о существующем логотипе и других стилеобразующих элементах, но и о технологии ведения бизнеса компании, ее философии, особенностях работы и т. д.
Получив всю исходную информацию, дизайн-студия анализирует ее, связывает воедино имеющиеся наработки по фирменному стилю или стилеобразующим элементам, требования к расположению внутренних помещений (в зависимости от схемы взаимодействия отделов), потребности сотрудников в плане организации рабочего места и предлагает комплексное решение организации офисного пространства. Планировочное решение (open space, коридорно-кабинетная или смешанная система), внутренняя отделка, цветовая гамма помещений и т. д. – все это и есть отражение образа компании в офисном интерьере. В зависимости от потребностей заказчика, специфики его деятельности выбирается и стиль мебели – классика, минимализм, hi-tech и т. д., а также цветовая гамма интерьера и материалы, которые будут использоваться.
«Один из последних крупных проектов, разработанных нашими дизайнерами, – российское представительство EATON, мирового поставщика комплексных решений по обеспечению качественного электропитания. Задача наших дизайнеров заключалась в том, чтобы оборудовать офис технологично и функционально. При этом он должен быть экологичным и соответствать корпоративной политике структуры. Для данного проекта была выбрана мебель-трансформер Tetrix. А кресла изготовили на итальянской фабрике Castel – их сделали в корпоративных цветах заказчика: оранжевом, черном, сером», - рассказал Алексей Вышкварко, генеральный директор группы компаний «Юнитекс».
Отразить корпоративный стиль в офисном пространстве можно либо цветовой гаммой, либо модельным рядом. Первое подразумевает использование в интерьере цветов, которые отражены в элементах корпоративного стиля. Второе – это заказ оригинальной, эксклюзивной мебели, которую никогда не встретишь у конкурентов и которая несет в себе стилеобразующие элементы корпоративного образа. К примеру, компания «Феликс» разработала проект для офиса МТС, где некоторые элементы офисного интерьера – овальной формы, как и символ, характеризующий фирменный стиль компании. По словам Дмитрия Иовлева, ведущего архитектора студии De-Viz: «Стиль мебели поддерживает воспринимаемый «возраст» и образ жизни компании. Например, для динамично развивающейся фирмы, основным элементом позиционирования которой является технологичность, один из вариантов – использование ультрасовременной эргономичной мебели. Английский банк с вековой историей будет подчеркивать свою надежность и консервативность, соответственно, здесь как вариант рассматривается использование качественной дорогой классической мебели».
Цветовые гаммы
В некоторых компаниях логотип подразумевает очень яркую цветовую гамму. Оформлять офис, к примеру, в ярко-красном или салатовом цвете нецелесообразно – это будет мешать эффективной работе. С другой стороны, если такая «типовая» задача все же стоит, она имеет вполне понятный алгоритм решения. К примеру, различными цветами корпоративного стиля могут обозначаться разные департаменты – «корпоративно» цветными здесь могут быть предметы мебели, отделочные материалы (штукатурка на стенах, напольное покрытие и т. д.) или навигационные элементы, которые также являются составляющими интерьера. Корпоративным цветом также дополняют интерьер – можно сделать в офисе несколько акцентных пятен, идентифицирующих компанию.
Специалисты уверены, что при создании корпоративного интерьера задачи не ограничиваются и не определяются соответствием логотипу, они гораздо шире. Буквальный перенос стилеобразующих элементов, скажем, фирменного знака, в офисное пространство далеко не всегда верен, хотя, скорее всего, он будет наиболее понятен неподготовленному заказчику. «Как правило, компании, которые заботятся о своем фирменном стиле, подбирают гармоничные сочетания цветов, - комментирует Евгения Сафронова, руководитель отдела рекламы компании «М-Дизайн», - В этой же гамме можно решить и весь интерьер – например, цветовое сочетание рабочих столов и кресел, мягкой мебели в зоне отдыха и так далее, а можно лишь расставить акценты, не делая корпоративные цвета доминирующей темой в офисе».
Зоны корпоративного стиля
Разумеется, не всякая офисная зона должна быть «корпоративной». Пространство reception в этом смысле уникально, потому что здесь, как нигде больше, можно быть свободным от предрассудков и предубеждений. Оформляя эту зону, можно смело использовать яркие цвета, большие логотипы на стенах. Все чаще здесь предусматривается плазменная панель, на которой демонстрируется ролик или фильм об истории компании и ее клиентах. Сотрудники на reception могут быть одеты в фирменную форму. «Приветствие должно быть ярким, запоминающимся и отражать корпоративный дух компании», – так эксперты говорят о специфике оформления зоны reception
Зона переговоров в этом смысле более деликатна. Войдя сюда, клиент/партнер уже получил порцию «корпоративности» и настроен на переговоры, от которых ничто не должно отвлекать. Поэтому оформлять это пространство в ярких фирменных цветах недопустимо, равно как и размещать логотип на стенах переговорной. Уместны лишь небольшие фирменные акценты, как то: корпоративные флажки на столе, бумага для записей с логотипами компании и пр. «Не всегда уместны корпоративные цвета при оформлении рабочей зоны, - рассказывает Антон Терентьев - генеральный директор Компании «ФЕЛИКС», - оптимальными будут пастельные и светлые тона, поскольку яркие цветовые решения, при долгом контакте с ними, могут негативно воздействовать на психику человека. Кабинеты руководителей также редко оформляются в корпоративных цветах. Здесь акцент делается на интересные мебельные композиции, которые должны произвести впечатление своей фундаментальностью или демократичностью, создать некий корпоративный образ».
Аксессуары
Аксессуары также могут отражать корпоративный стиль, и требования к их качеству и внешнему виду должны быть не ниже, чем к другим элементам интерьера. Ведь мелкая вещь может очень серьезно повлиять на имидж компании. Эксперты подчеркивают, что клиент может не заметить недорогие потолки Armstrong, но на дешевую ручку с наклеенным логотипом, которую ему предложат для подписания договора, он непременно обратит внимание.
К аксессуарам можно отнести многое – от вешалок и флажков до настенных часов и настольных приборов. На них не обязательно должен быть логотип – к примеру, календарь можно сделать той же геометрической формы, что и корпоративный знак. Главное, чтобы работала основополагающая идея. В этом смысле аксессуары вполне могут выступать как реклама.
Но в любом случае аксессуары должны органично вписываться в пространство и работать на общую философию компании.
Этапы работы над проектом
Внедрение корпоративного стиля в офисное пространство начинается с работы дизайнеров с заказчиками. Компания должна точно сформулировать, в чем заключается ее корпоративное кредо. Причем речь здесь идет не только о существующем логотипе и других стилеобразующих элементах, но и о технологии ведения бизнеса компании, ее философии, особенностях работы и т. д.
Получив всю исходную информацию, дизайн-студия анализирует ее, связывает воедино имеющиеся наработки по фирменному стилю или стилеобразующим элементам, требования к расположению внутренних помещений (в зависимости от схемы взаимодействия отделов), потребности сотрудников в плане организации рабочего места и предлагает комплексное решение организации офисного пространства. Планировочное решение (open space, коридорно-кабинетная или смешанная система), внутренняя отделка, цветовая гамма помещений и т. д. – все это и есть отражение образа компании в офисном интерьере. В зависимости от потребностей заказчика, специфики его деятельности выбирается и стиль мебели – классика, минимализм, hi-tech и т. д., а также цветовая гамма интерьера и материалы, которые будут использоваться.
«Один из последних крупных проектов, разработанных нашими дизайнерами, – российское представительство EATON, мирового поставщика комплексных решений по обеспечению качественного электропитания. Задача наших дизайнеров заключалась в том, чтобы оборудовать офис технологично и функционально. При этом он должен быть экологичным и соответствать корпоративной политике структуры. Для данного проекта была выбрана мебель-трансформер Tetrix. А кресла изготовили на итальянской фабрике Castel – их сделали в корпоративных цветах заказчика: оранжевом, черном, сером», - рассказал Алексей Вышкварко, генеральный директор группы компаний «Юнитекс».
Отразить корпоративный стиль в офисном пространстве можно либо цветовой гаммой, либо модельным рядом. Первое подразумевает использование в интерьере цветов, которые отражены в элементах корпоративного стиля. Второе – это заказ оригинальной, эксклюзивной мебели, которую никогда не встретишь у конкурентов и которая несет в себе стилеобразующие элементы корпоративного образа. К примеру, компания «Феликс» разработала проект для офиса МТС, где некоторые элементы офисного интерьера – овальной формы, как и символ, характеризующий фирменный стиль компании. По словам Дмитрия Иовлева, ведущего архитектора студии De-Viz: «Стиль мебели поддерживает воспринимаемый «возраст» и образ жизни компании. Например, для динамично развивающейся фирмы, основным элементом позиционирования которой является технологичность, один из вариантов – использование ультрасовременной эргономичной мебели. Английский банк с вековой историей будет подчеркивать свою надежность и консервативность, соответственно, здесь как вариант рассматривается использование качественной дорогой классической мебели».
Цветовые гаммы
В некоторых компаниях логотип подразумевает очень яркую цветовую гамму. Оформлять офис, к примеру, в ярко-красном или салатовом цвете нецелесообразно – это будет мешать эффективной работе. С другой стороны, если такая «типовая» задача все же стоит, она имеет вполне понятный алгоритм решения. К примеру, различными цветами корпоративного стиля могут обозначаться разные департаменты – «корпоративно» цветными здесь могут быть предметы мебели, отделочные материалы (штукатурка на стенах, напольное покрытие и т. д.) или навигационные элементы, которые также являются составляющими интерьера. Корпоративным цветом также дополняют интерьер – можно сделать в офисе несколько акцентных пятен, идентифицирующих компанию.
Специалисты уверены, что при создании корпоративного интерьера задачи не ограничиваются и не определяются соответствием логотипу, они гораздо шире. Буквальный перенос стилеобразующих элементов, скажем, фирменного знака, в офисное пространство далеко не всегда верен, хотя, скорее всего, он будет наиболее понятен неподготовленному заказчику. «Как правило, компании, которые заботятся о своем фирменном стиле, подбирают гармоничные сочетания цветов, - комментирует Евгения Сафронова, руководитель отдела рекламы компании «М-Дизайн», - В этой же гамме можно решить и весь интерьер – например, цветовое сочетание рабочих столов и кресел, мягкой мебели в зоне отдыха и так далее, а можно лишь расставить акценты, не делая корпоративные цвета доминирующей темой в офисе».
Зоны корпоративного стиля
Разумеется, не всякая офисная зона должна быть «корпоративной». Пространство reception в этом смысле уникально, потому что здесь, как нигде больше, можно быть свободным от предрассудков и предубеждений. Оформляя эту зону, можно смело использовать яркие цвета, большие логотипы на стенах. Все чаще здесь предусматривается плазменная панель, на которой демонстрируется ролик или фильм об истории компании и ее клиентах. Сотрудники на reception могут быть одеты в фирменную форму. «Приветствие должно быть ярким, запоминающимся и отражать корпоративный дух компании», – так эксперты говорят о специфике оформления зоны reception
Зона переговоров в этом смысле более деликатна. Войдя сюда, клиент/партнер уже получил порцию «корпоративности» и настроен на переговоры, от которых ничто не должно отвлекать. Поэтому оформлять это пространство в ярких фирменных цветах недопустимо, равно как и размещать логотип на стенах переговорной. Уместны лишь небольшие фирменные акценты, как то: корпоративные флажки на столе, бумага для записей с логотипами компании и пр. «Не всегда уместны корпоративные цвета при оформлении рабочей зоны, - рассказывает Антон Терентьев - генеральный директор Компании «ФЕЛИКС», - оптимальными будут пастельные и светлые тона, поскольку яркие цветовые решения, при долгом контакте с ними, могут негативно воздействовать на психику человека. Кабинеты руководителей также редко оформляются в корпоративных цветах. Здесь акцент делается на интересные мебельные композиции, которые должны произвести впечатление своей фундаментальностью или демократичностью, создать некий корпоративный образ».
Аксессуары
Аксессуары также могут отражать корпоративный стиль, и требования к их качеству и внешнему виду должны быть не ниже, чем к другим элементам интерьера. Ведь мелкая вещь может очень серьезно повлиять на имидж компании. Эксперты подчеркивают, что клиент может не заметить недорогие потолки Armstrong, но на дешевую ручку с наклеенным логотипом, которую ему предложат для подписания договора, он непременно обратит внимание.
К аксессуарам можно отнести многое – от вешалок и флажков до настенных часов и настольных приборов. На них не обязательно должен быть логотип – к примеру, календарь можно сделать той же геометрической формы, что и корпоративный знак. Главное, чтобы работала основополагающая идея. В этом смысле аксессуары вполне могут выступать как реклама.
Но в любом случае аксессуары должны органично вписываться в пространство и работать на общую философию компании.