Дениза Вартпатрикова, управляющий директор делового центра «Романов двор».
Говоря о ситуации на рынке ритейла в бизнес-центрах стоит отметить, что по нашим наблюдениям в последнее время предложение ощутимо сократилось, чего не скажешь, конечно, о стрит-ритейле. Несмотря на кризис, рестораторы проявляют активность и интерес к новым помещениям. Но видно, что охотнее и быстрее заключаются сделки по помещениям, ранее использовавшимися под рестораны, нежели по площадям Shell&Core, требующих инвестиций.
Но и тут все не так однозначно, все зависит от конкретного предложения, его расположения, площади и непосредственно ресторатора, который рассматривает локацию под тот или иной проект.
В качестве тренда мы отмечаем желание ресторатора предлагать партнерство арендодателям и делать совместные проекты, что, конечно, не всем интересно с точки зрения бизнеса. Также мы видим, что рестораторы стремятся предлагать различные вариации процента с оборота, при этом снижая процент. Или же стараются снизить фиксированную аренду, пытаются зафиксировать ее в рублях, предлагают различные вариации курсового коридора. Но, опять же, есть вариативность и сильные проекты, рестораторы с хорошими идеями, красивыми концепциями готовы заходить в премиальные локации и соглашаются на долларовый диапазон базовой аренды. В большей степени они, конечно, концентрируются на своей концепции, на том, насколько она совместима с помещением. Рестораторы смотрят, какой трафик смогут получить и исходя из этого рассчитывают ставку, которую готовы оплачивать. В качестве примера в данном случае можно привести открытие ресторана Correa’s в «Романовом дворе» 28 мая. Заведение гармонично вписалось в интерьеры комплекса, и очень хорошо дополнило инфраструктуру.