Офисный рынок Москвы глазами арендатора

Согласно опросу арендаторов и собственников офисной недвижимости, проведенному ведущей международной консалтинговой компанией в области недвижимости CBRE, 62% респондентов заявили о планах по сокращению расходов на аренду офисного помещения в текущих рыночных условиях.

5401

Согласно опросу арендаторов и собственников офисной недвижимости, проведенному ведущей международной консалтинговой компанией в области недвижимости CBRE, 62% респондентов заявили о планах по сокращению расходов на аренду офисного помещения в текущих рыночных условиях.

Наиболее популярным способом сокращения расходов стал пересмотр ставки аренды по текущему договору аренды. Согласно исследованию CBRE, в I квартале 2015 года объем сделок продления и пересмотра условий составил 85 000 кв. м, из которых объем сделок по пересмотру коммерческих условий составил 55 000 кв. м).

Сокращение расходов на офис



Источник: CBRE

На вопрос, какие факторы могут мотивировать арендатора на переезд в новый офис и на какие уступки готовы пойти девелоперы, были получены, прямо противоположные ответы. Арендаторы с наибольшим интересом рассмотрели бы ставку аренды, номинированную в рублях, менее охотно – увеличение срока арендных каникул и отделку помещения за счет арендодателя. Девелоперы же предпочитают инвестировать в отделку помещения для арендатора и увеличение срока арендных каникул. Наиболее нежелательный вариант  для девелопера – номинирование ставки аренды в рублях.

Что важнее для арендатора, и на какие условия готовы пойти девелоперы для нового арендатора


Источник: CBRE

Традиционно важнейшими факторами при выборе офисного помещения принято считать местоположение и транспортную доступность. Арендаторы, принимавшие участие в опросе, практически полностью удовлетворены своим настоящим офисом, а при наличии хорошего местоположения, важным фактором улучшения офиса, является качество управляющей компании, обеспеченность инфраструктурой, а также планировка офиса.

Мнения респондентов опроса совпали по ожиданиям по составу сопутствующей инфраструктуры. Наличие корпоративной столовой, кафе и ресторанов было признано наиболее важным составляющим, далее следуют банковские услуги, а магазины и фитнес-центр оказались менее важными. 

Куда пойти


Источник: CBRE

Результаты опроса CBRE показали, что наличие эффективного парковочного коэффициента остается важным для арендаторов, сотрудники не готовы отказаться от личного авто в пользу общественного транспорта. При этом из опроса следует, что личным автомобилем пользуются в среднем всего лишь 20-30% сотрудников.

Основная часть опрошенных арендаторов не готова к переводу сотрудников на удаленный доступ ради сокращения расходов на аренду офисного помещения. Также арендаторы не готовы и к применению концепции “desk-sharing” (рабочее место, которое не закреплено за определенным сотрудником и может быть использовано любым сотрудником), положительно высказались лишь 36% опрошенных компаний.

Консолидация интересна практически половине респондентов и при выборе места для нового офиса в таком случае предпочтительно зона между ТТК, но в пределах МКАД или в пределах ТТК.

По результатам опроса, наличие зеленого сертификата у офисного здания имеет значение лишь для 13% арендаторов.

Неоднозначно отношение арендаторов и девелоперов к ММДЦ Москва-Сити. Большая часть арендаторов считает, что окончательный статус делового района Москва-Сити приобретет через 3-4 года, к моменту полного завершения строительства всего комплекса.

Девелоперы  более позитивно оценивают Москва-Сити и в большинстве считают его уже сложившимся деловым районом.

Елена Денисова, директор отдела офисных помещений CBRE в России:

«Результаты нашего опроса подтвердили очевидные факты: бюджет, как и прежде, является основополагающим фактором при принятии решения об аренде нового офисного помещения. Неожиданным оказался ответ большинства арендаторов о том, что они полностью удовлетворены своим офисом, включая транспортную доступность и местоположение, тогда как качество управления, эффективность планировки и инфраструктура объекта вышли на первый план в рейтинге наиболее важных факторов.

Интересные выводы были сделаны респондентами в отношении Москва-Сити.  Cложившийся за более чем 20 лет имидж Москва-Сити, как большой строительной площадки с неразвитой инфраструктурой и транспортным сообщением, сохраняется в восприятии делового центра у большинства арендаторов до сих пор, несмотря на наличие трех станций метро и крупного торгового центра АФИ Молл в дополнение к насыщенной инфраструктуре каждого объекта в отдельности. Постоянная работа над улучшением имиджевой составляющей Москва-Сити позволит ускорить рост интереса и доверия арендаторов к деловому центру».

Об исследовании

Компания CBRE провела опрос среди 60 компаний-арендаторов, чтобы выяснить, что важно для арендаторов и собственников, и что они думают о рынке. Из 60 компаний, принявших участие в данном опросе, были 32 международные компании и 28 российских. Общая занимаемая площадь данных компаний составляет более 150 000 кв. м, из которых  66% относится к сегменту класса А, 34% - к сегменту класса В. Значительная часть респондентов – это представители таких отраслей, как консалтинг, ТНП, торговые сети, строительство, финансы, фарма, IT/Телеком.



иГРОКИ РЫНКА

CORE.XP

Денисова Елена

журнал CRE 3(448)

Вышел в свет апрельский номер журнала Commercial Real Estate № 448, участниками публикаций которого стали более сорока ведущих экспертов отрасли Читайте в номере: Тема номера – «Эра Р»: высокая ключевая ставка, дефицит площадок, инфляция, сложности с логистикой, ограничение доступа к международной экспертизе и IT-решениям, изменение скорости и качества жизни в больших городах, запросов потребителей и бум новых технологий – ближайшие годы пройдут для отрасли под знаком «трёх Р», рекон...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (14-20 апреля)

ЛСР откроет санаторий, в Петербурге появится свой "Сити", MR Group запускает MR Office, крупные складские сделки закрыты в Воронеже и Москве, CORE.XP открывает новое направление, а GSS Cosmetics оцифровывается. Эти новости, а также новые статьи из журналов CRE и CRE Retail - в нашей традиционной подборке за неделю.
20.04
Источник: FASHION HOUSE Group
Экспертный анализ

Долгая дорога в думах: почему покупатели так ждут возвращения иностранных брендов

Несмотря на отчёты об «окончательном обрусении рынка», курсе на «покупай российское», «обиде на иностранцев», возвращения транснациональных игроков, по данным опросов и обсуждений в соцсетях, очень ждут многие россияне. И хотя пока никто и никуда возвращаться не собирается (единичные заявления – не в счёт), потребительские настроения через три года после «великого исхода» иностранных компаний очевидны, а основная претензия покупателей к «заменителям» – не только и не столько рост цен, но рост цен при массовом же падении качества под девизом «при всём богатстве выбора другой альтернативы нет».

Начало. О том, почему в случае возвращения в страну иностранных бизнесов основным конкурентным преимуществом российских игроков станут качество клиентского опыта и локальная экспертиза, читайте в следующем материале.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.04
Источник: cre.ru
Проект

«Санкт-Петербург Сити» определился с концепцией

Разработана концепция общественно-делового центра «Санкт-Петербург Сити».
 
17.04
Источник: MR Group
Игроки рынка

MR Group запускает направление MR Office

Портфель нового направления включает 2.1 млн кв. м коммерческой недвижимости под единым брендом.
17.04
Источник: RBNA
Сделка

ПАРК М-4 принял маркетплейс

Один из самых крупных маркетплейсов России стал резидентом логистического комплекса ПАРК М-4.
 
17.04
Источник: SLAVA Concept
Экспертный анализ

Оформят возврат: почему качество клиентского опыта станет основным конкурентным преимуществом российских брендов

Качество клиентского опыта и локальная экспертиза станут самой важной компетенцией и основным конкурентным преимуществом российских игроков в случае возвращения в страну иностранных бизнесов. Однако с вызовом справятся далеко не все: сервис по-прежнему – слабое звено отечественных компаний, а изучать своего покупателя интересно единицам из них. С такими вводными мало кому помогут даже искусственные ограничения для «возвращенцев» и государственные программы поддержки, уверены собеседники CRE.

Продолжение. Начало см. здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
18.04
Источник: CMWP
Назначения

Майя Грехова возглавит УК CMWP

До прихода в CMWP Майя занимала различные руководящие должности в таких компаниях, как PRO Realty, УК «Фасиликом», «СМАРТ-Технологии», IBS и многих других. 
17.04

подпишись НА эксклюзивные новости cre