Офисный рынок Москвы глазами арендатора

Согласно опросу арендаторов и собственников офисной недвижимости, проведенному ведущей международной консалтинговой компанией в области недвижимости CBRE, 62% респондентов заявили о планах по сокращению расходов на аренду офисного помещения в текущих рыночных условиях.

5350

Согласно опросу арендаторов и собственников офисной недвижимости, проведенному ведущей международной консалтинговой компанией в области недвижимости CBRE, 62% респондентов заявили о планах по сокращению расходов на аренду офисного помещения в текущих рыночных условиях.

Наиболее популярным способом сокращения расходов стал пересмотр ставки аренды по текущему договору аренды. Согласно исследованию CBRE, в I квартале 2015 года объем сделок продления и пересмотра условий составил 85 000 кв. м, из которых объем сделок по пересмотру коммерческих условий составил 55 000 кв. м).

Сокращение расходов на офис



Источник: CBRE

На вопрос, какие факторы могут мотивировать арендатора на переезд в новый офис и на какие уступки готовы пойти девелоперы, были получены, прямо противоположные ответы. Арендаторы с наибольшим интересом рассмотрели бы ставку аренды, номинированную в рублях, менее охотно – увеличение срока арендных каникул и отделку помещения за счет арендодателя. Девелоперы же предпочитают инвестировать в отделку помещения для арендатора и увеличение срока арендных каникул. Наиболее нежелательный вариант  для девелопера – номинирование ставки аренды в рублях.

Что важнее для арендатора, и на какие условия готовы пойти девелоперы для нового арендатора


Источник: CBRE

Традиционно важнейшими факторами при выборе офисного помещения принято считать местоположение и транспортную доступность. Арендаторы, принимавшие участие в опросе, практически полностью удовлетворены своим настоящим офисом, а при наличии хорошего местоположения, важным фактором улучшения офиса, является качество управляющей компании, обеспеченность инфраструктурой, а также планировка офиса.

Мнения респондентов опроса совпали по ожиданиям по составу сопутствующей инфраструктуры. Наличие корпоративной столовой, кафе и ресторанов было признано наиболее важным составляющим, далее следуют банковские услуги, а магазины и фитнес-центр оказались менее важными. 

Куда пойти


Источник: CBRE

Результаты опроса CBRE показали, что наличие эффективного парковочного коэффициента остается важным для арендаторов, сотрудники не готовы отказаться от личного авто в пользу общественного транспорта. При этом из опроса следует, что личным автомобилем пользуются в среднем всего лишь 20-30% сотрудников.

Основная часть опрошенных арендаторов не готова к переводу сотрудников на удаленный доступ ради сокращения расходов на аренду офисного помещения. Также арендаторы не готовы и к применению концепции “desk-sharing” (рабочее место, которое не закреплено за определенным сотрудником и может быть использовано любым сотрудником), положительно высказались лишь 36% опрошенных компаний.

Консолидация интересна практически половине респондентов и при выборе места для нового офиса в таком случае предпочтительно зона между ТТК, но в пределах МКАД или в пределах ТТК.

По результатам опроса, наличие зеленого сертификата у офисного здания имеет значение лишь для 13% арендаторов.

Неоднозначно отношение арендаторов и девелоперов к ММДЦ Москва-Сити. Большая часть арендаторов считает, что окончательный статус делового района Москва-Сити приобретет через 3-4 года, к моменту полного завершения строительства всего комплекса.

Девелоперы  более позитивно оценивают Москва-Сити и в большинстве считают его уже сложившимся деловым районом.

Елена Денисова, директор отдела офисных помещений CBRE в России:

«Результаты нашего опроса подтвердили очевидные факты: бюджет, как и прежде, является основополагающим фактором при принятии решения об аренде нового офисного помещения. Неожиданным оказался ответ большинства арендаторов о том, что они полностью удовлетворены своим офисом, включая транспортную доступность и местоположение, тогда как качество управления, эффективность планировки и инфраструктура объекта вышли на первый план в рейтинге наиболее важных факторов.

Интересные выводы были сделаны респондентами в отношении Москва-Сити.  Cложившийся за более чем 20 лет имидж Москва-Сити, как большой строительной площадки с неразвитой инфраструктурой и транспортным сообщением, сохраняется в восприятии делового центра у большинства арендаторов до сих пор, несмотря на наличие трех станций метро и крупного торгового центра АФИ Молл в дополнение к насыщенной инфраструктуре каждого объекта в отдельности. Постоянная работа над улучшением имиджевой составляющей Москва-Сити позволит ускорить рост интереса и доверия арендаторов к деловому центру».

Об исследовании

Компания CBRE провела опрос среди 60 компаний-арендаторов, чтобы выяснить, что важно для арендаторов и собственников, и что они думают о рынке. Из 60 компаний, принявших участие в данном опросе, были 32 международные компании и 28 российских. Общая занимаемая площадь данных компаний составляет более 150 000 кв. м, из которых  66% относится к сегменту класса А, 34% - к сегменту класса В. Значительная часть респондентов – это представители таких отраслей, как консалтинг, ТНП, торговые сети, строительство, финансы, фарма, IT/Телеком.



иГРОКИ РЫНКА

CORE.XP

Денисова Елена

журнал CRE 11(445)

Декабрь 2024
Вышел из печати CRE №10 (444). Стратегический партнер журнала -  компания Pioneer  Конец года – время подводить итоги. Лучшие эксперты рынка коммерческой недвижимости рассказывают, что происходило в девелопменте, инвестировании, консалтинге, управлении недвижимостью. - Ключевой раунд: девелоперы упали и очнулись. - Не в одну корзину: куда выведут рынок инвестиционные рекорды 2024-го? - Разговорный жанр: консультанты снова стали самыми важными на рынке. - Управделами и пре...

Популярное

Источник: Риотэкс
Сделка

В БЦ «РТС «Партизанская» больше нет площадей

Компания Риотэкс в ноябре и декабре заключила сделки аренды совокупной площадью более 2 000 кв. м, что позволило довести заполняемость офисного центра до 100%.
16.12
Источник: CRE
События

CRE X-MAS: Итоги 2024 и ожидания 2025

В офисах, складах и даже торговых центрах рекордно низкая вакантность, инвестиционные сделки перевалили за триллион, недвижимость дорожает вместе с себестоимостью строительства и управлением, системные арендаторы идут покупать, а системные арендодатели продавать, девелоперы обещают много строить, а ЦБ обещает заградительную ставку еще на пару лет - это и многое другое обсудили лидеры рынка коммерческой недвижимости на итоговом мероприятии CRE X-mas 2025.
15.12
Источник: Accent Capital
Сделка

Accent Capital продал СК «А-Терминал»

Мультитемпературный склад площадью 55 600 кв. м находился в управлении компании с 2009 года. Теперь он перешел к другому институциональному инвестору. Консультантом сделки выступила компания CORE.XP. Сумма сделки не разглашается.
17.12
Источник: MR Group
Проект

MR Group добралась до крыши штаб-квартиры Яндекса

В настоящее время на финальную стадию вышли строительные работы по наружным сетям и внутренней отделке подземной части и инженерных помещений. Ведется устройство фасадов и кровли, монтаж внутренних инженерных систем и лифтов. 
16.12
Источник: CRE
Открытие

«Термолэнд» открылся у Речного вокзала

Площадь нового проекта от ГК «Основа» составила 5 000 кв. м. Он расположен на Ленинградском шоссе рядом с парком Северного речного вокзала.
16.12
Источник: CRE
Экспертный анализ

Камень точит: «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом

Несмотря на жёсткую денежно-кредитную политику государства, кратный рост e-commerce с переходом даже импульсных покупок в онлайн, очевидно неравноценные конкурентные условия у традиционных магазинов и маркетплейсов, инфляцию, рост курса валют, усложнявшуюся и дорожавшую логистику и кадровый голод, «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом. Сложности и заградительная стоимость поездок в другие страны и по России, дефицит доступного досугового предложения даже в Москве и Петербурге сделали то, что у ритейлеров не получалось все четыре года после пандемии коронавируса и событий-2022: в «каменную розницу» возвращались самые интересные для них покупатели – «атмосферные», с высоким средним чеком, но и высокими же требованиями к сервису и качеству клиентского опыта.

Продолжение. Начало см. здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.12
Источник: Пресс-служба Pridex
Назначения

Двойное усиление: Pridex Spaces укрепляет команду

Компания объявляет сразу о двух ключевых назначениях.
 
19.12

подпишись НА эксклюзивные новости cre