Офисный рынок Москвы глазами арендатора

Согласно опросу арендаторов и собственников офисной недвижимости, проведенному ведущей международной консалтинговой компанией в области недвижимости CBRE, 62% респондентов заявили о планах по сокращению расходов на аренду офисного помещения в текущих рыночных условиях.

Согласно опросу арендаторов и собственников офисной недвижимости, проведенному ведущей международной консалтинговой компанией в области недвижимости CBRE, 62% респондентов заявили о планах по сокращению расходов на аренду офисного помещения в текущих рыночных условиях.

Наиболее популярным способом сокращения расходов стал пересмотр ставки аренды по текущему договору аренды. Согласно исследованию CBRE, в I квартале 2015 года объем сделок продления и пересмотра условий составил 85 000 кв. м, из которых объем сделок по пересмотру коммерческих условий составил 55 000 кв. м).

Сокращение расходов на офис



Источник: CBRE

На вопрос, какие факторы могут мотивировать арендатора на переезд в новый офис и на какие уступки готовы пойти девелоперы, были получены, прямо противоположные ответы. Арендаторы с наибольшим интересом рассмотрели бы ставку аренды, номинированную в рублях, менее охотно – увеличение срока арендных каникул и отделку помещения за счет арендодателя. Девелоперы же предпочитают инвестировать в отделку помещения для арендатора и увеличение срока арендных каникул. Наиболее нежелательный вариант  для девелопера – номинирование ставки аренды в рублях.

Что важнее для арендатора, и на какие условия готовы пойти девелоперы для нового арендатора


Источник: CBRE

Традиционно важнейшими факторами при выборе офисного помещения принято считать местоположение и транспортную доступность. Арендаторы, принимавшие участие в опросе, практически полностью удовлетворены своим настоящим офисом, а при наличии хорошего местоположения, важным фактором улучшения офиса, является качество управляющей компании, обеспеченность инфраструктурой, а также планировка офиса.

Мнения респондентов опроса совпали по ожиданиям по составу сопутствующей инфраструктуры. Наличие корпоративной столовой, кафе и ресторанов было признано наиболее важным составляющим, далее следуют банковские услуги, а магазины и фитнес-центр оказались менее важными. 

Куда пойти


Источник: CBRE

Результаты опроса CBRE показали, что наличие эффективного парковочного коэффициента остается важным для арендаторов, сотрудники не готовы отказаться от личного авто в пользу общественного транспорта. При этом из опроса следует, что личным автомобилем пользуются в среднем всего лишь 20-30% сотрудников.

Основная часть опрошенных арендаторов не готова к переводу сотрудников на удаленный доступ ради сокращения расходов на аренду офисного помещения. Также арендаторы не готовы и к применению концепции “desk-sharing” (рабочее место, которое не закреплено за определенным сотрудником и может быть использовано любым сотрудником), положительно высказались лишь 36% опрошенных компаний.

Консолидация интересна практически половине респондентов и при выборе места для нового офиса в таком случае предпочтительно зона между ТТК, но в пределах МКАД или в пределах ТТК.

По результатам опроса, наличие зеленого сертификата у офисного здания имеет значение лишь для 13% арендаторов.

Неоднозначно отношение арендаторов и девелоперов к ММДЦ Москва-Сити. Большая часть арендаторов считает, что окончательный статус делового района Москва-Сити приобретет через 3-4 года, к моменту полного завершения строительства всего комплекса.

Девелоперы  более позитивно оценивают Москва-Сити и в большинстве считают его уже сложившимся деловым районом.

Елена Денисова, директор отдела офисных помещений CBRE в России:

«Результаты нашего опроса подтвердили очевидные факты: бюджет, как и прежде, является основополагающим фактором при принятии решения об аренде нового офисного помещения. Неожиданным оказался ответ большинства арендаторов о том, что они полностью удовлетворены своим офисом, включая транспортную доступность и местоположение, тогда как качество управления, эффективность планировки и инфраструктура объекта вышли на первый план в рейтинге наиболее важных факторов.

Интересные выводы были сделаны респондентами в отношении Москва-Сити.  Cложившийся за более чем 20 лет имидж Москва-Сити, как большой строительной площадки с неразвитой инфраструктурой и транспортным сообщением, сохраняется в восприятии делового центра у большинства арендаторов до сих пор, несмотря на наличие трех станций метро и крупного торгового центра АФИ Молл в дополнение к насыщенной инфраструктуре каждого объекта в отдельности. Постоянная работа над улучшением имиджевой составляющей Москва-Сити позволит ускорить рост интереса и доверия арендаторов к деловому центру».

Об исследовании

Компания CBRE провела опрос среди 60 компаний-арендаторов, чтобы выяснить, что важно для арендаторов и собственников, и что они думают о рынке. Из 60 компаний, принявших участие в данном опросе, были 32 международные компании и 28 российских. Общая занимаемая площадь данных компаний составляет более 150 000 кв. м, из которых  66% относится к сегменту класса А, 34% - к сегменту класса В. Значительная часть респондентов – это представители таких отраслей, как консалтинг, ТНП, торговые сети, строительство, финансы, фарма, IT/Телеком.



иГРОКИ РЫНКА

CBRE

Денисова Елена

журнал CRE 9-10 (387-388)

Май (1-2)
CRE №9-10 Ознакомиться с PDF-версией можно ЗДЕСЬ   Номер вышел при поддержке MD Facility Management www.mdpm.ru   City&Malls PFM www.cmpfm.ru   Raven Russia www.rrpa.ru   Radius Group www.radiusrussia.com В НОМЕРЕ:   Фоторепортаж CRE Moscow AWARDS 2021: почти голливудская история   Девелопмент Не время перекраивать офисные карты   Актуально Из жизни принимающих отдыхающих Сможет ли ажиотажный спрос изменить отношение к южным курортам России?   Законодательство ...

Популярное

Сделка

Сделка по продаже «Пекина» завершена

Покупателем выступил входящий в «Союз Маринс Групп» «Гостиничный Комплекс «Жемчужина». Продавцом ОАО «Бэйджинг-Инвест» - структура ГК «Галс». Сумма сделки оценивалась в 4,8 млрд рублей.

17.06
Сделка

Сделка по продаже БЦ «Технополис Пулково» закрыта

«Корпорация Стерх» приобрела бизнес-центр площадью 43 тыс. кв. м. Это крупнейшая инвестиционная сделка на петербургском рынке офисов класса А за всю историю. Консультантом выступила компания JLL.
17.06
События

Pro FM открыла Центр Компетенций в Comcity

Управляющая компания открыла в офисном парке Центр Инженерных Компетенций. Торжественное мероприятие, посвященное открытию проекта, состоялось 9 июня.

17.06
Игроки рынка

O1 Properties стала более стильной

Инвестиционная компания обновила фирменный стиль и сформулировала основные ценности – создание условий для процветания бизнеса арендаторов, повышение экологической эффективности и развитие комфортной городской среды.

18.06
Назначения

Евгения Хакбердиева расширяет полномочия в Knight Frank

В дополнение к должности директора департамента Евгения назначена региональным директором департамента торговой недвижимости международной консалтинговой компании.

18.06
Сделка

Ozon арендовал склад в «RAUM Бугры» под DarkStore

Площадь арендованного помещения составила 3000 кв. м.
17.06
Сделка

«Норникель» приземлился в Renaissance Center

Компания арендовала в петербургском БЦ офисный блок площадью 450 кв. м. Брокером сделки выступила компания Bright Rich | CORFAC Int.

18.06

подпишись НА эксклюзивные новости cre