Итоги 1 полугодия 2015 в сегменте торговых центров Москвы

Доля пустующих помещений в новых ТЦ снижается, в «старых» - растет.
5429

Доля пустующих помещений в новых ТЦ снижается, в «старых» - растет.

Рекорды продолжаются

За рекордом второго полугодия 2014 года на московском рынке торговых центров последовал рекорд первого полугодия 2015 г. Так, за первую половину текущего года в Москве было введено в эксплуатацию 5 торговых центров совокупной арендопригодной площадью 311,8 тыс. кв.м. Это самый большой объем ввода торговых площадей, зарегистрированных в Москве по результатам первых полугодий.


Торговые центры, открытые в Москве в Н1 2015

 

«Рекордный объем ввода в первом полугодии произошел благодаря открытию крупных объектов, в первую очередь, Columbus (140 тыс.кв.м GLA), –  комментирует Андрей Васюткин, руководитель отдела исследований и консалтинга МАГАЗИН МАГАЗИНОВ. – Во втором квартале открылся ТРЦ MARi – проект с многолетней историей. С вводом этого объекта на один долгострой в столице стало меньше. Тенденция прошлого года, когда торговые центры открываются с высокой долей пустующих площадей, продолжилась. Так, например, в том же MARi на момент запуска в эксплуатацию функционировали точки лишь на 9% GLA центра».

Доля пустующих площадей в ТЦ продолжила рост

Несмотря на рекордный объем ввода, реально функционирует в новых объектах на текущий момент чуть более половины площадей. Большой объема нового предложения, с одной стороны, оптимизация и приостановка планов развития многих сетей, с другой, приводят к тому, что количество не работающих помещений в московских ТЦ продолжает расти.  В среднем по рынку уровень пустующих площадей увеличился с 8,5% на конец 2014 года до 10% на текущий момент. Совокупный объем пустующих помещений в торговых центрах Москвы сейчас составляет порядка 520 тыс.кв.м GLA,  для явного представления – это больше, чем два  «Авиапарка» .

Примечание. МАГАЗИН МАГАЗИНОВ в своих расчетах использует показатель доли пустующих площадей, под которой понимается суммарная площадь закрытых/неработающих магазинов в процентном отношении к GLA торгового центра.

«Большая часть пустующих площадей приходится на новые торговые центры, то есть введенных в эксплуатацию в 2014 года и позже – в этих объектах не работают 35% от GLA. В торговых центрах, открытых до 2014 года, показатель пустующих площадей существенно ниже. Однако, если по новым объектам показатель со временем сокращается в силу того, что объекты привлекают арендаторов и дозаполняются, то в центрах, которые уже давно на рынке, идет обратная динамика – показатель пустующих помещений растет. На текущий момент в ТЦ этой категории насчитывается 6% нефункционирующих точек, против 4% в конце 2014 года. Конечно, есть объекты, которые и до кризиса испытывали проблемы с заполняемостью арендаторами, в них уровень пустующих помещений выше (например, «Афимолл» с 17%)». В новых же ТЦ, открытых в 2014 году, на конец года показатель пустующих площадей достигал 38% GLA против 32% на текущий момент», - констатирует Андрей Васюткин.

В начале года мы прогнозировали, что  уровень пустующих площадей в московских ТЦ к концу 2015 года достигнет показателя в 12-14%. Сейчас, с учетом  уточненных сроков ввода новых ТЦ прогноз может быть скорректирован. Мы считаем, что к концу года доля нефункционирующих точек в московских ТЦ будет составлять 11-13%. При этом, введенные после 2014 года ТЦ будут продолжать открывать магазины, а в ТЦ, открытых до 2014 года уровень пустующих площадей вырастет несущественно.


До конца года запланирован ввод еще четырех объектов

С учетом переноса сроков открытия ряда проектов, текущий прогноз по новому предложению ТЦ в Москве до конца года скорректирован. Напомним, что в начале года к открытию были запланированы 13 объектов совокупной арендопригодной площадью 657,1 кв.м GLA. Из заявленного объема в первом полугодии введено 47% от плана, на второе полугодие заявлено еще 25%, а оставшаяся треть перенесена на 2016 год. Сейчас к открытию до конца 2015 года заявлены 4 объекта совокупной GLA 161 тыс. кв.м.

Торговые центры, запланированные к вводу в Москве до конца 2015


«Заявленные планы девелоперов по открытию объектов в 2015 году серьезно скорректированы. Многие объекты уже сейчас перенесены на 2016 год. На замедление сроков строительства в текущих условиях влияет и удорожание заемного финансирования, и сложности с привлечением арендаторов. В совокупности, как мы и прогнозировали ранее, мы ожидаем, что по итогу года будет введено 60% от заявленного в начале года объема», - заключил Андрей Васюткин.



иГРОКИ РЫНКА

Магазин Магазинов

Васюткин Андрей

Консалтинг и брокеридж

Магазин Магазинов

журнал CRE 9(443)

Октябрь
Вышел из печати CRE №9 (443) Стратегический партнер журнала в 2024 году компания Pioneer компания ADG group Читайте спецвыпуск с ФОТОАЛЬБОМОМ по итогам церемонии награждения победителей премии CRE FEDERAL AWARDS 2024  ТЕМА НОМЕРА: Война миров: как противостояние в IT и отключение от сервисов влияют на рынок коммерческой недвижимости УПРАВЛЕНИЕ НЕДВИЖИМОСТЬЮ Все по полочкам. Как сегментируется рынок недвижимости ОФИСЫ Офис-сад. Что стоит знать об озеленении пространства ...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (14-20 октября)

Новый проект Capital Group, распродажи Газпрома и Траста, сразу две крупные сделки Aspace, крупный апарт-отель в Петербурге, развитие ТЦ «Фили Град», а также новые статьи из журналов CRE и CRE Retail - в нашей традиционной подборке за неделю.
20.10
Источник: CRE
Экспертный анализ

Электронная очередь: проиграет ли e-commerce «каменной рознице»?

В 2024-м впервые в истории российского рынка продажи одежды и обуви онлайн де-факто догнали оффлайн. С одной стороны, очевидно, что модель омниканальности в том виде, в котором игроки продвигали её много лет подряд – «онлайн не конкурирует, а дополняет оффлайн» – не работает: e-commerce не только конкурирует и уводит клиентов из «каменной розницы», но давно изменил доходность, форматы магазинов, потребительское поведение и расстановку сил. В пользу маркетплейсов традиционно говорят удобство «магазина на диване», «бесконечная полка» и цена. В пользу оффлайна – более высокое качество клиентского опыта, возможность примерки и тактильного контакта с товарами, «атмосферность», социализация и пр. С другой стороны, инфляция, удорожание и усложнение логистики, транзакций, падающий уровень сервиса, ценовая гонка, ужесточение условий работы и проблемы бизнес-модели самих маркетплейсов и электронной торговли в целом уже в ближайшие полгода могут сделать покупки в сети не такими привлекательными. Это, возможно, позволит отвоевать «каменной рознице» у онлайна не всё, но многое, а у e-commerce с середины 2025-го начнётся спад.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.10
Источник: Пресс-служба October Group
Открытие

В Питере открылся Well

Партнер October Group открыл первый апарт-отель Well формата well-being.
 
18.10
Источник: Lynks Property Management
Открытие

В ТЦ «Фили Град» будут «Дети и радости»

Детский клуб площадью 80 кв. м разместился на первом этаже торгового центра.
17.10
Источник: Пресс-служба «Железно»
Игроки рынка

«Железно» построит для регионов

Федеральный девелопер «Железно», чья штаб-квартира размещается в Кирове, планирует увеличить портфель КРТ проектов до 1 000 000 кв. м в 2024 г.
18.10
Источник: Aspace
Сделка

МТС Ads стала якорным арендатором Aspace Никольская

Компания заняла 622 рабочих места во флагманском пространстве Aspace, таким образом обеспечив практически 100%-ю заполняемость проекта. Консультантом сделки выступила компания Ricci.
17.10
Источник: cre.ru
Аукцион

«ТРАСТ» продает права требования

Банк «ТРАСТ» выставил на торги права (требования) к владельцам коммерческой недвижимости в Москве.
 
17.10

подпишись НА эксклюзивные новости cre