Итоги 1 полугодия 2015 в сегменте ТЦ России

Недостаток финансирования сказывается на плане и факте.
6501

Новое предложение невелико

В первом полугодии 2015 года в регионах России, без учета Москвы, было введено в эксплуатацию 7 ТЦ совокупной арендопригодной площадью 234 тыс. кв.м GLA. И если  Москва продолжает бить рекорды по вводу торговых площадей, то регионы России сокращают объемы нового предложения.

Торговые центры, введенные в эксплуатацию в регионах России в Н1 2015


Соотношение регионального объема нового предложения к столичному по результатам первой половины 2015 года составило примерно 40/60. Тем не менее, как мы и прогнозировали ранее, доля столицы будет постепенно снижаться, достигнув уровня в 25% к концу года. Сейчас мы фиксируем цифры, которые повторяют ситуацию прошлого кризиса, в самом пике которого доля Москвы в общем объеме ввода ТЦ была максимальной, а потом постепенно снижалась.

«Во втором квартале 2015 в регионах открылось мало торговых центров – всего три. Однако в этом есть определенная закономерность. Все региональные объекты, введенные в начале года, планировались к открытию до конца прошлого 2014 года и запустились бы в любом случае. По сути, такая же тенденция отмечалась и в предшествующую волну кризиса. Если провести параллель со вторым кварталом 2009 года, то можно заметить, что и тогда в регионах ввелось мало объектов (пять ТЦ в Q2 против 33 за весь год), и открытия также были не совсем успешными. Взять, к примеру, «Золотой Вавилон» (52 тыс. кв.м GLA) в Ростове-на-Дону – крупнейший проект, распахнувший свои двери в тот период. В центре на момент открытия функционировало 35 магазинов из 150», – комментирует Андрей Васюткин руководитель отдела исследований и консалтинга «Магазин Магазинов».

Соотношение Москвы и регионов в совокупном объеме ввода торговых центров


 

Торговые центры продолжили открываться пустыми

Как в Москве, так и в регионах, торговые центры открываются с минимальной долей функционирующих магазинов. Тенденция, начавшаяся в начале года, продолжилась и во втором квартале. Напомним, что, например, ТЦ «Италмас» в Ижевске по факту открылся только с действующим продуктовым якорем «Магнит», а СпешиLove в Перми – только с «Ашан Сити». Во втором квартале 2015 года открытие «Волны» в Барнауле также состоялось за счет премьеры «Ашана» в городе. В «Мурманск Молле»  большая часть открытых площадей пришлась на крупных арендаторов – «Спортмастер» и «Детский Мир».

Проблемы с финансированием влияют на планы девелоперов

До конца 2015 года в регионах России планируются к открытию еще 30 торговых центров совокупной арендопригодной площадью 1,2 млн кв.м. Напомним, что в начале года к открытию в 2015 году было заявлено свыше 60 объектов суммарной GLA 2,6 млн кв.м. В первом квартале эта цифра сократилась вдвое – до 1,3 млн кв.м. В целом, на вторую половину 2015 мы прогнозируем открытие не более 40% от заявленного объема.

«На тот факт, что большое количество объектов перенесло сроки открытия, влияют несколько факторов. Наиболее важный из них - это фактор, ставший значимым в середине прошлого года, - процесс согласования и пересогласования условий договоров аренды растягивался на более продолжительное время. У многих федеральных и международных операторов было ограничено финансирование и денег на развитие, по сути, не выделялось. Кроме того, банки либо поднимали стоимость кредитования (в среднем, ставки по кредитам выросли до 25-30%), либо вовсе отказывались выделять деньги на открытие магазинов, руководствуясь неблагоприятными макроэкономическими прогнозами. С того момента как раз и начал вставать вопрос о компенсации девелопером расходов на отделку. В условиях, когда затягивались переговоры о согласовании/пересогласовании условий с арендаторами, некоторые девелоперы искусственно затягивали сроки строительства или принимали решение о переносе даты ввода», - добавляет Андрей Васюткин.

Высокая стоимость заемных денег также повлияла на сроки реализации заявленных проектов. С учетом текущих ставок по кредитам, многие девелоперы не спешат переходить от бумажной фазы проектов к стройке. Банки, имея негативный опыт управления залоговыми объектами недвижимости, полученными в прошлый кризис, сейчас предпочитают, чтобы активные стройки торговых центров были завершены. При этом все стороны понимают, что какое-то время ТЦ будут работать полупустыми. Но эта ситуация оказывается предпочтительнее, чем заморозка строек.

Крупнейшие торговые центры, планируемые к вводу в Н2 2015




иГРОКИ РЫНКА

Магазин Магазинов

Васюткин Андрей

Консалтинг и брокеридж

Магазин Магазинов

журнал CRE 9(443)

Октябрь
Вышел из печати CRE №9 (443) Стратегический партнер журнала в 2024 году компания Pioneer компания ADG group Читайте спецвыпуск с ФОТОАЛЬБОМОМ по итогам церемонии награждения победителей премии CRE FEDERAL AWARDS 2024  ТЕМА НОМЕРА: Война миров: как противостояние в IT и отключение от сервисов влияют на рынок коммерческой недвижимости УПРАВЛЕНИЕ НЕДВИЖИМОСТЬЮ Все по полочкам. Как сегментируется рынок недвижимости ОФИСЫ Офис-сад. Что стоит знать об озеленении пространства ...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (14-20 октября)

Новый проект Capital Group, распродажи Газпрома и Траста, сразу две крупные сделки Aspace, крупный апарт-отель в Петербурге, развитие ТЦ «Фили Град», а также новые статьи из журналов CRE и CRE Retail - в нашей традиционной подборке за неделю.
20.10
Источник: CRE
Экспертный анализ

Электронная очередь: проиграет ли e-commerce «каменной рознице»?

В 2024-м впервые в истории российского рынка продажи одежды и обуви онлайн де-факто догнали оффлайн. С одной стороны, очевидно, что модель омниканальности в том виде, в котором игроки продвигали её много лет подряд – «онлайн не конкурирует, а дополняет оффлайн» – не работает: e-commerce не только конкурирует и уводит клиентов из «каменной розницы», но давно изменил доходность, форматы магазинов, потребительское поведение и расстановку сил. В пользу маркетплейсов традиционно говорят удобство «магазина на диване», «бесконечная полка» и цена. В пользу оффлайна – более высокое качество клиентского опыта, возможность примерки и тактильного контакта с товарами, «атмосферность», социализация и пр. С другой стороны, инфляция, удорожание и усложнение логистики, транзакций, падающий уровень сервиса, ценовая гонка, ужесточение условий работы и проблемы бизнес-модели самих маркетплейсов и электронной торговли в целом уже в ближайшие полгода могут сделать покупки в сети не такими привлекательными. Это, возможно, позволит отвоевать «каменной рознице» у онлайна не всё, но многое, а у e-commerce с середины 2025-го начнётся спад.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.10
Источник: Пресс-служба October Group
Открытие

В Питере открылся Well

Партнер October Group открыл первый апарт-отель Well формата well-being.
 
18.10
Источник: Lynks Property Management
Открытие

В ТЦ «Фили Град» будут «Дети и радости»

Детский клуб площадью 80 кв. м разместился на первом этаже торгового центра.
17.10
Источник: Пресс-служба «Железно»
Игроки рынка

«Железно» построит для регионов

Федеральный девелопер «Железно», чья штаб-квартира размещается в Кирове, планирует увеличить портфель КРТ проектов до 1 000 000 кв. м в 2024 г.
18.10
Источник: Aspace
Сделка

МТС Ads стала якорным арендатором Aspace Никольская

Компания заняла 622 рабочих места во флагманском пространстве Aspace, таким образом обеспечив практически 100%-ю заполняемость проекта. Консультантом сделки выступила компания Ricci.
17.10
Источник: cre.ru
Аукцион

«ТРАСТ» продает права требования

Банк «ТРАСТ» выставил на торги права (требования) к владельцам коммерческой недвижимости в Москве.
 
17.10

подпишись НА эксклюзивные новости cre