Об уровне активности международных брендов в России в 2015 году

Дмитрий Бурлов, генеральный директор МАГАЗИН МАГАЗИНОВ, рассказывает о представленности и перспективах международных сетей в России
5722
Уже пять лет подряд мы изучаем динамику активности международных сетей в России, преследуя следующие цели: отследить динамику развития глобальных брендов в нашей стране и уровень их проникновения на российский рынок, выявить наиболее перспективные города для экспансии брендов и определить основные тенденции развития международных сетей в России.

В текущей волне исследования наше внимание привлек тот факт, что впервые за всю историю наблюдений международные бренды закрыли в России больше магазинов, чем открыли, а совокупный прирост магазинов стал отрицательным. Так, в 2014 году закрылось 314 магазинов, а в 2015-м – уже 1024. На это повлияли и экономические, и политические факторы. В числе первых – рекордное падение оборота розницы с 1991 года, резкое ослабление курса рубля по отношению к доллару США и падение реальных денежных доходов населения. Основные политические факторы – обострение отношений со странами Запада, введение санкций и кризис на Украине. В результате всего этого международные бренды в России перешли от экстенсивного развития к политике оптимизации. При этом важно отметить, что рынок сохранял активность. Международные бренды открывали магазины, причем динамика открытий сопоставима с прошлыми годами: в 2014 году было открыто 1234 магазина, в 2015 году – 991. 

Стоит отметить, что за 2014 – 2015 годы 60 международных брендов открыли в России первые монобрендовые магазины, и это рекордное количество новых имен на российском рынке. В их числе, например, - Forever 21, Telepizza, Ferre Home, Silver Cross, Pimkie и целый ряд других. Но все эти бренды скорее тестировали российский рынок, не заявляя о своих планах по масштабной экспансии. 17 сетей решили покинуть российский рынок. Например, New Look, Esprit, River Island.

17 сетей решили покинуть российский рынок, например, New Look, Esprit, River Island. Значительная часть закрытий магазинов под международными брендами за минувший год пришлась на города с численностью населения от 500 тыс. до 1 млн человек, в то время как в миллионниках был даже небольшой положительный прирост количества магазинов.
 
Если не брать Москву и Санкт-Петербург, больше всего магазинов международных брендов на текущий момент открыто в городах Приволжского федерального округа: треть торговых точек, функционирующих в регионах России, работает именно здесь. Что касается Москвы, Санкт-Петербурга и Екатеринбурга, их можно назвать традиционными лидерами по уровню присутствия международных брендов в России, и их позиции по общему количеству представленных в городах международных брендов остаются неизменными пять лет подряд. 

Тенденция последних лет – смещение вектора девелоперской активности и активности международного ритейла в города с населением 300 – 500 тыс. человек. Регионы, перспективные для экспансии международных сетей, - Дальний Восток и Северный Кавказ, поскольку у них высокие показатели социально-экономического развития, здесь отмечается низкий уровень присутствия сетевого ритейла и пока нет достаточного предложения в торговых центрах современного уровня.

Активно продолжали открывать свои магазины профили общественного питания, товаров для детей и для дома, в то время как большая часть закрытых точек приходится на одежные сети среднего ценового сегмента. Покупательский спрос сместился на масс-маркет бренды.

В рассматриваемый период международные бренды активизировались в STREET-ритейле, причем наибольшую активность обеспечили фаст-фуд сети. В городах с недостаточным предложением площадей в ТЦ международные бренды открываются, большей частью, «на улице».

Таким образом, за последний год сети проводили политику оптимизации, закрывая нерентабельные магазины, наибольший отток которых пришелся на города с численностью населения от 500 тыс. до 1 млн человек. Больше всех торговых точек закрыли одежные бренды среднего ценового сегмента, в отличие от сетей общественного питания и сегмента «эконом», которые в кризис, напротив, чувствуют себя лучше. Также на российском рынке зафиксирован рекорд по выходу новых международных игроков, но новые бренды развиваются неактивно, тестируя рынок. Перспективными для экспансии международных сетей остаются города Дальнего Востока и Северного Кавказа.

Говоря о ближайших перспективах, можно предположить, что действующие игроки рынка не будут активно сокращать количество торговых точек, поскольку они уже провели оптимизацию. Новые участники продолжат неактивную экспансию. Кроме того, мы увидим небольшой прирост в количестве торговых точек, которому будут способствовать благоприятные условия на рынке торговой недвижимости и эффект низкой базы текущего года.  



журнал CRE 9 (429)

Сентябрь 2
Свежий CRE №9 (429) вышел в PDF-формате. Прочитать его можно ЗДЕСЬ Читайте в номере: Инвестиции ЛОЖЕЧКУ ЗА МАМУ «Диванные инвесторы» несут деньги в недвижимость Девелопмент ЖЕСТКИЙ ДЕФИЦИТ Возможности спекулятивного строительства складов ограничивает загруженность мощностей ключевых девелоперов Консалтинг ОБРУСЕВШИЕ Консалтинг становится локальным и менее востребованным Актуально БРОНЯ КРЕПКА Почему в России не появляются качественные национальные сервисы бронирования ...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (25 сентября - 1 октября)

Ключевое назначение в RD Management, новое направление в Ricci, сделка по продаже 14 ТРЦ «Мега», крупный ПСК для «Асконы», экологичный «Пионер», а также новые статьи из журналов CRE и CRE Retail – в нашей традиционной подборке.
01.10
Источник: Ricci
Игроки рынка

Ricci отправляется на Бали

Компания Ricci запустила новое направление Ricci Capital, деятельность которого будет сосредоточена на инвестициях в девелопмент на развивающихся зарубежных рынках. 

29.09
Источник: CRE
Экспертный анализ

Найден более быстрый маршрут

В сентябре российские грузоперевозчики в очередной раз обратились к правительству с просьбой – на этот раз о вводе транспортного демпфера, компенсации за сдерживание повышения стоимости доставки грузов. На фоне продолжающегося четвертый год роста себестоимости логистики, игроки вынуждены постоянно корректировать и стоимость доставки, что приводит к ценовым «качелям» уже в рознице. Однако при продолжающемся спаде покупательской способности, оттоке из страны части платежеспособного населения и изменении потребительского поведения, повышать цены для конечного покупателя дальше нельзя, считают эксперты.

Текст: Евгений Арсенин. Журнал CRE Retail.

28.09
Источник: Pioneer
Игроки рынка

Pioneer сертифицировал свои БЦ по российскому эко-стандарту

БЦ Botanica и Ostankino Business Park получили золотые сертификаты Ecosmart Office.
28.09
Источник: CRE
Переговоры

Morgan Stanley выходит из «Галереи»

Американский фонд договаривается о продаже 50% петербургского торгового центра арабской Mubadala.

28.09
Источник: CRE
Экспертный анализ

Возрастной ценз

По данным Росстата, количество жителей России старше трудоспособного возраста в прежних возрастных границах растёт с 2004 года. Так называемые «сильверы» становятся всё более активными потребителями товаров и услуг, хотя, в отличие от стран Западной Европы, рост этой категории для бизнеса по-прежнему сдерживается более низкими доходами и отличиями в модели покупательского поведения. Эксперты CRE – о том, как российские торговые центры, ритейлеры и рестораторы работают с «возрастными» клиентами уже сегодня.
 
Текст: Иван Майоров. Журнал CRE Retail
27.09
Источник: CRE
Игроки рынка

Лидеров рынка объединили в одну лигу

На церемонии вручения наград CRE Federal Awards 2023, состоявшейся 21 сентября, рынку коммерческой недвижимости была представлена CRE League, созданная, чтобы отметить уже сформированное наследие рынка коммерческой недвижимости России и способствовать росту профессионализма его игроков, поддержанию и развитию высоких стандартов работы и результативности.

 
27.09

подпишись НА эксклюзивные новости cre

Всегда будьте в курсе новостей CRE
Наш телеграм