Об уровне активности международных брендов в России в 2015 году

Дмитрий Бурлов, генеральный директор МАГАЗИН МАГАЗИНОВ, рассказывает о представленности и перспективах международных сетей в России
Уже пять лет подряд мы изучаем динамику активности международных сетей в России, преследуя следующие цели: отследить динамику развития глобальных брендов в нашей стране и уровень их проникновения на российский рынок, выявить наиболее перспективные города для экспансии брендов и определить основные тенденции развития международных сетей в России.

В текущей волне исследования наше внимание привлек тот факт, что впервые за всю историю наблюдений международные бренды закрыли в России больше магазинов, чем открыли, а совокупный прирост магазинов стал отрицательным. Так, в 2014 году закрылось 314 магазинов, а в 2015-м – уже 1024. На это повлияли и экономические, и политические факторы. В числе первых – рекордное падение оборота розницы с 1991 года, резкое ослабление курса рубля по отношению к доллару США и падение реальных денежных доходов населения. Основные политические факторы – обострение отношений со странами Запада, введение санкций и кризис на Украине. В результате всего этого международные бренды в России перешли от экстенсивного развития к политике оптимизации. При этом важно отметить, что рынок сохранял активность. Международные бренды открывали магазины, причем динамика открытий сопоставима с прошлыми годами: в 2014 году было открыто 1234 магазина, в 2015 году – 991. 

Стоит отметить, что за 2014 – 2015 годы 60 международных брендов открыли в России первые монобрендовые магазины, и это рекордное количество новых имен на российском рынке. В их числе, например, - Forever 21, Telepizza, Ferre Home, Silver Cross, Pimkie и целый ряд других. Но все эти бренды скорее тестировали российский рынок, не заявляя о своих планах по масштабной экспансии. 17 сетей решили покинуть российский рынок. Например, New Look, Esprit, River Island.

17 сетей решили покинуть российский рынок, например, New Look, Esprit, River Island. Значительная часть закрытий магазинов под международными брендами за минувший год пришлась на города с численностью населения от 500 тыс. до 1 млн человек, в то время как в миллионниках был даже небольшой положительный прирост количества магазинов.
 
Если не брать Москву и Санкт-Петербург, больше всего магазинов международных брендов на текущий момент открыто в городах Приволжского федерального округа: треть торговых точек, функционирующих в регионах России, работает именно здесь. Что касается Москвы, Санкт-Петербурга и Екатеринбурга, их можно назвать традиционными лидерами по уровню присутствия международных брендов в России, и их позиции по общему количеству представленных в городах международных брендов остаются неизменными пять лет подряд. 

Тенденция последних лет – смещение вектора девелоперской активности и активности международного ритейла в города с населением 300 – 500 тыс. человек. Регионы, перспективные для экспансии международных сетей, - Дальний Восток и Северный Кавказ, поскольку у них высокие показатели социально-экономического развития, здесь отмечается низкий уровень присутствия сетевого ритейла и пока нет достаточного предложения в торговых центрах современного уровня.

Активно продолжали открывать свои магазины профили общественного питания, товаров для детей и для дома, в то время как большая часть закрытых точек приходится на одежные сети среднего ценового сегмента. Покупательский спрос сместился на масс-маркет бренды.

В рассматриваемый период международные бренды активизировались в STREET-ритейле, причем наибольшую активность обеспечили фаст-фуд сети. В городах с недостаточным предложением площадей в ТЦ международные бренды открываются, большей частью, «на улице».

Таким образом, за последний год сети проводили политику оптимизации, закрывая нерентабельные магазины, наибольший отток которых пришелся на города с численностью населения от 500 тыс. до 1 млн человек. Больше всех торговых точек закрыли одежные бренды среднего ценового сегмента, в отличие от сетей общественного питания и сегмента «эконом», которые в кризис, напротив, чувствуют себя лучше. Также на российском рынке зафиксирован рекорд по выходу новых международных игроков, но новые бренды развиваются неактивно, тестируя рынок. Перспективными для экспансии международных сетей остаются города Дальнего Востока и Северного Кавказа.

Говоря о ближайших перспективах, можно предположить, что действующие игроки рынка не будут активно сокращать количество торговых точек, поскольку они уже провели оптимизацию. Новые участники продолжат неактивную экспансию. Кроме того, мы увидим небольшой прирост в количестве торговых точек, которому будут способствовать благоприятные условия на рынке торговой недвижимости и эффект низкой базы текущего года.  



журнал CRE 22-1 (358)

16.12.2019-15.01.2020
Девелопмент: Строительный обряд Несмотря на восстановление девелоперской активности и завершение острой фазы пятилетнего кризисного цикла, на рынок по-прежнему влияют дорогое финансирование, спад покупательской способности, изменение потребительского поведения и трансформация кадровых и логистических сегментов.  Консалтинг: Запишитесь на консультацию Увеличение спроса на консультационные услуги во всех сегментах, рост интереса к запросам для новых и нетрадиционных формато...

Популярное

Конфликт

В Москве снесут элитный апарт-комплекс

Апарт-комплекс Loft River на северо-западе Москвы будет снесен, поскольку его признали самовольной постройкой. Комплекс возвели без разрешения на строительство и заключения государственной экологической экспертизы.
16.01
Инвестиции

Датский конкурент IKEA вновь берет курс на Москву

В апреле 2020 г. свои двери откроет первый магазин JYSK в Москве.
 
15.01
Открытие

«Детский мир» открыл два магазина

Новые магазины сети «Детский мир» открылись в Сергиевом Посаде и Нальчике, один из них – в малом формате.
15.01
Назначения

Новое назначение в JLL

Алексей Кучвальский вновь возглавит отдел по работе с владельцами офисных помещений компании JLL.
16.01
Проект

Основатели JLL, MLP и Orco будут развивать в Москве склады для e-commerce

Майкл Ланге, Жан Франсуа Отт и Мишель Паскалис создали инвестиционный фонд для развития в Москве складов последней мили для сектора e-commerce.
15.01
Назначения

Metrika Investments – новое назначение

Елизавета Голышева возглавила департамент по управлению активами и аренде в компании Metrika Investments, входящей в структуру концерна «Россиум».
16.01
Сделка

Morgan Stanley можно поздравить!

Часть «Галереи» в Петербурге наконец-то продана. Morgan Stanley удалось закрыть сделку в конце декабря. Арабский фонд Mubadala приобрел 49%. 
17.01

подпишись НА эксклюзивные новости cre