Об уровне активности международных брендов в России в 2015 году

Дмитрий Бурлов, генеральный директор МАГАЗИН МАГАЗИНОВ, рассказывает о представленности и перспективах международных сетей в России
6061
Уже пять лет подряд мы изучаем динамику активности международных сетей в России, преследуя следующие цели: отследить динамику развития глобальных брендов в нашей стране и уровень их проникновения на российский рынок, выявить наиболее перспективные города для экспансии брендов и определить основные тенденции развития международных сетей в России.

В текущей волне исследования наше внимание привлек тот факт, что впервые за всю историю наблюдений международные бренды закрыли в России больше магазинов, чем открыли, а совокупный прирост магазинов стал отрицательным. Так, в 2014 году закрылось 314 магазинов, а в 2015-м – уже 1024. На это повлияли и экономические, и политические факторы. В числе первых – рекордное падение оборота розницы с 1991 года, резкое ослабление курса рубля по отношению к доллару США и падение реальных денежных доходов населения. Основные политические факторы – обострение отношений со странами Запада, введение санкций и кризис на Украине. В результате всего этого международные бренды в России перешли от экстенсивного развития к политике оптимизации. При этом важно отметить, что рынок сохранял активность. Международные бренды открывали магазины, причем динамика открытий сопоставима с прошлыми годами: в 2014 году было открыто 1234 магазина, в 2015 году – 991. 

Стоит отметить, что за 2014 – 2015 годы 60 международных брендов открыли в России первые монобрендовые магазины, и это рекордное количество новых имен на российском рынке. В их числе, например, - Forever 21, Telepizza, Ferre Home, Silver Cross, Pimkie и целый ряд других. Но все эти бренды скорее тестировали российский рынок, не заявляя о своих планах по масштабной экспансии. 17 сетей решили покинуть российский рынок. Например, New Look, Esprit, River Island.

17 сетей решили покинуть российский рынок, например, New Look, Esprit, River Island. Значительная часть закрытий магазинов под международными брендами за минувший год пришлась на города с численностью населения от 500 тыс. до 1 млн человек, в то время как в миллионниках был даже небольшой положительный прирост количества магазинов.
 
Если не брать Москву и Санкт-Петербург, больше всего магазинов международных брендов на текущий момент открыто в городах Приволжского федерального округа: треть торговых точек, функционирующих в регионах России, работает именно здесь. Что касается Москвы, Санкт-Петербурга и Екатеринбурга, их можно назвать традиционными лидерами по уровню присутствия международных брендов в России, и их позиции по общему количеству представленных в городах международных брендов остаются неизменными пять лет подряд. 

Тенденция последних лет – смещение вектора девелоперской активности и активности международного ритейла в города с населением 300 – 500 тыс. человек. Регионы, перспективные для экспансии международных сетей, - Дальний Восток и Северный Кавказ, поскольку у них высокие показатели социально-экономического развития, здесь отмечается низкий уровень присутствия сетевого ритейла и пока нет достаточного предложения в торговых центрах современного уровня.

Активно продолжали открывать свои магазины профили общественного питания, товаров для детей и для дома, в то время как большая часть закрытых точек приходится на одежные сети среднего ценового сегмента. Покупательский спрос сместился на масс-маркет бренды.

В рассматриваемый период международные бренды активизировались в STREET-ритейле, причем наибольшую активность обеспечили фаст-фуд сети. В городах с недостаточным предложением площадей в ТЦ международные бренды открываются, большей частью, «на улице».

Таким образом, за последний год сети проводили политику оптимизации, закрывая нерентабельные магазины, наибольший отток которых пришелся на города с численностью населения от 500 тыс. до 1 млн человек. Больше всех торговых точек закрыли одежные бренды среднего ценового сегмента, в отличие от сетей общественного питания и сегмента «эконом», которые в кризис, напротив, чувствуют себя лучше. Также на российском рынке зафиксирован рекорд по выходу новых международных игроков, но новые бренды развиваются неактивно, тестируя рынок. Перспективными для экспансии международных сетей остаются города Дальнего Востока и Северного Кавказа.

Говоря о ближайших перспективах, можно предположить, что действующие игроки рынка не будут активно сокращать количество торговых точек, поскольку они уже провели оптимизацию. Новые участники продолжат неактивную экспансию. Кроме того, мы увидим небольшой прирост в количестве торговых точек, которому будут способствовать благоприятные условия на рынке торговой недвижимости и эффект низкой базы текущего года.  



журнал CRE 9(443)

Октябрь
Вышел из печати CRE №9 (443) Стратегический партнер журнала в 2024 году компания Pioneer компания ADG group Читайте спецвыпуск с ФОТОАЛЬБОМОМ по итогам церемонии награждения победителей премии CRE FEDERAL AWARDS 2024  ТЕМА НОМЕРА: Война миров: как противостояние в IT и отключение от сервисов влияют на рынок коммерческой недвижимости УПРАВЛЕНИЕ НЕДВИЖИМОСТЬЮ Все по полочкам. Как сегментируется рынок недвижимости ОФИСЫ Офис-сад. Что стоит знать об озеленении пространства ...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (14-20 октября)

Новый проект Capital Group, распродажи Газпрома и Траста, сразу две крупные сделки Aspace, крупный апарт-отель в Петербурге, развитие ТЦ «Фили Град», а также новые статьи из журналов CRE и CRE Retail - в нашей традиционной подборке за неделю.
20.10
Источник: CRE
Экспертный анализ

Электронная очередь: проиграет ли e-commerce «каменной рознице»?

В 2024-м впервые в истории российского рынка продажи одежды и обуви онлайн де-факто догнали оффлайн. С одной стороны, очевидно, что модель омниканальности в том виде, в котором игроки продвигали её много лет подряд – «онлайн не конкурирует, а дополняет оффлайн» – не работает: e-commerce не только конкурирует и уводит клиентов из «каменной розницы», но давно изменил доходность, форматы магазинов, потребительское поведение и расстановку сил. В пользу маркетплейсов традиционно говорят удобство «магазина на диване», «бесконечная полка» и цена. В пользу оффлайна – более высокое качество клиентского опыта, возможность примерки и тактильного контакта с товарами, «атмосферность», социализация и пр. С другой стороны, инфляция, удорожание и усложнение логистики, транзакций, падающий уровень сервиса, ценовая гонка, ужесточение условий работы и проблемы бизнес-модели самих маркетплейсов и электронной торговли в целом уже в ближайшие полгода могут сделать покупки в сети не такими привлекательными. Это, возможно, позволит отвоевать «каменной рознице» у онлайна не всё, но многое, а у e-commerce с середины 2025-го начнётся спад.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.10
Источник: Пресс-служба October Group
Открытие

В Питере открылся Well

Партнер October Group открыл первый апарт-отель Well формата well-being.
 
18.10
Источник: Lynks Property Management
Открытие

В ТЦ «Фили Град» будут «Дети и радости»

Детский клуб площадью 80 кв. м разместился на первом этаже торгового центра.
17.10
Источник: Пресс-служба «Железно»
Игроки рынка

«Железно» построит для регионов

Федеральный девелопер «Железно», чья штаб-квартира размещается в Кирове, планирует увеличить портфель КРТ проектов до 1 000 000 кв. м в 2024 г.
18.10
Источник: Aspace
Сделка

МТС Ads стала якорным арендатором Aspace Никольская

Компания заняла 622 рабочих места во флагманском пространстве Aspace, таким образом обеспечив практически 100%-ю заполняемость проекта. Консультантом сделки выступила компания Ricci.
17.10
Источник: cre.ru
Аукцион

«ТРАСТ» продает права требования

Банк «ТРАСТ» выставил на торги права (требования) к владельцам коммерческой недвижимости в Москве.
 
17.10

подпишись НА эксклюзивные новости cre