Об уровне активности международных брендов в России в 2015 году

Дмитрий Бурлов, генеральный директор МАГАЗИН МАГАЗИНОВ, рассказывает о представленности и перспективах международных сетей в России
Уже пять лет подряд мы изучаем динамику активности международных сетей в России, преследуя следующие цели: отследить динамику развития глобальных брендов в нашей стране и уровень их проникновения на российский рынок, выявить наиболее перспективные города для экспансии брендов и определить основные тенденции развития международных сетей в России.

В текущей волне исследования наше внимание привлек тот факт, что впервые за всю историю наблюдений международные бренды закрыли в России больше магазинов, чем открыли, а совокупный прирост магазинов стал отрицательным. Так, в 2014 году закрылось 314 магазинов, а в 2015-м – уже 1024. На это повлияли и экономические, и политические факторы. В числе первых – рекордное падение оборота розницы с 1991 года, резкое ослабление курса рубля по отношению к доллару США и падение реальных денежных доходов населения. Основные политические факторы – обострение отношений со странами Запада, введение санкций и кризис на Украине. В результате всего этого международные бренды в России перешли от экстенсивного развития к политике оптимизации. При этом важно отметить, что рынок сохранял активность. Международные бренды открывали магазины, причем динамика открытий сопоставима с прошлыми годами: в 2014 году было открыто 1234 магазина, в 2015 году – 991. 

Стоит отметить, что за 2014 – 2015 годы 60 международных брендов открыли в России первые монобрендовые магазины, и это рекордное количество новых имен на российском рынке. В их числе, например, - Forever 21, Telepizza, Ferre Home, Silver Cross, Pimkie и целый ряд других. Но все эти бренды скорее тестировали российский рынок, не заявляя о своих планах по масштабной экспансии. 17 сетей решили покинуть российский рынок. Например, New Look, Esprit, River Island.

17 сетей решили покинуть российский рынок, например, New Look, Esprit, River Island. Значительная часть закрытий магазинов под международными брендами за минувший год пришлась на города с численностью населения от 500 тыс. до 1 млн человек, в то время как в миллионниках был даже небольшой положительный прирост количества магазинов.
 
Если не брать Москву и Санкт-Петербург, больше всего магазинов международных брендов на текущий момент открыто в городах Приволжского федерального округа: треть торговых точек, функционирующих в регионах России, работает именно здесь. Что касается Москвы, Санкт-Петербурга и Екатеринбурга, их можно назвать традиционными лидерами по уровню присутствия международных брендов в России, и их позиции по общему количеству представленных в городах международных брендов остаются неизменными пять лет подряд. 

Тенденция последних лет – смещение вектора девелоперской активности и активности международного ритейла в города с населением 300 – 500 тыс. человек. Регионы, перспективные для экспансии международных сетей, - Дальний Восток и Северный Кавказ, поскольку у них высокие показатели социально-экономического развития, здесь отмечается низкий уровень присутствия сетевого ритейла и пока нет достаточного предложения в торговых центрах современного уровня.

Активно продолжали открывать свои магазины профили общественного питания, товаров для детей и для дома, в то время как большая часть закрытых точек приходится на одежные сети среднего ценового сегмента. Покупательский спрос сместился на масс-маркет бренды.

В рассматриваемый период международные бренды активизировались в STREET-ритейле, причем наибольшую активность обеспечили фаст-фуд сети. В городах с недостаточным предложением площадей в ТЦ международные бренды открываются, большей частью, «на улице».

Таким образом, за последний год сети проводили политику оптимизации, закрывая нерентабельные магазины, наибольший отток которых пришелся на города с численностью населения от 500 тыс. до 1 млн человек. Больше всех торговых точек закрыли одежные бренды среднего ценового сегмента, в отличие от сетей общественного питания и сегмента «эконом», которые в кризис, напротив, чувствуют себя лучше. Также на российском рынке зафиксирован рекорд по выходу новых международных игроков, но новые бренды развиваются неактивно, тестируя рынок. Перспективными для экспансии международных сетей остаются города Дальнего Востока и Северного Кавказа.

Говоря о ближайших перспективах, можно предположить, что действующие игроки рынка не будут активно сокращать количество торговых точек, поскольку они уже провели оптимизацию. Новые участники продолжат неактивную экспансию. Кроме того, мы увидим небольшой прирост в количестве торговых точек, которому будут способствовать благоприятные условия на рынке торговой недвижимости и эффект низкой базы текущего года.  



журнал CRE 21 (357)

1-15.12.2019
Логистические цепочки «Почта России» в течение двух лет построит около сорока логохабов для сокращения сроков доставки общим объемом инвестиций, превышающим 30 млрд рублей. О создании собственной логистической платформы заявили также «Сбербанк» и ряд других игроков.  MAPIC-2019: Ривьера без русских С 13 по 15 ноября в Каннах проходила международная выставка в сфере коммерческой недвижимости MAPIC 2019. В 2019 году в выставке приняли участие более 8500 делега...

Популярное

Сделка

Huawei снял коворкинг от Capital Group

Компания стала моноарендатором площадки Business Club в башне «Федерация», открытой в июле 2019 года. Консультантом сделки выступила компания Cushman & Wakefield. Площадка в башне «Федерация» стала вторым на 100% заполненным коворкингом Business Club: первый проект в МФК «Город Столиц» был полностью реализован в июле 2019 года.
04.12
Переговоры

Morgan Stanley может продать ТЦ «Галерея» в декабре

Mubadala и РФПИ могут купить долю в петербургском ТЦ «Галерея» у Morgan Stanley уже в декабре этого года.
04.12
Управление недвижимостью

CBRE займется МФК AQUATORIA

CBRE выбрана эксклюзивным консультантом по сдаче в аренду и продаже офисных площадей в составе МФК AQUATORIA.
04.12
Сделка

Louis Vuitton купил особняк в центре Москвы

Moet Hennessy—Louis Vuitton приобрела особняк в Столешниковом переулке, в котором располагается бутик бренда.
 
03.12
Открытие

В БЦ «Кусково» зашли новые арендаторы

Кроме того, несколько действующих арендаторов увеличили арендуемые площади.
03.12
События

«Романов двор» приобщит к искусству

В бизнес-пространстве «Романов двор» открылась Altmans Gallery.
 
04.12
Игроки рынка

Акционер ГК «Основа» инвестирует в сеть парков развлечений

В Москве откроется 10 парков развлечений Challenge Park.
06.12

подпишись НА эксклюзивные новости cre